Алла Гурина
Составление рассказа по серии сюжетных картин «Скворцы прилетели»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование навыка составления повествовательного рассказа по серии сюжетных картин.
Задачи: 1. развитие общей моторики; стимулирование мыслительной и речевой активности детей.
2. упражнение детей в преобразовании деформированных фраз.
3. обучение детей составлению повествовательного плана рассказа с опорой на картины серии;
4. развитие словесно-логического мышления и памяти;
5. воспитание бережного, заботливого отношения к птицам.
Публикация «Составление рассказа по серии сюжетных картин „Скворцы прилетели“» размещена в разделах
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Скворцы и скворечники. Мастерим домики для птиц
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Оборудование: проектор, презентация с картинками или картинки, серия сюжетных картин “Скворцы”, листочки с предложениями.
Ход занятия
Организационный момент.
Пожелания по кругу, сопровождаемые самомассажем.
Я желаю, чтобы уши слушали внимательно. Я желаю, чтобы глаза все видели. Я желаю, чтобы голова думала правильно и не ошибалась. Я желаю, чтобы рот говорил красиво. Я желаю, чтобы руки писали аккуратно. Я желаю, чтобы тело было здоровым. Я желаю всем счастья!
Дыхательная гимнастика
«Ладошки»
Ладушки-ладошки, (дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч) Звонкие хлопошки. (руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты) Мы ладошки все сжимаем, (на счет «раз» — хватательные движения ладошками, сжатие) Носом правильно вдыхаем. (одновременно с движениями шумно шмыгаем носом) Как ладошки разжимаем, (сразу после короткого вдоха ладошки разжимаем) То свободно выдыхаем. (выдох уходит самостоятельно) На 4 счета делаем подряд 4 коротких вдоха — движения 3-4 мин перерыв.
Отгадывание загадки
Отгадайте, о каком времени года говорится в загадке. Я раскрываю почки, в зелёные листочки. Деревья одеваю, посевы поливаю, Движения полна, зовут меня … (весна)
Первый слайд -Какие признаки весны вы можете назвать? (перечисление) Предложите детям вспомнить и назвать перелетных птиц, затем просит внимательно послушать стихотворения-загадки: Крепкий деревянный дом С круглым маленьким окном, Он стоит на длинной ножке, Чтобы не залезли кошки (Скворечник)
Второй слайд: Для чего люди строят скворечники? (ответы детей) Прилетели певцы - Молодой весны гонцы. Они в скворечнике живут песни звонкие поют. (Скворцы)
Третий слайд: Какое время года было перед весной? (зима) -Злющая зима не хочет прихода весны, и скворцы не могут вернуться к нам обратно. -Зима запорошила все вокруг и построила препятствия. -Нужно помочь скворцам преодолеть невзгоды, чтобы они смогли вернуться в свои скворечники.
Основная часть. Весна очень хочет нам помочь и оставила для нас яркие, красочные картины. Предложите детям внимательно рассмотреть каждую картину и ответить на вопросы)
Картина № 1 Четвертый слайд -Кого вы видите на этой картине? Что делает учитель? Что делают дети? Для кого дети собираются строить домики? Как называют такие домики для птиц? Из чего дети будут строить? Почему дети решили построить скворечники?
Картина № 2 Пятый слайд -Что делают дети на этой картине? Что делают мальчики? А что делают девочки? Какими инструментами пользуются ребята? Из каких частей состоит скворечник? А как части скворечника соединяют между собой? Какое настроение у детей? Почему?
Картина № 3 Шестой слайд -Где находятся дети и учитель на этой картине? Какое время года изобразил художник на картине? Как одеты дети? Зачем ребята принесли с собой лестницу? Сколько скворечников сделали дети? Почему скворечники вешают высоко от земли? Какое настроение у ребят? Почему у ребят хорошее настроение?
Картина № 4 -Что мы видим на этой картине? Кто прилетел в скворечник? Понравился ли скворцам новый скворечник? Почему вы так думаете? Где находятся дети? Что они делают? Почему дети и учитель улыбаются?
Динамическая пауза. (По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения)
Прилетели скворцы - Молодой весны гонцы, Червяков они клюют И поют, поют, поют!
Игра на внимание «Запомни и назови». Предложите детям еще раз внимательно посмотреть на картины и запомнить как можно больше предметов, изображенных на них. Затем закрыть картины. Дети припоминают и называют предметы, относящиеся к первой, второй, третьей и четвертой картинам. Игра проводится в виде соревнования. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.
Составление предложений по опорным словам. Уточните у детей, какие птицы оставались с нами зимовать (ответы детей).
Воробьи и вороны тоже решили помешать скворцам вернуться и перепутали все слова в предложениях, а некоторые даже проглотили. (Детям раздаются слова, напечатанные на отдельных листочках. Необходимо прочитать слова и составить из них предложение, при этом окончание слов можно изменять).
Составление предложений
Наступить, долгожданная, весна. Солнышко, ярко, светить. Ребята, построить, скворечники. Учитель, помогать, дети. Дети, приготовить, доски, инструменты. Скворечники, прикрепить, деревья. Скворечники, поселиться, скворцы.
Игра «Путаница». Скажите детям о том, что скворцы поиграли с картинами, и перепутали их порядок. Попросите детей вспомнить, что было в начале этого рассказа, что в середине, что в конце и расставить картины по порядку. Придумывание названия рассказу.
Итог занятия. Задайте детям различные вопросы: Чем занимались на занятии? Что делали? Чему научились? Какие новые слова запомнили? Как отнеслись дети к птицам в рассказе? Как должны люди относиться к птицам и животным, природе? и т. д.