Папки-передвижки

Советы родителям по развитию речи детей

Валентина Попова
Советы родителям по развитию речи детей

Советы любознательным родител

ям [/b]

Многим родителям кажется, что речь ребёнка развивается хаотично, но это далеко не так. Дети разных народностей осваивают родной язык в одной и той же последовательности. Развитие речи ребёнка происходит благодаря общению с окружающими людьми, прежде всего с родителями. С рождения малыш распознаёт и отличает речь от других звуков, которые он слышит, почти сразу начинает узнавать голос матери.

Публикация «Советы родителям по развитию речи детей» размещена в разделах

На протяжении первого года активно развивается способность малыша понимать речь окружающих. Взрослые помогают ребёнку запомнить названия интересующих его предметов, громко и отчётливо произнося их названия и рассказывая о назначении. Годовалый ребёнок активно использует для общения с окружающими жесты. В диалоге между ребёнком и взрослым они означают: «посмотри на…», «расскажи мне о…», «дай мне…», «дай мне посмотреть на…». Если родители смотрят в указанном направлении, называют предмет или протягивают его, малыш остаётся доволен. Постепенно жесты вытесняются основным способом общения.

Большинство первых слов – это звуковые комплексы, состоящие из одного или двух, часто одинаковых слогов («му», «мяу», «ав-ав», «пи-пи», «да-да»). Часто первые слова малышей трудно узнаваемы, поэтому многие родители, рассказывая о ребёнке, говорят, что тот разговаривает на «своём языке».

Примерно с полутора лет начинается поступательное развитие речи малыша. От полутора до двух лет активный словарь ребёнка может увеличиться до 25, а у некоторых детей до 90 слов. Количество произносимых ребёнком слов – индивидуальный показатель развития речи, который зависит от разных причин – «речевой» активности родителей и окружающих, здоровья и познавательного развития самого ребёнка.

В конце второго – начале третьего года жизни в речи детей появляются предложения, состоящие из двух слов. У некоторых детей двух с половиной лет могут встречаться высказывания, состоящие из пяти слов. Первые двухсловные предложения состоят в основном из существительных и глаголов или прилагательных. Дети строят эти предложения, игнорируя законы грамматики родного языка, пропуская предлоги, союзы, искажая окончания глаголов, являющихся показателем числа или времени глагола. Например, ребёнок, который хочет пить вместо длинного обращения «Мама дай мне попить», употребит более ёмкое: «Дай пить».

К 3 годам словарный запас ребёнка достигает приблизительно тысячи слов. Теперь малыш говорит не только о предметах, текущих явлениях и событиях, но и о том, чего нет непосредственно перед его глазами. Например, ребёнок может поговорить с мамой о папе, который ушёл на работу, вспомнить машину, которую видел на улице.

Малыши узнают и называют картинки в книжках. В их речи появляются более сложные предложения, состоящие из двух и более простых предложений «я думаю, я буду есть», «посмотри, это кошка». Дети с хорошо развитой речью начинают говорить сложноподчинёнными предложениями: «когда я буду большой, я тебя подниму».

Постигая законы родного языка, дети экспериментируют, учатся сочетать слова друг с другом, употреблять в предложении союзы – и, но, когда, потому что. Ребёнок начинает использовать слова, которые указывают на положение предметов по отношению к говорящему (тут, там, здесь, пространственное положение предмета (на столе, в шкафу, под диваном, количество предметов (один мячик – много мячей). Малыш начинает усваивать грамматические правила языка. Допустив ошибку, ребёнок может сам себя исправить: «Она…он хочет гулять».

Малышу нужно научиться не только спрашивать, но и отвечать на вопросы взрослых. Иногда на вопросы, которые начинаются со слов «Когда?», «Почему?», «Зачем?», малыши могут давать ответ, как будто в формулировке вопроса использовались слова «кто?» или «где?». Например, на вопрос «Ты уже гулял?», ребёнок может ответить «Во дворе», а на вопрос «Зачем ты взял это?» сказать «Это банан». Однако к трём – трём с половиной годам большинство малышей начинают отвечать на вопросы правильно.

Трёхлетний ребёнок начинает учитывать в своём поведении речевой комментарий взрослого на его высказывания или поступки, понимает запрет или похвалу. Он говорит окружающим о том, что ощущает, думает, испытывает, может выразить своё отношение к людям – любовь, ласку, неудовольствие. Ребёнок начинает осознавать силу воздействия слов на окружающих. Он обнаруживает, что словами можно управлять поведением людей, попросив другого человека сделать то, что нужно ребёнку. Сопровождая свои действия словесными комментариями, дети учатся управлять собственным поведением.

Развивается и произносительная сторона речи: к 3 годам многие дети правильно и четко произносят многие звуки: гласные – [а], [у], [и], [о], согласные - [м], [п], [б], [т], [д], [н], [в], [ф], [к], [г], [х], хотя речь малышей не всегда понятна окружающим. Наиболее характерной чертой произношения в этом возрасте является смягчённость – ребёнок произносит «масинька» - вместо «машинка», «лёзенька» - вместо «ложечка», «нёська» - вместо «ножка». Физиологическими (проходящими, свойственными всем детям раннего возраста) искажениями (неправильным произнесением и заменами) звуков в этом возрасте являются:

- отсутствие в речи шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] или замены их другими звуками – «лосядка» - вместо «лошадка»;

- отсутствие звука [Р] («каова» - вместо «корова», или замены звука [Р], [Л], [Л’], [В], [Й] («лак» - вместо «рак»);

- нарушение произнесения звука [Л] – его смягчение («кальбаса» – вместо «колбаса», замена звука [Л], на звук [Й] – «туй» - вместо «стул»;

- замены звуков [К] и [Г] на звуки [Т] и [Д] – «тапля» - вместо «капля», «дусь» - вместо «гусь»;

- замены звонких звуков глухими – «сайка» - вместо «зайка» и т. д.

Произношение детей младшего дошкольного возраста зависит от структуры слов – один и тот же звук в словах разной «сложности» ребёнок произносит неодинаково. Чем сложнее структура слова, тем больше вероятность того, что ребёнок исказит произносимый звук (например, «протокваша» - вместо «простокваша»). В лёгких словах, где этот звук находится в сочетании с гласными, он произнесёт его верно («лиса», «Соня»). Кроме пропуска «трудных» звуков ребёнок может сокращать длинные, незнакомые слова, пропуская один или несколько слогов, - «ампитура» - вместо «температура».

Голосовой аппарат ребёнка третьего года жизни ещё недостаточно окреп. Дети часто говорят тихо, или, наоборот, очень громко, не умеют говорить шепотом. Речевой выдох пока тоже очень короткий – его длины хватает для произнесения короткой фразы.

Все перечисленные нарушения речи ребёнка относятся к так называемым физиологическим нарушениям речи, которые являются нормальным возрастным этапом становления речи.

Однако у некоторых детей может наблюдаться неправильное формирование речи, задержка речевого развития. В этом случае вам необходимо обратиться к специалисту – логопеду, чтобы получить рекомендации, и при необходимости – начать незамедлительное лечение.

В каких случаях нужно проконсультироваться у логопеда?

• У ребёнка врождённые пороки развития органов речи: расщелины нёба и губы.

• У ребёнка не развивается фразовая речь, в его словаре имеется только небольшой набор лепетных или искажённых слов.

• Ребёнок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ.

• Ребёнок не использует в общении мимику и жесты.

• Ребёнок не понимает вашу речь, не реагирует на собственное имя.

• Малыш не использует речь, как средство общения с окружающими. Он может говорить некоторые слова, но они произносятся несоотнесенно к предмету, объекту или ситуации.

• Вас настораживает тембр голоса ребёнка (писклявый, грубый или гнусавый оттенок голоса).

• Малыш заикается.

• Вы замечаете нехарактерное произнесение ряда звуков – во время разговора кончик языка высовывается между зубами, раздуваются щеки, отчего речь приобретает шепелявый или «хлюпающий» характер.

Что можно сделать для развития речи ребёнка?

1. С малышом нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребёнок нуждается в собеседнике – в человеке, которые не только говорит с ним, но и реагирует на то, что он хочет сказать.

2. Побуждайте ребёнка рассказывать вам о том, что он делает. Помогайте крохе употреблять известные ему слова. Учите малыша играть в сюжетные игры, сопровождая их словесными комментариями.

3. На прогулке показывайте малышу новые для него предметы и рассказывайте о них. Интонационно выделяйте голосом новое для малыша слово.

4. Ваша речь, обращённая к ребёнку, должна быть правильной. Чётко произносите слова и фразы. Не сюсюкайте, не заигрывайте с ребёнком, копируя его произношение. Ваша речь должна служить образцом для малыша!

5. Разглядывайте с ребёнком книги, в которых есть иллюстрации. Учите кроху показывать вам картинки, которые вы называете и самого рассказывать о том, что на них нарисовано.

6. Сделайте фотоальбом, иллюстрирующий различные действия вашего малыша. Разглядывая фотографии, просите малыша рассказать о том, что он видит. Перелистывать такой альбом и называть фотографии можно в транспорте, в парке, на пляже.

7. Пойте вместе с ребёнком простые песенки, отстукивая их ритм.

В основе успехов ребёнка в усвоении языка лежит его любознательность в познании окружающего мира, его желание и умение общаться. Дети усваивают язык в социальном окружении, общаясь с другими людьми, в первую очередь с родителями. Разговаривая со своим ребёнком, помогаете ему подобрать точные слова для выражения мысли. Не упрощайте свою речь, подробно и обстоятельно отвечайте на вопросы крохи. Читайте малышу интересные книги, помогайте ему каждый день узнавать что-то новое. Следуя этим простым советам, вы будете способствовать успешному развитию мышления и речи вашего ребёнка.

Публикации по теме:

«Научим детей мириться!» Советы родителям и педагогам«Научим детей мириться!» Советы родителям и педагогам К сожалению, дети ссорятся. И не все умеют и хотят мириться. Ссоры между детьми могут возникать по разным причинам (самоутверждение, желание.

Буклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возрастаБуклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Литвинова Яна Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи,.

Простые советы по развитию речи детей 3–4 лет. Консультация для родителейПростые советы по развитию речи детей 3–4 лет. Консультация для родителей Часто родителям внушают, что для развития ребёнка надо обязательно тратить деньги на множество развивающих игр и «учебников», водить его.

Рекомендации родителям по развитию речи малыша Рекомендации родителям по развитию речи малыша Рекомендации родителям по развитию речи малыша Развитие понимания речи Учить ребёнка находить.

Рекомендации родителям на летний период по развитию речи. Продолжение.Рекомендации родителям на летний период по развитию речи. Продолжение. В предыдущей публикации я начала представлять рекомендации для родителей по летним видам спорта. В этой публикации представлены рекомендации.

Советы и рекомендации родителям гиперактивных детейСоветы и рекомендации родителям гиперактивных детей За частую родителям не всегда легко справиться с крутящимся,как волчок,ребёнком,который долго не может успокоиться и не затихает ни на секунду. От.

Советы родителям «Адаптация детей 2–3 лет в детском саду» Родители всегда волнуются, как ребенок перенесет адаптацию в детском саду? Чтобы адаптация прошла в легкой форме, надо прислушиваться к.

Советы родителям «Как научить детей не перебивать взрослых»Советы родителям «Как научить детей не перебивать взрослых» Одним из показателей хорошего воспитания детей является их умение не перебивать взрослых во время разговора. Наверное, многим родителям.

Советы родителям «О правилах безопасности наших детей. Чтобы ребенок не получил ожог» Уважаемые родители, во всех неприятностях, которые происходят с вашими детьми, всегда виноваты будут взрослые! Обязательно соблюдайте правила.

Советы родителям по ПДДСоветы родителям по ПДД В любом несчастном случае с ребёнком виноват взрослый. Ведь именно от взрослых зависит обучение детей безопасному поведению на дороге.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Советы родителям по развитию речи детей
Опубликовано: 11 февраля 2020 в 15:22
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД