МААМ-картинки

Соответствие программ по экономическому воспитанию дошкольников требованиям ФГОС до

Наталья Ермолаева
Соответствие программ по экономическому воспитанию дошкольников требованиям ФГОС до

В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей (пункт 2.1 ФГОС ДО).

Публикация «Соответствие программ по экономическому воспитанию дошкольников требованиям ФГОС ДО» размещена в разделах

При этом во ФГОС ДО подчеркивается возможность реализации разных программ в различных структурных подразделениях одной ДОО, а сама программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста, что полностью соответствует специфике предлагаемого содержания – экономическому воспитанию дошкольников.

Любая образовательная программа дошкольного образования направлена на создание благоприятных условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и

соответствующих возрасту видов деятельности.

Ведущим принципом включения экономического воспитания в образовательную деятельность выступает интеграция основных видов деятельности дошкольников : коммуникативной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой, двигательной. Деятельность ребенка дошкольного возраста, являясь основой интеграции, способна объединять разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта (новое знание, рисунок, поделка, танец, театральная постановка и др., в создание которого включены воспитатели, дети и родители (законные представители).

В соответствии с требованиями ФГОС ДО образовательная деятельность в ДОО должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать все образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Экономическое воспитание целесообразно включать в следующие образовательные области:

1. Социально-коммуникативное развитие предполагает усвоение дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, связанные с отношением к личным и семейным финансам. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками может и должно строиться с использованием различных ролевых моделей, тесно связанных с ведением домохозяйства.

Практические занятия по программе экономического воспитания должны способствовать активному становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, а также развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Социально-коммуникативное развитие дошкольника при изучении основ

финансовой грамотности обеспечивает формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; создает возможности для обучения приемам безопасного рационального поведения в социуме на примерах из сказок и иных источников, где демонстрируется ошибочное поведение героев.

2. Познавательное развитие осуществляется через исследование ребенком себя и мира вокруг, включая финансовую и социальную сферу. Оно предполагает развитие интересов детей, их воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах (форме, цвете, размере, материале, количестве, пространстве и времени, причинах и следствиях и др., основных понятиях (деньги, экономия, сбережения и пр.).

3. Речевое развитие как компонент активного коммуникативного поведения является важнейшим элементом социализации ребенка в мире финансовых отношений взрослых. При помощи речи дошкольник овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Речевое развитие предполагает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с детской литературой и понимание текстов различных жанров.

4. Художественно-эстетическое развитие очень важно в процессе изучения основ финансовой грамотности и предполагает формирование эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда, общественной жизни, быта. Этическое воспитание занимает особое место в системе образования детей дошкольного возраста и играет важную роль в общем развитии ребенка, способствует развитию воображения и фантазии, формированию эстетических чувств и ценностей, ценностных ориентаций, в процессе обсуждения художественных произведений развивается устная речь.

5. В процессе физического развития совершенствуются двигательная деятельность детей, равновесие, координация, крупная и мелкая моторика обеих рук, формируются представления о разных видах спорта, навыки подвижных игр, закладываются основы здорового образа жизни, его основные нормы и правила (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы по основам финансовой грамотности и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности как сквозных механизмах развития ребенка). В процессе интеграции всех указанных выше направлений рекомендуется использовать дидактические формы, обеспечивающие синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегральных качеств личности дошкольника. Следует учитывать, что игра, общение и исследовательская познавательная деятельность – это те виды деятельности, которые являются на данном этапе образования для дошкольника ведущими и значимыми.

ФГОС ДО рекомендует для детей дошкольного возраста такие виды деятельности, как: игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры); коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из различного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная (рисование, лепка, аппликация, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная

Игра «Деньги получили – ерунды накупили»

Цель: формируем представление о важности планирования покупок, разумного подхода к покупкам и трате денег.

Образовательные области: познание, социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие.

Словарь: покупки, тратить, покупать, упаковка, реклама.

Материалы: карточки с изображением товаров, таблички с рекламой, табличка с названием «Супермаркет Дюймовочка», картонные монеты (условные деньги).

Ход игры:

Ведущий: Научиться тратить деньги грамотно нелегко. В магазинах много интересных товаров в красивой упаковке, разных коробочек, пакетиков. Хочется купить и то, и другое. Но на все денег никогда не хватит. Деньги зарабатываются трудом, поэтому к ним надо относиться бережно. Делая покупки, следует всегда выбирать то, что сейчас для вас важнее.

Сейчас мы сыграем в игру и убедимся, что если покупки не планировать, а покупать только из-за красивой упаковки или следуя призывам рекламы, можно истратить деньги на ненужные товары.

Ведущий делит детей на условные семьи, каждая семья получает по пять монет на покупки и отправляется в супермаркет.

На столе с табличкой «супермаркет» раскладываются карточки лицевой стороной, где нарисована только упаковка товара. Ведущий предупреждает, что, делая покупки, члены семьи должны советоваться и ориентироваться на упаковку и рекламу. Члены семьи, не переворачивая карточки, кладут их в сумку (пакет, коробочку и пр.). Каждая покупка (карточка) имеет цену в одну монету. Сделав

покупки (истратив все деньги, семьи возвращаются на свои места и вскрывают упаковки (переворачивают карточки). На обратной стороне каждой карточки указано, что за товар купили.

Все вместе подводят итог, правильно ли так тратить деньги.

Девиз данной технологии: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения».

Примеры. Если группа достаточно большая и вам нужно поделить ее на четыре подгруппы, попросите участников встать по четырем углам. В один угол те, кто родился весной, в другой те, кто родился летом, и т. д. Вызовите участников по числу нужных вам команд. Они выбирают первых участников команд. Далее первые выбранные выбирают вторых. Затем вторые выбирают третьих и т. д. Для образования пар детей ведущий держит в руке шерстяные нити или веревочки длиной до одного метра (на половину количества участников) так, что концы свешиваются справа и слева. Каждый из участников хватает конец нитки (веревки) и, не выпуская его, отыскивает свою пару.

Берутся четыре-пять открыток (одинаковых или разных; лучше большого формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются. Каждый из детей вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки. Условие: сколько раз ведущий (который становится в сторонке, чтобы его все видели) хлопнет в ладоши, по столько человек, взявшись за руки, дружно произносят: «Мы готовы!», дети образуют «тесное» колечко. Например, после трех хлопков все разбиваются в колечки по тройкам, кто быстрее.

2. Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, пословицы, художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации всех образовательных областей. Чтение – является основной формой восприятия художественной литературы. Беседы-обсуждения – одна из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по разным темам.

труд – основа жизни, работать и зарабатывать, как придумали деньги, какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся, как деньги попадают к нам в дом, как складывается стоимость товара, реклама, долги, тратим разумно, экономим, все по плану, жадность и пр.

Пример обсуждения пословиц и поговорок о труде:

ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ

«Послушайте поговорки и сделайте вывод, как следует правильно браться за дело:

1. «Думай с вечера, что делать поутру»

2. «За все дела браться – ничего не сделать»

3. «Делали наспех и сделали на смех»

Из поговорок можно сделать вывод, что следует планировать свои дела, браться вначале за одно дело, а не за все сразу и не выполнять на скорую руку, не торопиться».

Примерный ход занятия

Воспитатель : Ребята, сегодня мы продолжим с вами говорить о труде и трудолюбии. Скажите мне, пожалуйста, часто ли вы сидите дома без дела или всегда находите себе занятие? (Ответы детей.)

Воспитатель : Ребята, послушайте, я вам прочитаю стихотворение: «Пусть игрушки дружат с нами,

Обижать мы их не станем,

Поиграем, а потом

Все на место уберем.

Сами мы себе поможем,

По местам мы их разложим

Игрушки не люди, но все понимают

И очень не любят, когда их ломают!»

Воспитатель : А расскажите, какие игрушки у вас самые любимые?

Игрушки стоят на своих местах и ждут нас. Наша группа всегда чистая, красивая. Что для этого нужно сделать? (Ответы детей).

ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель : Ребята, наши куклы загрустили. Скоро праздник 8 Марта, а у них испачканы платья. Как мы можем им помочь?

Дети: Можно платья постирать.

Воспитатель : Правильно. А что нам для этого понадобится?

Дети: Вода, мыло, тазики, клеенка на столы, мыльницы, кукольная одежда, веревка и прищепки.

Воспитатель : А как мы будем стирать белье?

Дети отвечают по очереди:

- Накроем столы клеенкой.

- Нальем воду в тазики.

- Намочим белье в воде.

- Возьмем мыло из мыльницы, намылим белье, потрем его.

- Затем белье надо прополоскать.

- Отжать белье двумя руками. Стряхнуть.

- Развесить на веревке, аккуратно расправив, закрепить прищепками.

Воспитатель : Где находится мыло после намыливания белья?

Дети: Мыло надо положить в мыльницу, чтоб «не убежало» со стола.

Воспитатель : Ребята, что мы должны сделать, чтоб не намочить свою одежду во время работы?

Дети: Надо надеть фартуки и закатать рукава.

Дети выполняют трудовые действия. В процессе детской самостоятельной

деятельности воспитатель подходит к детям и, если нужно, помогает советом или показом действий.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ

Давайте вспомним с вами пословицы и поговорки о труде.

1-ый ребенок: Терпение и труд все перетрут.

2-ой ребенок: Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

3-ий ребенок: Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

4-ый ребенок: Птицу узнают в полете, а человека в работе.

Воспитатель : Дети, мы уже с вами знаем, все существа на земле должны трудиться: и люди, и животные, и насекомые, и птицы. Но бывает и так, что не все трудятся. Даже среди насекомых можно встретить и трудолюбивых, и ленивых, как в басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».

ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ

Для закрепления понятий, изученных в ходе занятий, рекомендуется применять загадки:

На товаре быть должна

Обязательно (цена). 12

Коль трудился целый год

Будет кругленьким (доход).

Очень вкусная витрина

Овощного… (магазина).

3. Тематические стенды, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам. Например: «Торговые предприятия»,

Публикации по теме:

Алгоритм составления современного конспекта НОД по требованиям ФГОС ДО (методические рекомендации) 1. Тема НОД 2. Программное содержание НОД 3. Приоритетная образовательная область 4. Планирование cодержания НОД: - продумывание «изюминки».

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на апрель АПРЕЛЬ 1. Беседа «Что такое сберегательный банк» Цель. Дать дошкольникам понятие о сберегательном банке, разъяснить, что в банке деньги.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на декабрь ДЕКАБРЬ 1. «Дороже – дешевле» Цель. Формировать знания детей о разных видах товаров, их классификации; учить использовать жизненный опыт.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на февраль ФЕВРАЛЬ 1. Дидактическая игра «Товарный поезд» Цель. Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на январь ЯНВАРЬ 1. Дидактическая игра «Собери вместе» Цель. Расширить представления детей о товарах; научить группировать их по разным признакам.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на май МАЙ 1. Предприятия нашего города Цель. Сформировать у детей первичные представления о заводах и фабриках нашего города: местонахождении,.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на март Использование разнообразных форм работы позволяет сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное - говорить ребенку о.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на ноябрь Представленный перспективный план будет полезен для воспитателей при планировании на НОЯБРЬ 1. Чтение рассказа «Лесная экономия» (детский.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на октябрь Лет двадцать назад выписывала популярный детский журнал "Миша" для своих деток. В этом журнале в доступной форме для детей раскрываются.

Перспективный план по экономическому воспитанию дошкольников на сентябрь В старшем дошкольном возрасте немаловажное значение уделяется экономическому воспитанию дошкольников. В процессе экономического воспитания,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Соответствие программ по экономическому воспитанию дошкольников требованиям ФГОС до
Опубликовано: 12 марта 2020 в 14:01
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД