Получи документы

Современная коррекционная предметно-пространственная среда

Ольга Ахмерова
Современная коррекционная предметно-пространственная среда

Комитет по образованию

Администрации Городского округа Подольск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 «Радуга»

Консультация для воспитателей:

«Современная коррекционная предметно-пространственная среда»

Подготовил:

педагог-психолог

Ахмерова О. А.

декабрь, 2017

Организация развивающей предметно-пространственной коррекционной среды

Публикация «Современная коррекционная предметно-пространственная среда» размещена в разделах

Создание развивающей среды является одной из задач коррекционнойразвивающей программы, которая реализуется на логопедических занятиях. Для организации предметной среды в кабинете учитывается всё, что будет способствовать оптимальной речевой коррекции при становлении базовых характеристик личности каждого ребенка:

— закономерности психического развития дошкольников;

— показатели здоровья;

— психофизиологические и коммуникативные особенности;

— уровень общего и речевого развития.

В своей профессиональной деятельности необходимо руководствоваться учетом речевых нарушений, темпом продвижения каждого ребенка, созданием условий для его речевого развития независимо от уровня исходной подготовленности и речевого дефекта.

При создании предметно-пространственной развивающей среды используются следующие общие принципы:

Принцип дистанции, организация пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», которая способствует установлению необходимого контакта с детьми;

— Принцип активности. Это возможность активно участвовать в создании своего предметного окружения;

— Принцип стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и создания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроением, меняющимися возможностями детей;

— Принцип гибкого зонирования, позволяющий детям заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу;

— Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

— Принцип эстетической организации среды, сочетание привычных и неординарных элементов;

— Принцип открытости – закрытости, то есть готовности среды к изменению, корректировке, развитию;

— Принцип «половых и возрастных различий» как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами.

Предметная среда логопедического кабинета проектируется в соответствии с программой, которая реализуется в образовательном учреждении (Н. В. Нищевой). При отборе предметного содержания развивающей среды нужно ориентируемся на «зону ближайшего развития», то есть на завтрашние возможности детей.

Предметно-пространственная развивающая среда насыщается содержанием, рассчитанным на разные уровни речевого развития ребенка.

Речевой материал регулярно обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Игры, игрушки и пособия систематически меняются в течение года. Это позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета, создать комфортные, обеспечивающие безопасность детей условия для занятий и эмоционального благополучия.

Создание особого пространства в логопедическом кабинете – необходимое условие качественной коррекционной работы в детском саду.

Оборудование предметно-пространственной развивающей среды :

1. Центр речевого развития

(зеркало с лампой дополнительного освещения, стол со стульчиками для занятий у зеркала, предметные и сюжетные картинки, наборы игрушек, картотека, раздаточный материал для индивидуальных и подгрупповых занятий, комплект зондов, настольно-печатные дидактические игры, дыхательные тренажеры, модели артикуляции звуков О. А. Степановой, интерактивная доска).

2. Центр сенсорного развития

(звучащие игрушки, звучащие игрушки-заместители, настольная ширма, фонотека с записью «голосов природы», релаксационной музыки, карточки, настольно-печатные дидактические игры, игрушки для развития тактильных ощущений,).

3. Центр моторного и конструктивного развития (обводки, песочница, массажные мячики, шнуровки, разрезные картинки и пазлы, мозаика, конструктор).

4. Уголок игр и игрушек для мальчиков

(модели транспорта, металлический конструктор, фигурки людей и животных, разрезные картинки и пазлы с изображениями машин).

5. Уголок игр и игрушек для девочек

(куклы с комплектом одежды, набор мебели и посуды для кукол, пазлы и плоскостные изображения кукол и комплектов одежды для них).

Организация предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда имеет очень важное значение при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии. Правильно организованная предметная среда развивает интеллектуальную, нравственно-волевую и эмоциональную сферы личности дошкольника.

В красивом, уютном, привлекательном помещении ребенок качественно изменяется. Среда стимулирует развитие у него самостоятельности, общительности, доброжелательности. Обстановка кабинета успокаивает, уравновешивает эмоциональный фон, положительно влияет на нервную систему ребенка.

Созданная среда выполняет коррекционную, образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.

Развивающая предметно-пространственная среда, организованная в кабинете, помогает эффективно решать коррекционные задачи в психологически комфортных условиях. Это является оптимальным условием для коррекционной работы в целом.

Список литературы:

1. Авдулова Т. П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность// Справочник старшего воспитателя. -2014г. -№8.

2. Афонькина Ю. А. Рабочая программа педагога-психолога ДОО-Изд 2-е перераб-Волгоград: Учитель 2014г.

3. Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада : учебное пособие/ Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. -М. :Перспектива,2011.

5. Волосовец Т. В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. -<#"justify">

6. Епачинцева Н. Д. Организация развивающей среды в ДОУ : автореф. дисс….канд. пед. наук/Н. Д. Епачинцева. -Белгород:БГУ,2001

8. Комарова О. А. Обеспечение вариативности развивающей среды// Справочник старшего воспитателя-2014г. -№8.

9. Комарова О. А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями. //Справочник старшего воспитателя-2014г. -№8.

10. Конвенция о правах ребенка

11. Конституция РФ

12. Красношлык З. П. Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Красношлык // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 32-34

13. Кудрявцев В. П. «О «неожиданном» образовании и «ожиданиях» образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. 2014 №2.

14. Максимова Г. Ю. Предметно-пространственная среда в контексте отечественной педагогики развития. Актуальные проблемы педагогики: сборник научных трудов. Вып. 4/Г. Ю. Максимова, Л. Г. Русова. -Владимир:ВГПУ,2000.

16. Методическое письмо МО РФ от17.05.95 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»;

17. Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666 «Об утверждении типового положения о дошкольном учреждении»

18. Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.

19. Федеральный Закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции от 18.07.2011 г. с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 1.08.2011 г.)

20. Федеральный закон «Об Образовании» №273 от 29.12.12г.

Публикации по теме:

Предметно-пространственная развивающая средаПредметно-пространственная развивающая среда Созданная в ДОУ предметно-развивающая среда влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию, и обеспечивает его психическое.

Предметно-пространственная развивающая среда В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических,.

Предметно-пространственная развивающая средаПредметно-пространственная развивающая среда Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-пространственная развивающая среда. Предлагаю вашему вниманию наш вариант.

Презентация «Предметно-пространственная среда» Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Предметно-пространственная среда группыПредметно-пространственная среда группы В ходе работы мною были созданы необходимые условия, способствующие возникновению у детей интереса к устному народному творчеству: - книжный.

Развивающая предметно-пространственная среда № Центры Предназначение 1. Центр искусства Влияние на развитие Эмоциональное развитие -канал для выражения чувств и собственных представлений.

Развивающая предметно-пространственная средаРазвивающая предметно-пространственная среда .

Развивающая предметно-пространственная среда Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» Развивающая предметно – пространственная среда.

Развивающая предметно-пространственная средаРазвивающая предметно-пространственная среда «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости.

Развивающая предметно-пространственная средаРазвивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда В развивающей среде моей группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современная коррекционная предметно-пространственная среда
Опубликовано: 12 сентября 2018 в 10:21
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД