Совместная работа детского сада и семьи по развитию словарного запаса детей (из опыта работы)

Альфия Пожар
Совместная работа детского сада и семьи по развитию словарного запаса детей (из опыта работы)

В условиях достаточно высоких требований к учащимся возникает необходимость приложения больших усилий для того, чтобы будущие школьники отвечали этим требованиям. Иначе первокласснику будет очень трудно войти в ритм современной школы и не отставать от своих сверстников без наличия определенных умений и навыков. Для успешного обучения ребенка в школе требуется, чтобы система родного языка, его элементы выступали объектом сознательной деятельности. Одной из задач педагога является формирование у дошкольников начального элементарного познания языковой действительности, на которое может опереться обучение в школе.

В развитии словаря большое место занимает образовательная деятельность, направленная на ознакомление ребенка с окружающим миром, с природной, что включает различные наблюдения, экскурсии, беседы, игры, в ходе которых у него формируются, расширяются и уточняются знания и представления. Именно в процессе познания окружающего мира дети усваивают точные названия (обозначения) предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей. Таким образом, особенностью работы в направлении развития речи и обогащения словаря является то, что она по существу связана со всеми разделами общеобразовательной программы дошкольного учреждения и осуществление ее предусматривается в разных видах деятельности детей.

В начале учебного года был проведен мониторинг уровня речевого развития детей нашей группы (старшая группа) и получены следующие результаты: низкий уровень – 2 ребенка, средний уровень – 14 детей, высокий уровень – 8 детей. В соответствии с этим был составлен план работы по речевому развитию, который был рассчитан на весь учебный год; работа с родителями так же предусматривалась, так как совместная с родителями может обеспечить действительно хорошие результаты. Для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников лучше использовать разнообразные методы, это помогает объединить детей, родителей и педагогов в одну команду. Работу с родителями лучше выстраивать таким образом, чтобы мамы и папы проявляли больше интереса к жизни ребенка в детском саду, а так же к образовательному процессу. Например, можно давать детям домашние задания для совместного выполнения с родителями.

Наиболее доступной и эффективной формой работы с родителями считаются беседы, во время которых можно рассказать об индивидуальных особенностях ребенка, его успехах и затруднениях, обменяться мнениями, дать ответы на интересующие вопросы. Познакомить родителей с задачами образовательной деятельности детей по речевому развитию в соответствии с образовательной программой детского сада лучше всего на родительском собрании. При этом необходимо акцентировать внимание взрослых на том, что на данном возрастном этапе важно совершенствовать связную речь ребенка. Данная работа должна идти в нескольких направлениях: расширение словарного запаса (овладение детьми самыми элементарными средствами художественной выразительности – сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами); развитии умения рассказывать, последовательно и передавать содержание художественных произведений; совершенствование звуковой культуры; формирование грамматически правильной речи. Для родителей так же будут полезны консультации на такие темы, как «Развитие словаря и мышления у дошкольников», «Обогащение словаря при помощи дидактических игр», «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка», «Развитие речи старшего дошкольника», «Развитие правильной речи дошкольников». Кроме этого хорошо дополнить родительский уголок советами и рекомендациями психолога и логопеда; можно проводить консультации для родителей совместно с логопедом и психологом ДОУ. Последние со своей стороны регулярно проводят индивидуальные консультации для всех желающих родителей. В нашей группе с их помощью была организована выставка дидактических игр, целью которой стало знакомство родителей с методами, которые способствуют обогащению словарного запаса детей и активному его использованию в повседневной жизни. Чтобы оценить степень осведомленности родителей в области речевого развития была разработана анкета «Развиваем речь дошкольника». Родители приняли активное участие в анкетировании, которое показало, что не все из них до конца понимают требования, которые образовательная программа предъявляет к дошкольникам. Проконсультировавшись с психологом и логопедом, в группе была организована выставка специальной литературы: «Играем, слушаем, подражаем» В. Цвынтарного, «Воспитание сказкой» Л. Фесюковой, «Готовим детей к школе» Р. Буре, «Готов ли ваш ребенок к школе» А. Венгера. Эти книги не только способствуют развитию речи, многие из них одновременно расширяют знания детей об окружающих предметах, развивают мышление, память, восприятие, воображение. Так как к моменту поступления в школу дети получают достаточно большой объем знаний, они могут устанавливать сложные связи в отношении окружающих объектов и явлений. Многие родители внимательно подошли к изучению данной литературы, некоторые из них брали книги домой.

Большим успехом в группе пользуется организованный нами родительский клуб, на котором родители делятся с остальными родителями своим опытом по развитию речи у своих ребят дома. Чтобы этот опыт был доступен для всех желающих, была оформлена газета «Поговори со мною, мама».

Таким образом, работа по увеличению словарного запаса старших дошкольников в нашей группе направлена на активное и всестороннее вовлечение родителей воспитанников в образовательный процесс, что, несомненно, увеличит шансы ребят на дальнейшее успешное обучение в школе.

Литература

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: 2000г

2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. - М.: 2004г.

3. Комарова Т. С. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу М; 2005г.

4. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 2004 г. № 2.

5. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 6-7 лет. - М.: 2010г.

Публикации по теме:

Консультация для родителей. «Нравственно — волевая подготовка дошкольника к школе в семье». Нравственно волевая подготовка должна начинаться с раннего возраста, но особое внимание уделяется ей в старшем дошкольном возрасте. Поступление.

Презентация «Мир профессий» Образовательные: закреплять представления о труде взрослых. Профессиях. Названия атрибутов, необходимых определенной профессии. Понимать.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Домашние животные
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Совместная работа детского сада и семьи по развитию словарного запаса детей (из опыта работы)
Опубликовано: 12 марта 2015 в 12:36
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 августа. Яблочный Спас

Наливным спелым яблочкам посвящен народный праздник Яблочный Спас. В этот день благословляется урожай плодов, а природа празднует первые осенины – по поверьям с этого времени год разворачивается от лета к...

18 августа. День географа

Русское Географическое общество, основанное 18 августа 1845 года, существует и сейчас. Почётным председателем этой организации является Сергей Шойгу, а главой её Попечительского совета – Владимир Путин....

Фотозарисовка о прогулке в акванариум в нашем городе
Достаточно недавно у нас в Рязани открыли новую познавательную и интересную выставку морских обитателей. Работая воспитателем, достаточно сложно выбрать...
Фотоотчёт о занятии по нетрадиционной аппликации «Осень в лесу» в подготовительной...
В подготовительной группе я работала со своими ребятами по проекту "Многоликая природа" по нетрадиционной аппликации, где использовали разнообразные...
Картотека загадок по ФЭМП
Загадка-мудрый вопрос в форме замысловатого, как правило, ритмически организованного описания чего либо. В особенности они полезны для формирования...