Ватехова Анастасия Алексеевна
Консультация «Современные дети и гаджеты»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире цифровых технологий невозможно представить людей без гаджетов. Сотовые телефоны, планшеты, компьютеры – неотъемлемая часть нашей жизни. Родители всегда являются примером для ребёнка, тем более в детстве. Дети наблюдают за мамой с папой, видят у них в руках средства коммуникации и интересуются ими. В наше время невозможно оградить сына или дочь от девайсов. Но родители могут либо регулировать их присутствие в жизни детей, либо пустить ситуацию на самотёк. Однако во всём нужна золотая середина. Сейчас уже в младших классах ученикам необходимо знать компьютер, а сотовый телефон нужен первоклашкам. Так что полностью отказаться от электронных устройств у вас не получится. Но на то и нужны родители, чтобы контролировать жизнь детей. Так что пользование гаджетов должно проходить под наблюдением мамы с папой.
Публикация «Консультация „Современные дети и гаджеты“» размещена в разделах
Положительное влияние современных гаджетов на детей
1. Телефоны и планшеты помогают отвлечь малыша от затяжных занятий. Например, вы сидите в очереди к врачу или едете к бабушке в деревню на машине. Ребёнок от долгого сидения на одном месте устаёт, начинает нервничать, капризничать. Ему хочется побегать-попрыгать, и это нормально – он же ребёнок. Вот тут и приходят на помощь электронные устройства. Вы даёте ему гаджет, и вот малыш уже занят игрой или рисует на нетбуке.
2. В наше время большое развитие получает цифровое образование. Книги и методички постепенно уходят на второй план, уступая место компьютерным играм и мобильным приложениям.
Отрицательное влияние гаджетов на жизнь ребёнка.
В Интернете много жестокости. Youtube заполнен агрессивными роликами и фильмами ужасов. Другие сайты тоже содержат вредную для ребёнка информацию. Редко, но иногда это влияет на психику малыша. Он может начать относиться ко всему враждебно. В этом случае задача родителей оградить ребёнка от компьютера или следить за тем, что он ищет в сети.
Не нужно забывать и о негативном влиянии на физиологию. Во-первых, это касается отрицательного воздействия на зрение детей. К тому же, те дети, которые постоянно проводят время за гаджетами, меньше двигаются. А это плохо сказывается на их опорно-двигательной системе. Ребёнок за ноутбуком часто сидит с сутулой спиной, а это ведёт к искривлению позвоночника. действий.
Из-за того, что ребёнок долго держит телефон в руках и делает при этом однообразные движения пальцами, у него могут появиться патологии кистей. Также возможно нарушится координация между сигналами мозга и движениями рук.
Родители должны в этом случае дозировать время, которое ребёнок проводит за электронными устройствами. Например, ограничьте период, проведённый за компьютером.
Играясь с гаджетами, дети постоянно сидят на одном месте. Им не хватает двигательной активности. Из-за этого появляется лишний вес и даже ожирение. Следите за тем, чтобы малыш больше двигался. Придумайте совместное занятие: прогулка по городу или приготовление ужина. Тогда у ребёнка не останется времени для девайсов. А часы, проведённые с семьёй, всегда лучше часов, проведённых за ноутбуком.
Самое отрицательное влияние гаджетов на детей состоит в том, что они не способствуют их интеллектуальному развитию. Телефоны и ноутбуки негативно влияют на развитие ребёнка. Из-за девайсов у ребёнка не развивается воображение, образное мышление, фантазия, логика, концентрация внимания. Игры в гаджеты не создают моральную базу – они дают готовую картинку, которая не требует умственного напряжения. Как следствие – малыш ничему не учится.
Кроме этого, у ребёнка могут возникнуть проблемы с общением. Часто, особенно среди детей подросткового возраста, личное общение заменяется виртуальным, живые эмоции и мимика - смайликами и стикерами. Ребёнок не учится высказывать своё мнение, делиться переживаниями, разделять чью-то боль. Из-за гаджетов пропадают социальные навыки, которые так необходимы ребенку в будущем. К тому же общение в социальных сетях и на форумах не дает возможности увидеть подлинную реакцию собеседника. Это значит, что ребёнок забывает подумать о последствиях своих слов и действий.
Играясь с гаджетами, дети постоянно сидят на одном месте. Им не хватает двигательной активности. Из-за этого появляется лишний вес и даже ожирение.
Влияние гаджетов на психику ребенка.
Нужно помнить о воздействии девайсов на психику ребёнка. Чтобы полноценно развиваться, ребёнку нужно постоянно контактировать с окружающим миром. Такой контакт включает в себя общение со сверстниками и родителями, развивающие игры, исследование дома и природы, поиск новых звуков. Благодаря этим действиям ребёнок получает эмоциональные впечатления, потому что каждое движение он пропускает через себя. Он обдумывает каждую полученную информацию и сохраняет её в своем сознании.
А вот различные девайсы предоставляют детям лишь изображение, которое не может «поговорить» с ними. Конечно, развивающие мультфильмы и детские передачи дают малышу полезную информацию, но они не реагируют на конкретного ребёнка, не вызывают у него какого-то действия, а просто гипнотизируют разноцветными образами.
Кроме того, до определенного возраста детей привлекают лишь яркие изображения, которые быстро сменяют друг друга. Малыши не способны усваивать сюжет, воспринимать характеры героев и оценивать их поступки. С таким же успехом можно посадить ребёнка перед стиральной машиной, и он с упоением будет рассматривать крутящийся барабан.
К тому же зависимость от гаджетов возникает очень быстро. Попытки родителей отвлечь от экрана малыша заканчиваются плачем и скандалами, ведь отказаться от того, что приносит удовольствие, очень сложно.
1. Первый шаг к образованию проблемы делают мама и папа, которые сами проводят много времени с телефоном, планшетом или перед компьютером. Не секрет, что ребенок познает мир через своих родителей. Раз так делают взрослые, значит, так делать правильно.
2. Большая ошибка испытывать иллюзии по поводу необходимости таких устройств в раннем возрасте. «Зато он в год умеет пазлы собирать на планшете», – хвастаются родители-гаджетоманы. Конечно, но только если дать ему настоящий пазл, то он его не соберет, ведь мозг воспринимает компьютерное изображение как картинку. Это никак не развивает ребенка в раннем возрасте (до 67 лет).
3. Зависимость у детей формируется в 10 раз быстрее, чем у взрослых. А вот лечить ее в 10 раз сложнее и иногда дольше.
4. У детей очень тяжелая стадия отказа. Не случайно в новостях все чаще всплывают случаи нападения ребенка на родителей с ножом после того, как они забрали у того компьютер.
5. Вы даете гаджет и создаете иллюзию хороших отношений. Ведь, выпрашивая планшет, он готов на все и так сильно вас «любит». А вот что случается, когда вы забираете гаджет? Задумайтесь.
Итак, главное, о чем надо помнить. До школы совершенно точно можно обойтись без гаджета, и поверьте, никаким ущербным ребенок не будет себя ощущать в детском саду. И вообще, правило «чем позже, тем лучше» работает в данном случае на ура.
Что же делать, если ребенка все-таки приучили?
Во-первых, учтем возраст и начнем выделять ограниченное время на «общение» с гаджетом:
дети до трех лет – в идеале 0 минут в день у телевизора и точно 0 минут у планшета/телефона;
дети 35 лет – 20 минут телевизора, но лучше все еще обходиться без гаджета;
дети 57 лет – 30 минут телевизора или 10 минут гаджет (лучше без него);
дети 79 лет – общее время 40 минут в день у всей техники;
подростки 914 лет – общее время 60 минут в день у всей техники;
подростки старше 14 лет – старайтесь договориться, но не более 90 минут в день.
Лайфхаки для родителей.
1. Если вы не против общения ребенка с гаджетами, то хотя бы строго ограничивайте время. Ставьте будильник согласно возрастным рекомендациям. Так, «врагом» будете не вы, а звонящий будильник.
2. Не давайте гаджет ребенку хотя бы до трех лет!
3. Нагружайте ребенка активностями – спорт, художественные дисциплины, поездки и прочие хобби.
4. Не берите с собой планшет, выезжая в кафе, в гости или на прогулку парк. Ребенок должен уметь отдыхать иначе, чем за экраном. Помните: у него сейчас активно развито именно образное мышление, а значит, ему очень важны новые картинки. Именно они его развивают и будоражат его фантазию!
5. Не превращайте общение с гаджетом в способ похвалить и наградить ребенка: получил пятерку – иди поиграй! Положительная обратная связь должна поступать от человека.
6. Чтобы технику изжить, ее надо сломать (не буквально, а показав ребенку, что гаджет не работает). И это значит, что в доме не играет никто. Самый экстремальный способ, но работает на любой возраст.
Нужно осознать, что зависимость детей от гаджетов — это не проблема детей, это проблема родителей. Ребенок общается с тем, что ему доступно, что ему в руки дали мама и папа. И если нет коммуникации с родителями, он заменяет ее на «общение» с гаджетом.