Галина Фень
Совместная деятельность взрослого и детей по формированию у дошкольников полезных экономических навыков и привычек в быту
▼ Скачать + Заказать документы
Существенной особенностью совместной партнерской деятельности взрослого и детей является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих детей.
Одной из наиболее эффективной формы совместной деятельности взрослого и детей является организованная образовательная деятельность.
Например, в рамках ООД в старшей группе по теме «Все работы хороши, выбирай на вкус» дети знакомились с понятием «заработная плата», «трудовая деятельность». Перед детьми была поставлена проблема «Где взять деньги, когда нужно или хочется что-то купить?». Совместно пришли к выводу, что деньги нужно заработать. Детям было предложено самим выбрать профессию и выполнив определенные задания, заработать монеты. Затем эти монеты они могли использовать в «Прокате игрушек» обменяв их на понравившиеся игрушки.
Публикация «Совместная деятельность взрослого и детей по формированию у дошкольников полезных экономических навыков и привычек в быту» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Привычки. Полезные и вредные
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
В дошкольном детстве, как мы знаем, не обойтись без игр. Игровая деятельность позволяет детям проявлять и закреплять полученные полезные экономические навыки.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Цель: решение элементарных математических задач, закрепление понятий «стоимость», «цена», «деньги».
Играя в «Магазин» дети не только учатся поведению в общественном месте, но и усваивают такие понятия как «цена», «товар». Для создания проблемной ситуации, детям было предложено сходить в магазин игрушек за покупками с определенной суммой денег. Каждому ребенку было выдано по 5 монет, которые можно было потратить на покупки. Детям нужно было не просто выбрать товар, но и посчитать хватит ли ему своих средств на выбранные им игрушки.
Подобные игры могут видоизменятся, усложняться по мере обогащения знаний детей новыми экономическими понятиями «кредитные карты», «кредит» и т. д.
Дидактическая игра «Хочу и надо»
Цель: учить отличать первичные нужды и потребности от второстепенных; воспитывать чувство меры в своих желаниях, правильное отношение к деньгам.
Детям предлагается разделить предложенные товары и услуги на которые тратят родители деньги на «Надо» и «Хочу». Таким образом дети усваивают понятия «планирование бюджета», «первичных потребностей»таких как еда, одежда, жилье без которых нельзя прожить и потребности, без которых можно прожить, но которые хочется иметь новые игрушки, сладости, развлечения.
С целью формирования полезных экономических навыков с детьми проводятся беседы, такие как «Семейный бюджет». Дети знакомятся с составляющими семейного бюджета, с путями экономии расходов бюджета семьи, расширяют словарный запас понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия».
Одним из любимых занятий для ребенка является просмотр мультфильмов, так им легче и проще воспринимать и запоминать полученную информацию. Сегодня детям предлагается несколько познавательных мульт-сериалов, которые знакомят детей с основами финансовой грамотности:
Цикл мультфильмов про Смешариков «Азбука финансовой грамотности»
Сборник мультфильмов про тетушку Сову «Азбука денег»
Интерактивный развлекательно-просветительский мульт-сериал «Богатый бобрёнок»
После просмотра мультипликационного фильма детям предлагается обсудить как те или иные проблемы, узнать у родителей, как они распределяют дома свой «бюджет».
Продуктивная и изобразительная деятельность всегда интересна детям. И конечно дети рисуют и создают творческие работы на предложенные темы.
Например, дети придумывали и рисовали упаковку для готового завтрака. Таким образом закрепляя знания о «рекламе» и «товаре».
Не менее важно то, что в повседневной жизни дети приобщаются к труду, учатся бережному отношению к предметам окружающего мира, усваивая такие вещи как «бережливость», «экономии», «труд» и «благодарность» за труд.
Подводя итог, хочется отметить, что экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению.