Дарья
Советы волонтерам: особенности взаимодействия с детьми с синдромом Дауна
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с синдромом Дауна есть некоторые психологические и физиологические особенности, зная о них заранее, можно подстроить свое поведение, чтобы ребенку было интересно и комфортно взаимодействовать со взрослым.
• Апатия, вялость, безынициативность
Задержка формирования всех двигательных функций влечет за собой и задержку развития всех психических процессов, дети кажутся медлительными, неловкими. На выполнение задания уходит гораздо больше времени.
Публикация «Советы волонтерам: особенности взаимодействия с детьми с синдромом Дауна» размещена в разделах
От взрослого требуется проявить терпение, чаще подбадривать ребенка, хвалить за любые успехи и достижения, одобрение станет для малыша лучшим стимулом продолжить общение.
• Речевое отставание
Детям с большим трудом дается освоение речи, и это связано не только с интеллектуальной недостаточностью, но и с частыми нарушениями слуха. Понимание речи формируется гораздо раньше, чем собственная речь.
При общении с ребенком нужно с особым вниманием относиться к интонации, медленно и четко проговаривать слова, стараться объясняться простыми понятными словами. Лучше дети реагируют на изменение речи и мимики, чувствуют настроение взрослого.
• Моторика
Общая и мелкая моторика тоже формируются с отставанием, есть также нарушения восприятия пространства. Дети кажутся неловкими, заторможенными, могут споткнуться на ровном месте или налететь на препятствие, об этом следует помнить во время подвижных игр. Как правило, дети с интересом играют с небольшими предметами (бусины, ткань, палочки, важно чтобы во время такой игры взрослый был рядом, показывал как правильно захватить и удержать предмет и следил, чтобы ребенок не проглотил или не вдохнул игрушку.
• Эмоции
Дети-инвалиды часто находятся в ситуации социальной изоляции, круг общения сужен и любой новый человек воспринимается как праздник. Из-за отсутствия социальных навыков общения, дети плохо чувствуют личностные границы, они могут быть навязчивы, ревнивы к вниманию взрослого, капризны. Дети очень чувствительны к неудачам, может часто меняться настроение.
С первых дней знакомства важно, чтобы взрослый сам устанавливал границы и правила общения, показывал их ребенку и последовательно соблюдал, это поможет избежать обид и каприз.
• Особенности восприятия
Ребенку с синдромом Дауна сложно воспринимать и обрабатывать сразу несколько стимулов. Ведущим считается зрительное восприятие, малыш с интересом рассматривает обстановку, игрушку, лицо взрослого, но им сложно воспринимать большое количество деталей, сюжетную картинку, перспективу рисунка, замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренней связи между частями картинки, персонажами истории и прочее.
Если вы рассматриваете книжку, дайте ребенку больше времени, сами укажите на детали и проговорите их, обведите пальцем.
• Сниженный мышечный тонус
Это так же оказывает влияние на игру и поведение малыша.
Хорошо проводить с ребенком небольшую спортивную разминку, делать пальчиковую гимнастику, мотивировать к двигательной активности, в зависимости от возраста, помогать садиться / вставать / ходить и т. д.
• мотивация
Частые неудачи, собственная медлительность и одиночество приводят к снижению мотивации у ребенка, он становится все более малоподвижным, не проявляет интереса к новым играм, бессознательно манипулирует предметами, замыкается в себе.
Во время встречи взрослому важно «заряжать» ребенка своим энтузиазмом, показывать новые варианты игр, хвалить за успехи и не замечать неудачи. Необходимо давать ребенку возможность всегда проявить себя, сделать задание самостоятельно, но так же, находиться рядом чтобы помочь и подсказать.
Большинство специалистов убеждено, что детей с синдромом Дауна можно научить практически всему, главное - заниматься ими, верить в них, искренне радоваться их успехам. Основное правило реабилитации таких детей - не лечение или коррекция в специальных учреждениях, а вовлеченность в «обычную» жизнь - общение с близкими и сверстниками, учеба и занятия в кружках и секциях.