ЛЮДМИЛА ВОЛКОВА
Совместная деятельность к лексической теме «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная деятельность к лексической теме "Космос"
Опыт: «Звезды светят постоянно»
Задача: Показать, что звезды светят постоянно
Материал и оборудование: дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик
Процесс: Пробейте дыроколом в картонке несколько отверстий. Вложите картонку в конверт. Находясь в хорошо освещенной комнате, возьмите в одну руку конверт с картонкой, а в другую – фонарик. Включите фонарик и с расстояния 5 см посветите на обращенную к вам сторону конверта, а потом на другую сторону конверта.
Публикация «Совместная деятельность к лексической теме „Космос“» размещена в разделах
Итоги: Дырки на картонке не видны через конверт, когда вы светите на обращенную к вам сторону конверта, но они становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас.
Почему? В освещенной комнате свет проходит через дырочки в картоне постоянно. И только когда через дырку проходит свет, она начинает выделяться на черном фоне. Со звездами происходит то же самое. Днем они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше от городских огней.
Беседа. «Что такое солнце?»
С помощью мультимедийной установки на экран выводится иллюстрация с изображением Солнца.
Ребята! Вы уже знаете, что звезды — огромные пылающие шары, расположенные очень далеко от нашей планеты. А чтобы вспомнить о том, какая самая ближайшая звезда по отношению к Земле, отгадайте загадку.
Оно свет на Землю льет,
И тепло нам всем дает. (Солнце.)
Солнце — ближайшая к нам звезда, это центр нашей Солнечной системы. Поэтому звезды кажутся нам на черном фоне неба крошечными мерцающими точками.
Как и другие звезды, Солнце — пылающий шар. Оно испускает в пространство огромное количество света и тепла, большая часть которых представляется нам в виде лучей.
Диаметр Солнца в 400 раз больше диаметра Луны и в 109 раз больше диаметра Земли. Масса Солнца огромна! Она в 750 раз превышает массу всех движущихся вокруг него планет. Солнце — вращающийся раскаленный шар. Оно вращается вокруг своей оси с запада на восток.
Как вы думаете, Солнце находится далеко или близко от Земли?
Очень далеко — на расстоянии 150 миллионов километров.
Солнце дает нам главное — свет и тепло, и именно поэтому на Земле возможна жизнь! После холодной пасмурной зимы люди и животные особенно радуются его ласковым лучам
Заучивание стихотворения «Юрий Гагарин»
- Сегодня голубь принёс письмо, откроем его?
- Здесь загадка.
Человек сидит в ракете
Смело в небо он летит
И на нас в своем скафандре
Он из космоса летит. (Космонавт.)
-Правильно. Отгадали!
- Ребята, посмотрите на плакат, который принесла Тасина мама в детский сад, что это за день, 12 апреля?
-День Космонавтики.
-Правильно, дети. 12 апреля 1961 года впервые в мире в космос полетел человек. Это был русский летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
Показ фото Ю. Гагарина.
-Дети, а сейчас я прочитаю вам стихотворение Владимира Степанова «Юрий Гагарин»
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель. В. Степанов
-О ком говорится в стихотворении? Что вам запомнилось? (Ответы детей) В какой ракете полетел Гагарин? Скажите название ракеты? До этого люди бывали на космосе? Что делает весенняя капель? Гагарин с чем будут вместе? Как можно назвать Юрия Гагарина? (смелый. Сильный, бесстрашный)
- Давайте составим схему стихотворения, чтоб было легче учить его.
Договариваемся с детьми, как схематически можно обозначить строчки стихотворения. Разбираем ещё раз схему. Проговариваем строки стихотворения по схеме, пытаемся прочитать наизусть.
Чтение стихотворения детьми наизусть по желанию детей.
Конструирование ракеты из геометрических фигур.
- Ребята, вы знаете, откуда появилась ракета, на которой полетел в космос Юрий Гагарин? (Ответы детей).
Одним из первых спроектировал ракету русский ученый Константин Эдуардович Циолковский, а построили первую ракету инженеры-конструкторы под руководством Главного конструктора Сергея Павловича Королева.
Показ фото Циолковского и Королева.
Если бы ученые-конструкторы не придумали космический корабль и не смогли его построить, то никто не смог бы полететь в космос.
-Дети, вы тоже можете сегодня стать настоящими конструкторами космических ракет.
- У вас есть разные геометрические фигуры, попробуйте самостоятельно сконструировать ракету.
Самостоятельное конструирование детьми ракеты.
Во время работы детей звучит космическая музыка или песенка о космосе. - Какие интересные ракеты у всех получились. Красивые, яркие, разноцветные.
- Ребята, запустим ракету в полет?
-На старт, внимание, зажигание, ведем отсчёт от 10 до 1 – 10, 9, 8,7,6,5,4,3,2,1 взлет
-У нас получился запуск ракеты.
Игра «Не опоздай в ракету».
На полу лежат 3 обруча, дети все вместе гуляют по залу и говорят стих, после произнесения последнего слова надо встать в обруч, кому не хватило места, тот выбывает из игры и один обруч убирается, игра продолжается.
Слова: Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам,
На какую захотим,
На такую полетим,
Но в игре один секрет -
Опоздавшим места нет!
Беседа «Представления о Земле»
В древности люди по-разному представляли, как выглядит земля. Долгое время считалось, что Земля плоская. В Китае думали. Что Земля – плоский диск, в Индии представляли Землю в виде полусферы, опирающейся на слонов. На Руси считали, что Земля покоится на китах, греки представляли Землю выпуклой, как щит воина. Некоторые мореходцы считали, что Земля похожа на лепёшку. Некоторые считали, что Землю похожей на половинку яблока или апельсина.
Находились смельчаки, которые мечтали добраться до края Земли и посмотреть что там, на краю, и можно ли с него упасть. Они добирались до моря и думали, что это край Земли. Мореплаватели. Отправляясь в путь, всегда возвращались на то же место, почему так происходит, люди стали задумываться.
Древнегреческий мудрец Пифагор считал, что шар, самая красивая, идеальная, геометрическая форма. И если Земля центр Вселенной, то может ли она иметь иную форму, кроме как идеальную? Вот он и учил, что Земля – шар.
Но первым это доказал древнегреческий философ Аристотель.
(Далее дети просматривают презентацию «Представления о Земле»)