Татьяна Капилевич
«Дружить — не тужить». Занятие психолога с детьми старшего дошкольного возраста с участием родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Состав:
4-6 воспитанников старшего дошкольного возраста (5-7 лет) вместе с родителями.
Цели занятия :
Формирование группового единства, развитие групповой сплоченности, воспитание толерантности;
Создание положительного эмоционального настроя;
Развитие коммуникативных навыков;
Обучение родителей приемам работы с детьми;
Развитие творческого мышления и способностей;
Укрепление детско-родительских отношений.
Задачи:
Публикация «„Дружить — не тужить“, Занятие психолога с детьми старшего дошкольного возраста с участием родителей» размещена в разделах
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Консультации для родителей
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Воспитание умения контролировать свое поведение, сдерживать себя и прислушиваться к мнению других, учиться согласовывать свои действия при совместной работе;
Коррекция устной речи посредством ответно-вопросной системы;
Воспитание доброжелательности друг к другу, милосердия и любви к близким.
Оборудование:
«Сказка про друга» (по мотивам А. де С. -Экзюпери, мяч, запись м/ф «Птичка Тари», колокольчик, тарелка или барабан, плед, запись африканской музыки и спокойной мелодии для релаксации.
Ход ЗАНЯТИЯ
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Психолог : «Здравствуйте уважаемые родители и дети. Мы сегодня собрались здесь для того, чтобы приятно провести время, поиграть, насладиться компанией друг друга, научиться работать сообща, в группе, то есть вместе. Но сначала нам нужно познакомиться».
1. УПРАЖНЕНИЕ «ЗНАКОМСТВО»
Участники (взрослые и дети) стоят или сидят на стульях, образуя круг. Затем каждый из участников по очереди должен постучать себя ладошкой по груди, назвать свое имя (как он хочет, чтобы его называли) и сказать несколько слов о себе.
2. БЕСЕДА О ДРУЖБЕ.
Психолог : «Уважаемые дети и родители, наше занятие посвящено очень важной теме. Разговор сегодня пойдет о дружбе. В жизни каждый человек окружен разными людьми. Это могут быть родные, знакомые и малознакомые люди и т. д. С некоторыми из них интересно проводить время. С ними можно пойти в кино, поиграть в любимые игры, обсудить какую-нибудь книгу и т. д. Друг - это человек, близкий вам по духу, по взглядам, интересам, по убеждениям, на которого можно во всем положиться, которому можно доверить самые сокровенные тайны и мечты. Тот, кто всегда придет на помощь и никогда не предаст. Здорово, когда есть друг! С ним вместе даже помолчать приятно. Мы все знаем, что жизнь – это постоянное общение. Без общения в жизни приходится очень непросто.
Как вы думаете, дружить можно только с людьми или животные тоже умеют дружить, могут быть друзьями?
(Ответы участников)
Психолог : «А с родителями можно дружить или они всего лишь соседи по квартире?»
(Ответы участников).
Психолог : «Сегодня мы все вместе: взрослые и дети будем делать одно общее дело - учиться общаться, взаимодействовать, играть сообща. Мы будем делать это для того, чтобы научиться лучше понимать друг друга и стать ещё ближе».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3. УПРАЖНЕНИЕ «Я ДРУЖУ, МЫ ДРУЖИМ…»
(Участники сидят на стульях полукругом или стоят в круге).
Психолог предварительно говорит: «Я буду бросать мяч кому-то из вас. Тот, кто его поймал, должен рассказать нам (сделать небольшое сообщение) о своём лучшем друге или компании друзей или семье, с которой вы дружите уже давным-давно, а, может быть, совсем недавно начали дружить или хотели бы подружиться и т. д.»
Психолог : «Спасибо большое! Сегодня мы много узнали о ваших друзьях. Помните:
Кто в дружбу верит горячо, кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт, в любой беде не пропадёт.
А если и споткнётся вдруг, то встать ему поможет друг!
Надёжный, верный, добрый друг ему протянет руку».
4. «СКАЗКА ПРО ДРУГА» (По мотивам А. де С. -Экзюпери).
Психолог читает текст. Участники слушают, затем совместное обсуждение.
«На одной далёкой планете жили-были мальчик и его папа с мамой. Все они очень любили друг друга, ссорились, конечно, но это бывало очень редко. Всё вроде бы хорошо было в жизни мальчика, но чего-то ему всё время не хватало. «Наверно, мне нужен друг», - подумал он. Но на его родной планете кроме папы и мамы никого больше не было, вот он и отправился в далёкое путешествие по другим планетам. И случайно звёздный ветер принёс его на нашу Землю. Мальчик приземлился в пустыне, где на множество километров никого больше не было, только какой-то странный пушистый зверёк. Он сидел шагах в десяти от него и внимательно смотрел:
- Ты кто? – спросил мальчик.
- Я – кошка, - ответил зверёк.
- А почему ты не подходишь ближе? – спросил мальчик.
- Но мы не знакомы! Я не знаю, как тебя зовут, что ты умеешь, зачем пришёл. Разве можно сразу садиться рядом?
- Да, ты прав. Сначала надо познакомиться. Меня зовут Мальчик, а прилетел я сюда, чтобы найти друга. Подскажи, где его можно найти?
- Я могу быть твоим другом, но сначала ты должен меня приручить. Несколько дней подряд приходи к моему дому, садись у дверей и жди, а когда я выйду, угощай всякими лакомствами и говори ласковые слова, а самое главное – думай обо мне.
Мальчик так и сделал, и через несколько дней они стали друзьями. Они стали вместе гулять, играть в разные игры. И тут мальчик понял. Что то же самое делали его родители : они говорили ему ласковые слова, приносили вкусные вещи и вообще, любили его. «Значит, там, у себя на планете я оставил друзей», - подумал мальчик и загрустил. Кошка, конечно, заметила это, ведь от друга ничего не утаишь, потому что он понимает всё сердцем.
- Пришло время прощаться, - сказала кошка, - ты скоро вернёшься домой, а напоследок пойдём, я тебе что-то покажу.
Долго они шли по пустыне и наконец пришли в деревню, где было очень много таких же пушистых кошек, но они были какие-то чужие. И здесь наша кошка сказала:
- Все зверюшки, которых ты сейчас видишь, похожи на меня, но я для тебя единственная в целом мире, потому что ты меня приручил, и мы стали друзьями.
- Также и с родителями, есть много пап и мам, но мои – единственные, потому что мы любим друг друга, - продолжил мальчик.
- Конечно, ты прав, и поэтому нам нужно с тобой расстаться. Я буду скучать по тебе, - вздохнула кошка.
- Но я не хотел, чтобы тебе было плохо, ты сама пожелала, чтобы я тебя приручил.
- Да, конечно.
- Значит, тебе от этого плохо.
- Нет, - сказала кошка, - мне хорошо, ведь у меня теперь есть друг, и когда я буду смотреть на звёзды, то вспомню о тебе. А ещё я хочу подарить тебе на память свой секрет – зорко одно лишь сердце, самое главное глазами не увидишь. Если бы ты не полюбил меня, то не смог бы многому научиться и понять, что твои родители – единственные в мире. А теперь прощай!
Мальчику тоже было очень грустно, но ничего не поделаешь, нужно было лететь домой, ведь там его ждали папа и мама, которые тоже любили его.
Вернувшись на свою планету, он понял, что там очень хорошо, но иногда ночью мальчик смотрит на звёзды и вспоминает своего друга – кошку, и думает, что кошка тоже думает о нём».
5. М/Ф «ПТИЧКА ТАРИ».
(Совместный просмотр мультфильма, обсуждение).
6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Психолог : Предлагаю вам выполнить небольшую гимнастику. Я буду говорить текст, а вы дружно, все вместе будете имитировать движения, о которых говорится в нём. Начали:
Вместе весело шагать. Вместе весело играть,
Прыгать, бегать, загорать, плавать, кушать, спать, мечтать
И картины рисовать, всё на свете сосчитать. Вместе весело учиться. И всё может получиться. (Выполнить 2 раза)
7. УПРАЖНЕНИЕ «КТО С КЕМ ДРУЖИТ?»
(Участники стоят в кругу).
Психолог : «Я знаю, что все очень любят сказки и мультфильмы. А вы любите?» (Ответы участников : да, конечно и т. д.)
Психолог : «Замечательно, значит, вы легко справитесь со следующим заданием. Я буду кидать по очереди мяч каждому из вас и называть сказочного героя, а тот, кто поймал его должен называть друга (друзей) этого сказочного персонажа. Начали:
Малыш и (Карлсон). Буратино и (Мальвина, Пьеро).
Бурундуки Чип и (Дейл). Белоснежка и (семь гномов).
Вини Пух и (Пятачок). Герда и (Кай)
Дядя Федор и (Матроскин, Шарик)
Крокодил Гена и (Чебурашка).
Баба – яга и (Кощей, Леший)»
8. АФРИКАНСКАЯ ИГРА.
Игра способствует развитию самоконтроля.
В первой части этой игры, чтобы на очень тесном пространстве избежать столкновений, участники должны хорошо сосредоточиться.
Чтобы наградить участников за проявленную выдержку, во второй части игры им будет разрешено касаться друг друга и насладиться чувством общности.
Инструкция:
1 часть. На середину комнату мы поставим стул, на него положим тарелку или любой другой круглый предмет (барабан и т. д.).
Когда я включу музыку – вы будете танцевать вокруг. Когда музыка прекращается, все должны дотронуться до тарелки, стараясь при этом, не касаться друг друга.
Делайте это очень медленно и осторожно, а я посмотрю: у кого получится дотронуться до тарелки, никого не задев.
Здорово! У вас хорошо получилось! А почему же нельзя никого трогать? Давайте сделаем что-то такое, чтобы все могли касаться всех.
2 часть.
Я положу на пол плед. И теперь, когда музыка будет останавливаться, вы все должны будете встать на одеяло. В этот раз вы должны вплотную приближаться друг к другу. Потеснитесь, если надо, постарайтесь встать так, чтобы всем хватило места.
9. РЕЛАКСАЦИЯ.
Психолог : Мы с вами замечательно играли, общались и я предлагаю вам также хорошо отдохнуть. Для этого нужно сесть на стулья, занять положение ближе к краю стула, обпереться на спинку, закрыть глаза, слегка расставить ноги и свободно положить руки на колени.
ЭТО – ПОЗА ПОКОЯ!
Далее ведущий: негромким успокаивающим голосом читает строфы стиха, указанные ниже (при этом речь должна быть четкой и неторопливой, способствующей появлению приятных ощущений и представлений об отдыхе и спокойствии).
Все умеют танцевать, прыгать, бегать и играть.
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Все реснички опускают, свои глазки закрывают
И спокойно отдыхают.
Шея не напряжена, а расслаблена она.
Дышится легко, ровно, ровно, глубоко.
Напряженье улетело и расслабилось всё тело.
Хорошо нам отдыхать, но пришла пора вставать.
10. УПРАЖНЕНИЕ - РАССУЖДЕНИЕ «ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ».
(Участники сидят на стульях полукругом или стоят в круге).
Психолог : «Наша сегодняшняя встреча была посвящена дружбе. У дружбы есть свои законы, которые нужно помнить и соблюдать. Это:
Друзья играют честно и никогда не предают.
Друзья не обижаются друг на друга, понимают друг друга.
Друзья не ссорятся и в трудную минуту всегда бывают рядом.
Если друг обиделся, надо извиниться.
Друзья делятся друг с другом всем: и секретами, и конфетами».
(Далее участники по желанию пополняют список законов дружбы).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. УПРАЖНЕНИЕ «УЛЫБКА».
Психолог : «Уважаемые участники! Как вы думаете, с чего начинается дружба?» ( Ответы: с улыбки и т. д.)
Психолог : Совершенно верно – дружба начинается с улыбки. Но хорошим друзьям мы обычно дарим улыбки при встрече, во время неё и, конечно же, на прощание.
Я предлагаю каждому из вас по очереди, повернуться к своему соседу справа, подмигнуть ему левым глазом и улыбнуться на прощание.
12. РЕФЛЕКСИЯ.
Психолог : «Наша встреча подошла к концу. Хотелось бы услышать ваше мнение о ней».
(Сидя в круге, участники передают из рук в руки колокольчик. Тот, у кого в руках колокольчик, высказывает свое мнение о занятии).
Психолог : «Уважаемые взрослые и дети! Спасибо вам за активную работу на занятии! Желаю вам быть настоящими друзьями! Будьте всегда добры друг к другу и к окружающим вас людям! Берегите себя, свои семьи, цените и оберегайте отношения со своими друзьями и близкими.
А теперь давайте вместе хором скажем друг другу: «Спасибо!»».
Конец.