Ольга Сигаева
Сотрудничество педагогического коллектива и родителей в процессе творческого развития детей.
▼ Скачать + Заказать документы
Сотрудничество педагогического коллектива и родителей в процессе творческого развития детей.
В настоящее время используется термин «взаимодействие» детского сада и семьи, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Родители выступают в позиции партнеров, а не учеников воспитателей.
Публикация «Сотрудничество педагогического коллектива и родителей в процессе творческого развития детей,» размещена в разделах
Почему необходимо установить контакт с семьей ребенка? Один из важных механизмов социализации ребенка (по И. О. Кону) — подкрепление, что предполагает повторение одних и тех же требований к ребенку изо дня в день, единство воспитательных воздействий и их последовательность со стороны всех взрослых. Если этот механизм нарушается, то у ребенка плохо формируются навыки, привычки, он плохо усваивает правила поведения, начинает приспосабливаться, хитрить, могут даже возникнуть невротические проявления.
Главными задачами такого взаимодействия:
• обеспечить взаимодействие педагогов и родителей для развития творческих способностей у детей средствами рисования ;
• приобщение родителей к совместной деятельности по
• развитию творческих способностей у детей средствами рисования.
Как и в какой форме сообщать родителям знания? Это может быть использование традиционных форм общения, например, родительских собраний, конференций, бесед, консультаций, ширм, папок-передвижек и др. Какой-либо вопрос можно осветить устно на собрании, другой письменно, или же проводить «заочную» консультацию, где в одном конвертике будут помещаться вопросы родителей, а в другом — ответы на них.
В настоящее время используются нетрадиционные формы общения. Например, встреча «За круглым столом», где родители на равных могут обсудить с педагогами волнующие их проблемы; «Вечера вопросов и ответов»; «Устные журналы», к которым можно подобрать рубрики: «Это интересно знать», «Советы специалиста», «Говорят дети» и др. Каждая страница — это устное сообщение с иллюстрациями. К обсуждению проблем хорошо подключать и самих родителей, особенно тех, у кого имеется опыт воспитания, или же специалистов, имеющих отношение к миру детства (педиатр, юрист, библиотекарь и др.). Можно с родителями рассмотреть и частные вопросы воспитания детей, например, о развитии их речи, детской изобразительной деятельности, о физическом развитии и др., используя при этом детские рисунки, пособия для родителей, детскую литературу и др. Темы подбираются по желанию как педагога, так и родителей.
Встречи педагога с родителями не должны быть длительными, примерно 30—40 минут с использованием методов активизации родителей. К методам активизирующего характера относятся вопросы к родителям, приведение примеров из жизни группы конкретных детей, просмотр видеороликов, «ранжирование» по степени значимости каких-либо позиций (задач воспитания, потребностей ребенка и др.).
При сотрудничестве с родителями следует использовать формы работы:
Родительские встречи и собрания
Индивидуальные и групповые консультации
Беседы
Анкетирование
Наглядные формы работы: ширмы, папки-передвижки
Выставки совместных работ родителей и детей
Совместные праздники и развлечения.
Родительские встречи и собрания
Индивидуальные и групповые консультации, беседы
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.
Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании и обучении. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие.
Помимо общения с родителями на запланированных родительских собраниях, в течение всего года необходимо постоянно проводить с ними индивидуальные беседы и консультации. В основном форму работы использовать с родителями тех детей, у которых имеются какие-либо затруднения в усвоении предлагаемого материала или по вопросам, поступающим от родителей.
Разговаривать об успехах и неудачах детей и их причинах индивидуально с каждым родителем.
Групповые консультации проводить по следующим темам:
«Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребёнка дошкольника».
«Как понимать и ценить детские рисунки»
«Как организовать домашнее занятие по рисованию»
«Тайна детского рисунка»
«Этапы развития детского рисунка»
Наглядные формы работы
Создать уголок для родителей «Наши рисунки!», в котором предлагаются различные методические разработки, интересные материалы и занятия в игровой форме, по которым они вместе с детками могут заниматься дома дополнительно.
В уголок «Наши рисунки!» включить следующие разработки по развитию творческих способностей у детей средствами рисования.
«Развитие цветового восприятия у детей старшего дошкольного возраста»
«Использование нетрадиционных техник рисования»
«Пальчиковая гимнастика»
Выставка совместных работ
В конце года провести совместную выставку родителей и детей. Все родители будут довольны результатами своих совместных работ с детьми.
В итоге родители выразят своё желание совместно с педагогом развивать творческие способности детей средствами рисованием.