Наталья Ермолаева
Соответствие программ по экономическому воспитанию дошкольников требованиям ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей (пункт 2.1 ФГОС ДО).
Публикация «Соответствие программ по экономическому воспитанию дошкольников требованиям ФГОС ДО» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
При этом во ФГОС ДО подчеркивается возможность реализации разных программ в различных структурных подразделениях одной ДОО, а сама программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста, что полностью соответствует специфике предлагаемого содержания – экономическому воспитанию дошкольников.
Любая образовательная программа дошкольного образования направлена на создание благоприятных условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и
соответствующих возрасту видов деятельности.
Ведущим принципом включения экономического воспитания в образовательную деятельность выступает интеграция основных видов деятельности дошкольников : коммуникативной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой, двигательной. Деятельность ребенка дошкольного возраста, являясь основой интеграции, способна объединять разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта (новое знание, рисунок, поделка, танец, театральная постановка и др., в создание которого включены воспитатели, дети и родители (законные представители).
В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательная деятельность в ДОО должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать все образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Экономическое воспитание целесообразно включать в следующие образовательные области:
1. Социально-коммуникативное развитие предполагает усвоение дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, связанные с отношением к личным и семейным финансам. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками может и должно строиться с использованием различных ролевых моделей, тесно связанных с ведением домохозяйства.
Практические занятия по программе экономического воспитания должны способствовать активному становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, а также развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Социально-коммуникативное развитие дошкольника при изучении основ
финансовой грамотности обеспечивает формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; создает возможности для обучения приемам безопасного рационального поведения в социуме на примерах из сказок и иных источников, где демонстрируется ошибочное поведение героев.
2. Познавательное развитие осуществляется через исследование ребенком себя и мира вокруг, включая финансовую и социальную сферу. Оно предполагает развитие интересов детей, их воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах (форме, цвете, размере, материале, количестве, пространстве и времени, причинах и следствиях и др., основных понятиях (деньги, экономия, сбережения и пр.).
3. Речевое развитие как компонент активного коммуникативного поведения является важнейшим элементом социализации ребенка в мире финансовых отношений взрослых. При помощи речи дошкольник овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Речевое развитие предполагает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с детской литературой и понимание текстов различных жанров.
4. Художественно-эстетическое развитие очень важно в процессе изучения основ финансовой грамотности и предполагает формирование эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда, общественной жизни, быта. Этическое воспитание занимает особое место в системе образования детей дошкольного возраста и играет важную роль в общем развитии ребенка, способствует развитию воображения и фантазии, формированию эстетических чувств и ценностей, ценностных ориентаций, в процессе обсуждения художественных произведений развивается устная речь.
5. В процессе физического развития совершенствуются двигательная деятельность детей, равновесие, координация, крупная и мелкая моторика обеих рук, формируются представления о разных видах спорта, навыки подвижных игр, закладываются основы здорового образа жизни, его основные нормы и правила (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы по основам финансовой грамотности и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности как сквозных механизмах развития ребенка). В процессе интеграции всех указанных выше направлений рекомендуется использовать дидактические формы, обеспечивающие синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегральных качеств личности дошкольника. Следует учитывать, что игра, общение и исследовательская познавательная деятельность – это те виды деятельности, которые являются на данном этапе образования для дошкольника ведущими и значимыми.
ФГОС ДО рекомендует для детей дошкольного возраста такие виды деятельности, как: игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры); коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из различного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная (рисование, лепка, аппликация, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная
Игра «Деньги получили – ерунды накупили»
Цель: формируем представление о важности планирования покупок, разумного подхода к покупкам и трате денег.
Образовательные области: познание, социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие.
Словарь: покупки, тратить, покупать, упаковка, реклама.
Материалы: карточки с изображением товаров, таблички с рекламой, табличка с названием «Супермаркет Дюймовочка», картонные монеты (условные деньги).
Ход игры:
Ведущий: Научиться тратить деньги грамотно нелегко. В магазинах много интересных товаров в красивой упаковке, разных коробочек, пакетиков. Хочется купить и то, и другое. Но на все денег никогда не хватит. Деньги зарабатываются трудом, поэтому к ним надо относиться бережно. Делая покупки, следует всегда выбирать то, что сейчас для вас важнее.
Сейчас мы сыграем в игру и убедимся, что если покупки не планировать, а покупать только из-за красивой упаковки или следуя призывам рекламы, можно истратить деньги на ненужные товары.
Ведущий делит детей на условные семьи, каждая семья получает по пять монет на покупки и отправляется в супермаркет.
На столе с табличкой «супермаркет» раскладываются карточки лицевой стороной, где нарисована только упаковка товара. Ведущий предупреждает, что, делая покупки, члены семьи должны советоваться и ориентироваться на упаковку и рекламу. Члены семьи, не переворачивая карточки, кладут их в сумку (пакет, коробочку и пр.). Каждая покупка (карточка) имеет цену в одну монету. Сделав
покупки (истратив все деньги, семьи возвращаются на свои места и вскрывают упаковки (переворачивают карточки). На обратной стороне каждой карточки указано, что за товар купили.
Все вместе подводят итог, правильно ли так тратить деньги.
Девиз данной технологии: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения».
Примеры. Если группа достаточно большая и вам нужно поделить ее на четыре подгруппы, попросите участников встать по четырем углам. В один угол те, кто родился весной, в другой те, кто родился летом, и т. д. Вызовите участников по числу нужных вам команд. Они выбирают первых участников команд. Далее первые выбранные выбирают вторых. Затем вторые выбирают третьих и т. д. Для образования пар детей ведущий держит в руке шерстяные нити или веревочки длиной до одного метра (на половину количества участников) так, что концы свешиваются справа и слева. Каждый из участников хватает конец нитки (веревки) и, не выпуская его, отыскивает свою пару.
Берутся четыре-пять открыток (одинаковых или разных; лучше большого формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются. Каждый из детей вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки. Условие: сколько раз ведущий (который становится в сторонке, чтобы его все видели) хлопнет в ладоши, по столько человек, взявшись за руки, дружно произносят: «Мы готовы!», дети образуют «тесное» колечко. Например, после трех хлопков все разбиваются в колечки по тройкам, кто быстрее.
2. Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, пословицы, художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации всех образовательных областей. Чтение – является основной формой восприятия художественной литературы. Беседы-обсуждения – одна из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по разным темам.
труд – основа жизни, работать и зарабатывать, как придумали деньги, какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся, как деньги попадают к нам в дом, как складывается стоимость товара, реклама, долги, тратим разумно, экономим, все по плану, жадность и пр.
Пример обсуждения пословиц и поговорок о труде:
ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ
«Послушайте поговорки и сделайте вывод, как следует правильно браться за дело:
1. «Думай с вечера, что делать поутру»
2. «За все дела браться – ничего не сделать»
3. «Делали наспех и сделали на смех»
Из поговорок можно сделать вывод, что следует планировать свои дела, браться вначале за одно дело, а не за все сразу и не выполнять на скорую руку, не торопиться».
Примерный ход занятия
Воспитатель : Ребята, сегодня мы продолжим с вами говорить о труде и трудолюбии. Скажите мне, пожалуйста, часто ли вы сидите дома без дела или всегда находите себе занятие? (Ответы детей.)
Воспитатель : Ребята, послушайте, я вам прочитаю стихотворение: «Пусть игрушки дружат с нами,
Обижать мы их не станем,
Поиграем, а потом
Все на место уберем.
Сами мы себе поможем,
По местам мы их разложим
Игрушки не люди, но все понимают
И очень не любят, когда их ломают!»
Воспитатель : А расскажите, какие игрушки у вас самые любимые?
Игрушки стоят на своих местах и ждут нас. Наша группа всегда чистая, красивая. Что для этого нужно сделать? (Ответы детей).
ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель : Ребята, наши куклы загрустили. Скоро праздник 8 Марта, а у них испачканы платья. Как мы можем им помочь?
Дети: Можно платья постирать.
Воспитатель : Правильно. А что нам для этого понадобится?
Дети: Вода, мыло, тазики, клеенка на столы, мыльницы, кукольная одежда, веревка и прищепки.
Воспитатель : А как мы будем стирать белье?
Дети отвечают по очереди:
- Накроем столы клеенкой.
- Нальем воду в тазики.
- Намочим белье в воде.
- Возьмем мыло из мыльницы, намылим белье, потрем его.
- Затем белье надо прополоскать.
- Отжать белье двумя руками. Стряхнуть.
- Развесить на веревке, аккуратно расправив, закрепить прищепками.
Воспитатель : Где находится мыло после намыливания белья?
Дети: Мыло надо положить в мыльницу, чтоб «не убежало» со стола.
Воспитатель : Ребята, что мы должны сделать, чтоб не намочить свою одежду во время работы?
Дети: Надо надеть фартуки и закатать рукава.
Дети выполняют трудовые действия. В процессе детской самостоятельной
деятельности воспитатель подходит к детям и, если нужно, помогает советом или показом действий.
ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ
Давайте вспомним с вами пословицы и поговорки о труде.
1-ый ребенок: Терпение и труд все перетрут.
2-ой ребенок: Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
3-ий ребенок: Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
4-ый ребенок: Птицу узнают в полете, а человека в работе.
Воспитатель : Дети, мы уже с вами знаем, все существа на земле должны трудиться: и люди, и животные, и насекомые, и птицы. Но бывает и так, что не все трудятся. Даже среди насекомых можно встретить и трудолюбивых, и ленивых, как в басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».
ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ
Для закрепления понятий, изученных в ходе занятий, рекомендуется применять загадки:
На товаре быть должна
Обязательно (цена). 12
Коль трудился целый год
Будет кругленьким (доход).
Очень вкусная витрина
Овощного… (магазина).
3. Тематические стенды, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам. Например: «Торговые предприятия»,