МААМ-картинки

Совершенствование цифровой образовательной среды дошкольной образовательной организации

Гузель Карипова
Совершенствование цифровой образовательной среды дошкольной образовательной организации

Сегодня невозможно представить детский сад без современных технических средств и компьютерных технологий. Педагоги организуют деятельность детей с использованием мульти- медиапроекторов, компьютеров. Администрация образовательной организации ведет документацию и оформляет отчеты в электронной форме. Родители предпочитают общаться с педагогами и получать информацию о своем ребенке средствами современных средств : сайт детского сада, Viber, WhatsApp и др.

Публикация «Совершенствование цифровой образовательной среды дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

Нас не удивляет то, что планшеты и телефоны являются игрушками детей, сидящих в колясках и на коленях у родителей. С раннего возраста дети осваивают электронные устройства, знают, на какую кнопку нажать, и для взрослых это удобно: не нужно утруждать себя| общением с ребенком. Дети привыкают, что электронные устройства служат игрушками. Но спектр возможностей гаджетов значительно шире. Самостоятельно, без грамотного участия взрослого у ребенка не сформирмируется культура обращения с этими устройствами: регламент времени, доступность возрасту, учет зоны ближайшего развития и индивидуальных особенностей.

Воспитанники ДОО — это будущие школьники, и их подготовка должна соотноситься в том числе и с цифровыми технологиями, имеющими качественное преимущество перед традиционными методиками обучения. Цифровые технологии формируют современную образовательную среду, дают новый потенциал классическим методам и приемам, предоставляют педагогам новые инструменты. Но предстоит еще многое сделать, чтобы реализовать преимущества цифровизации и предоставить всем участникам педагогического процесса и партнерам по сетевому взаимодействию больше возможностей.

Нас заинтересовало это направление, и мы разработали проект «Совершенствование цифровой образовательной среды ДОО», нацеленный на создание условий для повышения качества дошкольного образования за счет использования современных ин-формационных технологий в образовательном процессе. Реализация данного проекта, рассчитанного на два года, предполагает разработку модели цифровой образовательной среды, которая будет учитывать особенности и специфику деятельности нашей ДОО.

Образовательная сфера подвержена существенным изменениям из-за все более активного распространения цифровых технологий. Они дают новые инструменты для развития образовательного учреждения и построения личностно ориентированного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Цифровизация создает условия для обмена опытом и знаниями, что позволяет принимать более эффективные решения по различным направлениям.

В данной работе основными выступают четыре главных направления:

— техническое оснащение;

— внедрение новых информационных технологий;

— создание информационного образовательного пространства;

— формирование информационной культуры.

Среди интересных цифровых инноваций для административно-хозяйственного и педагогического персонала следует отметить быструю адаптацию онлайн-обучения. Это выражается в виде развития смешанных форм обучения (blended learning) и активного распространения онлайн-курсов МООС (Massive open online courses). Динамика развития онлайн-обучения стимулируется ростом числа доступных онлайн-курсов. Благодаря цифровизации сегодня каждый может получить доступ к информации, которая ранее была открыта только для узкого круга специалистов.

Повысить качество образовательного процесса и добиться максимальных результатов можно только в тесном контакте с семьей. Современные родители не стремятся изучать бумажные носители с результатами проводимых мониторингов, так как большинство их представляет поколение digital natives (часто переводится как «цифровое поколение», Представители его обладают особыми способностями к получению и обработке ин-формации, поскольку цифровые технологии сопровождают их с рождения.

К цифровому поколению относятся и наши нынешние воспитанники, так что в работе с ними не избежать использования технологий и мультимедиа. Презентации, яркие картинки, работа с интерактивной доской и столом нравятся им больше, чем класси-ческие книги и пособия.

Анализ сложившейся ситуации привел нас к необходимости расширения спектра использования цифровых технологий, позволяющих обеспечить обновление содержания образования и оптимизировать применение развивающих технологий в воспитательно-образовательной деятельности. Все это, по нашему мнению, повлечет за собой изменение роли педагога, который станет куратором, ориентирующим ребенка в соответствии с его запросами и приоритетами. Такой педагог максимально индивидуализирует траектории развития детей и создаст необходимые условия для заинтересованного участия родителей в процессе воспитания и образования ребенка.

Внедрение ИТ-решений существенное культурное и организационное изменение и ДОО. Совершенствование цифровой образовательной среды предполагает внедрение более гибких инновационных процессов, изменение корпоративной культуры.

Электронные материалы обладают огромным потенциалом, создающим условия для успешного решения дидактических задач.

Для воспитанника ДОО это:

— расширение возможностей построения образовательной траектории;

— рост мотивации к обучению на основе индивидуальных образовательных траекторий;

— доступ к современным образовательным ресурсам :

— культура обращения с электронными устройствами.

Использование современных цифровых образовательных pесурсов не

дополняет сложившийся традиционный воспитательно-образовательный процесс, а приводит к пересмотру содержания технологий обучения и воспитания и внесению изменении в отношения между участниками процесса.

Для педагога это:

— повышение качества мониторинга образовательного процесса;

— формирование новых возможностей организации образовательного процесса;

— создание новых условий для мотивации воспитанников при выполнении заданий;

— вырабатывание условий для повышения активности воспитанника в образовательном процессе;

— возможность проектирования индивидуальной образовательной траектории воспитан-ника;

— расширение образовательного предложения за счет сетевой организации процесса. Система образования становится более открытой и доступной. Данные формы работы более привлекательны для современных родителей.

Для родителей это:

— расширение образовательных возможностей ребенка;

— повышение прозрачности образовательного процесса;

— облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

Что это дает для ДОО:

— повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на информационные технологии;

— расширение возможностей образовательного предложения за счет сетевой организа-ции процесса;

— сближение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

Данный инновационный проект позволит обеспечить переход педагогов на более высокий уровень овладения цифровыми технологиями в целях повышения качества и эффективности проводимой работы.

Благодаря проекту у родителей появится больше возможностей для изучения интересов и способностей своего ребенка.

Проект обеспечивает такие условия, при которых любой человек (педагог, ребенок, родитель) с помощью своего мобильного телефона, ноутбука или планшета может двигаться внутри цифрового мира и получать необходимую помощь и информацию. Применение цифровых образовательных ресурсов оправдано, так как позволяет активизировать деятельность воспитанников, дает возможность повысить качество педагогического процесса и профессиональный уровень педагогов, разнообразить формы взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Методические рекомендации, обобщающие опыт работы педагогов МАДОУ «Детский сад № 6» по реализации современных образовательных методов и цифровых технологий, могут быть востребованы работниками других ДОО.

Реализация проекта началась с разработки модели цифровой образовательной среды, позволяющей учитывать особенности и специфику деятельности детского сада и обеспечивать обновление содержания образования, повышение его качества (рис. 1).

В ходе организационного этапа была проанализирована имеющаяся цифровая образовательная среда ДОО и составлен перечень необходимых изменений для ее совершенствования.

Созданная рабочая группа уже начала работу по наполнению усовершенствованной модели цифровой образовательной среды. В детском саду началось внедрение системы «Электронный мониторинг детского развития в условиях реализации ФГОС» : создан комплект диагностических методик, соответствующих ООП ДО, реализуемой МАДОУ «Детский сад № 6», все педагоги и родители зарегистрированы на веб-сервисе, имеющем мобильное приложение.

Педагоги работают над созданием банка методических материалов, которые будут доступны всем: оформляют конспекты занятий, создают презентации для интерактивной доски, дидактические электронные игры и др. Результаты работы показывают, что педагог, который организует деятельность детей с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных образовательных технологий. Электронные образовательные ресурсы, современные информационные технологии дают возможность индивидуализации образовательного процесса с учетом предпочтений, индивидуальных образовательных потребностей, уровня знаний, умений и навыков воспитанников. Дополнительный опыт педагогам дает обмен информацией в Интернете с партнерами из других организаций. Именно поэтому одним из важнейших направлений работы по реализации проекта стало повышение информационной компетентности педагогов.

В настоящее время существует ряд специализированных ресурсов. Все большую популярность у педагогов приобретают онлайн-курсы МООС (Massive open online courses, в русской интерпретации — массовый открытый онлайн-курс (МООК) (рис. 2, 3).

Реализация проекта, на наш взгляд, будет способствовать получению качественного результата по следующим направлениям:

— личностно-профессиональный рост педагогов; повышение эффективности процесса воспитания и развития детей;

— повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;

— активизация личностного и культурного сознания родителей;

— создание системы поддержки семейного воспитания;

— активное участие родителей в воспитательно-образователь- ном процессе детского сада;

— оперативное взаимодействие с сетевыми партнерами. Дальнейшее развитие инно-вационного проекта будет выражаться в активном использовании цифровых образовательных технологий для успешного обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.

Цель этой работы — обеспечение полноценного и своевременного перехода вос-питанников на школьный уровень образования.

Новые платформы и сервисы будут способствовать повышению качества онлайн-обучения педагогов. Профессиональный рост позволит им интегрироваться в общую цифровую образовательную среду. Свобода выбора онлайн-курсов, не требуя допол-нительного финансирования, обеспечивает мотивацию педагогов к работе в инновационном режиме и позволяет цолучать доступ к передовому опыту, знаниям и компетенциям коллег.

Результатом реализации проекта станет создание условий для непрерывного развития у педагогов компетенций, способствующих эффективному взаимодействию всех участников образовательного процесса.

Опыт деятельности детского сада по реализации проекта может быть полезен педагогам дошкольных учреждений, осуществляющим переход к введению ФГОС дошкольного образования.

Публикации по теме:

Робототехника в дошкольной образовательной организации ЧТО ТАКОЕ РОБОТОТЕХНИКА?Слайд 1 Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение.

Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из дошкольной образовательной организации в начальную школуФормирование адаптационно-развивающей среды при переходе из дошкольной образовательной организации в начальную школу «Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Фотоотчет по самообразованию «Музыкальное воспитание в дошкольной образовательной организации»Фотоотчет по самообразованию «Музыкальное воспитание в дошкольной образовательной организации» Подборка методической литературы: См. Список изучаемой литературы; Список вопросов, изучаемых в интернет-системе дистанционного обучения.

Имидж в Дошкольной образовательной организации Имидж ДОО – эмоционально окрашенный образ образовательного учреждения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными.

LEGO-конструирование в дошкольной образовательной организации Учитывая специфику современной жизни, когда её неотъемлемой частью стали информационные технологии; когда современного человека окружают.

Музыкально-театрализованная деятельность в дошкольной образовательной организации .

Требования к портфолио педагога дошкольной образовательной организации Никогда не занималась созданием своего портфолио и вот получила задание его сделать. Пришлось познакомиться с методической литературой по.

Продуктивные виды деятельности в дошкольной образовательной организации «Продуктивные виды деятельности в дошкольной образовательной организации» Панкратова Н. А., старший воспитатель, МДОУ «Д/с № 39 к. в.» г.

Проект по самообразованию «Музыкальное образование в дошкольной образовательной организации» Перспективный план самообразования по теме: «Музыкальное образование в дошкольной образовательной организации» музыкального руководителя.

Закаливание дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации Основы будущей жизни, как известно, закладываются в раннем детстве, и потому укрепление здоровья детей дошкольного возраста является приоритетным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совершенствование цифровой образовательной среды дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 16 октября 2019 в 20:08
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД