Совместная работа детского сада и семьи по развитию словарного запаса детей (из опыта работы)

Альфия Пожар
Совместная работа детского сада и семьи по развитию словарного запаса детей (из опыта работы)

В условиях достаточно высоких требований к учащимся возникает необходимость приложения больших усилий для того, чтобы будущие школьники отвечали этим требованиям. Иначе первокласснику будет очень трудно войти в ритм современной школы и не отставать от своих сверстников без наличия определенных умений и навыков. Для успешного обучения ребенка в школе требуется, чтобы система родного языка, его элементы выступали объектом сознательной деятельности. Одной из задач педагога является формирование у дошкольников начального элементарного познания языковой действительности, на которое может опереться обучение в школе.

В развитии словаря большое место занимает образовательная деятельность, направленная на ознакомление ребенка с окружающим миром, с природной, что включает различные наблюдения, экскурсии, беседы, игры, в ходе которых у него формируются, расширяются и уточняются знания и представления. Именно в процессе познания окружающего мира дети усваивают точные названия (обозначения) предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей. Таким образом, особенностью работы в направлении развития речи и обогащения словаря является то, что она по существу связана со всеми разделами общеобразовательной программы дошкольного учреждения и осуществление ее предусматривается в разных видах деятельности детей.

В начале учебного года был проведен мониторинг уровня речевого развития детей нашей группы (старшая группа)и получены следующие результаты: низкий уровень – 2 ребенка, средний уровень – 14 детей, высокий уровень – 8 детей. В соответствии с этим был составлен план работы по речевому развитию, который был рассчитан на весь учебный год; работа с родителями так же предусматривалась, так как совместная с родителями может обеспечить действительно хорошие результаты. Для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников лучше использовать разнообразные методы, это помогает объединить детей, родителей и педагогов в одну команду. Работу с родителями лучше выстраивать таким образом, чтобы мамы и папы проявляли больше интереса к жизни ребенка в детском саду, а так же к образовательному процессу. Например, можно давать детям домашние задания для совместного выполнения с родителями.

Наиболее доступной и эффективной формой работы с родителями считаются беседы, во время которых можно рассказать об индивидуальных особенностях ребенка, его успехах и затруднениях, обменяться мнениями, дать ответы на интересующие вопросы. Познакомить родителей с задачами образовательной деятельности детей по речевому развитию в соответствии с образовательной программой детского сада лучше всего на родительском собрании. При этом необходимо акцентировать внимание взрослых на том, что на данном возрастном этапе важно совершенствовать связную речь ребенка. Данная работадолжна идти в нескольких направлениях: расширение словарного запаса (овладение детьми самыми элементарными средствами художественной выразительности – сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами); развитии умения рассказывать, последовательно и передавать содержание художественных произведений; совершенствование звуковой культуры; формирование грамматически правильной речи. Для родителей так же будут полезны консультации на такие темы, как «Развитие словаря и мышления у дошкольников», «Обогащение словаря при помощи дидактических игр», «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка», «Развитие речи старшего дошкольника», «Развитие правильной речи дошкольников». Кроме этого хорошо дополнить родительский уголок советами и рекомендациями психолога и логопеда; можно проводить консультации для родителей совместно с логопедом и психологом ДОУ. Последние со своей стороны регулярно проводят индивидуальные консультации для всех желающих родителей. В нашей группе с их помощью была организована выставка дидактических игр, целью которой стало знакомство родителей с методами, которые способствуют обогащению словарного запаса детей и активному его использованию в повседневной жизни. Чтобы оценить степень осведомленности родителей в области речевого развития была разработана анкета «Развиваем речь дошкольника». Родители приняли активное участие в анкетировании, которое показало, что не все из них до конца понимают требования, которые образовательная программа предъявляет к дошкольникам. Проконсультировавшись с психологом и логопедом,в группе была организована выставка специальной литературы: «Играем, слушаем, подражаем» В. Цвынтарного, «Воспитание сказкой» Л. Фесюковой, «Готовим детей к школе» Р. Буре, «Готов ли ваш ребенок к школе» А. Венгера. Эти книги не только способствуют развитию речи, многие из них одновременно расширяют знания детей об окружающих предметах, развивают мышление, память, восприятие, воображение. Так как к моменту поступления в школу дети получают достаточно большой объем знаний, они могут устанавливать сложные связи в отношении окружающих объектов и явлений. Многие родители внимательно подошли к изучению данной литературы, некоторые из них брали книги домой.

Большим успехом в группе пользуется организованный нами родительский клуб, на котором родители делятся с остальными родителями своим опытом по развитию речи у своих ребят дома. Чтобы этот опыт был доступен для всех желающих, была оформлена газета «Поговори со мною, мама».

Таким образом, работа по увеличению словарного запаса старших дошкольников в нашей группе направлена на активное и всестороннее вовлечение родителей воспитанников в образовательный процесс, что, несомненно, увеличит шансы ребят на дальнейшее успешное обучение в школе.

Литература

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: 2000г

2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. - М.: 2004г.

3. Комарова Т. С. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу М; 2005г.

4. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 2004 г. № 2.

5. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 6-7 лет. - М.: 2010г.

Публикации по теме:

Консультация для родителей. «Нравственно — волевая подготовка дошкольника к школе в семье». Нравственно волевая подготовка должна начинаться с раннего возраста, но особое внимание уделяется ей в старшем дошкольном возрасте. Поступление.

Презентация «Мир профессий» Образовательные: закреплять представления о труде взрослых. Профессиях. Названия атрибутов, необходимых определенной профессии. Понимать.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Домашние животные
  • Домашние животные
Автор публикации:
Совместная работа детского сада и семьи по развитию словарного запаса детей (из опыта работы)
Опубликовано: 12 марта 2015 в 12:36
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 сентября. День ковриков на МААМ

Древнему прикладному творчеству посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать ребенку о ковроткачестве и заинтересовать плетением ковров.

20 сентября. День работников леса

День работников леса и лесоперерабатывающей промышленности – профессиональный праздник всех работников данной отрасли, с 1966 года отмечаемый в каждое третье воскресенье сентября. Очередной тематический...

Календарное планирование тематической недели «Осень. Признаки осени»» в старшей группе
Цели: укреплять интерес детей к окружающей природе; накапливать представления об объектах и явлениях природы, их разнообразии; закрепить знания о наиболее...
Фотоотчёт по рисованию в средней группе «На яблоне поспели яблоки» с использованием...
Фотоотчёт по рисованию в средней группе «На яблоне поспели яблоки» с использованием нетрадиционных техник. Цель: учить детей рисовать яблоню с яблоками,...
Фотоотчет «Физкультура на улице» (старшая группа)
Физкультура на улице Мы все стремимся, к тому, чтобы наши дети выросли здоровыми. Физкультура поможет вырасти ребенку здоровеньким. Занятия физкультурой...