МААМ-картинки

Современные подходы к организации взаимодействия педагогов ДОУ и родителей с целью развития личности ребенка (2 фото)

Наталья Волкова
Современные подходы к организации взаимодействия педагогов ДОУ и родителей с целью развития личности ребенка

Современные подходы к организации взаимодействия педагогов ДОУ и родителей с целью развития личности ребенка

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация педагогов, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных – то есть, такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. К сожалению, не всякий родитель с большим желанием стремиться помочь. Чтобы привлечь к сотрудничеству родителей воспитателю приходится искать и применять на практике разнообразные формы взаимодействия, индивидуально подходить к каждой семье. Работа с родителями реализуется через разнообразные формы: традиционные и нетрадиционные, цель которых – обогатить родителей педагогическими знаниями. Как и многие педагоги в своей работе с родителями использую и те и другие. Традиционные - родительские собрания; беседы; консультации; оформление папок-передвижек, информационных стендов; совместное участие в выставках, утренниках, конкурсах; тесное сотрудничество с родительским комитетом и т. д. С опытом своей работы, убедилась, что только традиционных форм взаимодействия педагогов с родителями недостаточно для возникновения доверительных отношений, они не дают нужного эффекта, родители, по большей части, принимают в них лишь формальное участие. В то время как, нетрадиционные формы проведения мероприятий больше привлекают родителей, наиболее им интересны.

Публикация «Современные подходы к организации взаимодействия педагогов ДОУ и родителей с целью развития личности ребенка» размещена в разделах

Нетрадиционные : презентация группы, участие в проектной деятельности, выпуск тематических стенгазет, занятия с участием родителей, участие родителей в творческих конкурсах, досугах и т. д. Например: - Родительское собрание - Традиционно именно на собраниях мы знакомим родителей с задачами, содержанием, возрастными особенностями, документацией ДОУ, методами воспитания и т. д. Для того чтобы повысить интерес родителей к родительским собраниям необходимо внести элемент новизны, наполнить мероприятие нетрадиционным, занимательным материалом. На своё родительское собрания мы приглашали родителей индивидуальными пригласительными билетами, которые заранее подготовили. Собрание стараемся проводить в форме дискуссий, обсуждения интересующих вопросов, стараемся дать совет, а не просто прочитать лекцию. Ближе к старшему возрасту детей, собрания у нас проводятся с чаепитием. С помощью компьютерных презентаций мы рассказываем родителям о проведённых групповых мероприятиях, о достижениях наших воспитанников. Как правило на такие собрания родители идут с удовольствием!

На информационном стенде подбираем материал, консультации по запросам родителей, по теме, которая интересует. На протяжении учебного года в группе действует «Почта группы». Родители опускают записки с вопросами в специальный ящик. Мы систематизируем их, обобщаем и готовим консультации, которые эстетично оформляем. Чтобы ответить на вопросы, возникающие у родителей, по мере необходимости консультируюемся со специалистами нашего сада. (муз рук, психологом, логопедом) С самого первого знакомства мы проводим анкетирование воспитанников с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для того, чтобы как можно лучше узнать о ребенке, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

На первом род собрании знакомим родителей с традициями нашей группы.

Также родителей знакомим с перспективным планом на год, заранее обговаривая мероприятия, обсуждая нужные темы и т. д

С этого года у нас в уголке родителей, впрочем, как и во всех группах, заведена книга отзывов и предложений, где родители могут оставить свои рекомендации и отзывы, в том числе и анонимно.

Так же в родительском уголке -тетрадь добрых дел, где фиксируется все, что делают родители. Наиболее активных, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе поощряем благодарностями и грамотами.

Очень сближают родителей, детей и педагогов выставки совместного творчества (Осенние поделки, рисунки по произведениям Писателей, проведение развлечений и т. подобное.)

Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы и делать акцент не на обвинение, а на совместный поиск решения проблемы. Сообщая неприятные моменты нужно говорить о поступке ребенка, а не о его личности. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность и требовательный тон. Очень не плохо, когда между педагогом и родителями спокойный и доброжелательный стиль общения. Хорошей традицией группы может стать выпуск совместных стенгазет. В нашей группе оформляем газеты к проектам, праздникам, торжественным мероприятиям - родители отвечают за фотоматериал.

Первая наша стенгазета –«Я и моя семья!»

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация различных акций. Наши родители принимали участие в акциях: «Покорми птиц зимой» - по изготовлению и развешиванию кормушек на территории участка, «Подари детскому саду книгу» - организация библиотеки группы, «Дом, в котором мы живём» - подготовка группы к новому учебному году». «Наш участок» - благоустройство участка группы, (Домик, (-матем развивалочка и самолет – в процессе готовновти) «Наша уютная группа» - пополнение «Развивающей Предметно-Пространственной Среды»(игрушки, игры – развивалочки различные, пособия, конструктор, весы на участок, домик уединения, прикручивание разных полочек для уюта, распечатывание разного вида материала для образовательного процесса)

- такую форму, как совместные праздники избегать ни в коем случае нельзя, поскольку они сближают родителей между собой, радуют детей, хотя и сложны в организации. Совместные танцы, песни, игры надолго остаются в памяти и детей и родителей. (Первый наш совместный праздник с играми и танцами – День матери)

Педагогам нужно стараться не навязывать всем родителям стандартные формы взаимодействия, а ориентироваться на особенности семейного воспитания, потребности, запросы родителей, терпеливо приобщая их к делам группы и детского сада. В мире современных интернет-технологий появились новые формы взаимодействия с родителями воспитанников, которые мы используем в своей работе - персональный сайт педагога, сайт ДОУ, сайт группы в социальных сетях и мессенджерах

Взаимоотношения между родителями и педагогами может основываться на обмене информации, совместной работе: размещение фотографий с событиями группы, с детьми в различных видах деятельности; размещение видеозаписей с утренников и т. д. ; публикация результатов творческой деятельности детей; размещение рекомендаций по воспитанию и обучению детей в виде ссылок на психолого – педагогическую литературу и педагогические сайты.

На странице группы родителям дается возможность обсудить те или иные вопросы, касающиеся жизни группы, не только с педагогами, но также и между собой. Такое неформальное общение сближает родителей и педагогов, дает возможность выслушать мнение родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы, улучшает обратную связь, которая дает возможность высказать свои предложения, пожелания, несогласие по тем или иным вопросам. Взаимоотношения с родителями строятся на основе добровольности, демократичности, личной заинтересованности. Успешным партнёрство может быть только при наличии взаимоуважения, доброжелательности.

Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На совместных мероприятиях, налаживалась атмосфера и теплые взаимоотношения. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Чтобы родители стали помощниками, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

На сегодняшний день можно сказать, что использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: большинство родителей стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя. Работа продолжается. Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания.

Линии взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменными. Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздействию педагога на семью, поскольку во главу угла ставилась задача научить родителей, как надо воспитывать детей. Такую сферу деятельности педагога называли «работа с семьей».

Есть еще одна линия воздействия на семью - через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами. Например, в группе ведется подготовка к святочным колядкам, дети готовят угощения, подарки, придумывают сценки, рифмованные поздравления-пожелания и т. д. При этом обязательно кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь.

Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения, посиделки, подготовки спектаклей, собрания в форме «Давайте знакомиться», и др. Во многих дошкольных учреждениях работает «телефон доверия», проводятся «День добрых дел», вечера вопросов и ответов.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

- приобщение родителей к педагогическому процессу;

- расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка : эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада как внутрь, так и наружу.

Первое правило. При работе ДОУ с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе воспитателя, так как он может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических «должны», «обязаны» исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношений педагога и родителей - это взаимное уважение. Ценность таких отношений в том, что и у педагога и у родителей развивают чувство собственной ответственности, требовательности, гражданского долга. Педагог в выборе форм и методов работы должны исходить из необходимости укреплять и повышать авторитет родителей в глазах детей.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Педагог - лицо официальное, но, по роду своей деятельности нередко становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от «чужих». Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, хороший педагог должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Установление контактов с родителями, с семьей - первостепенная задача воспитателя, начало всех начал. Одной из форм установления контактов с семьей является посещение семьи дошкольника. Однако, посещение семьи должно осуществляться по приглашению; к посещению нужно готовиться, которое заключается в определении самого интересного, положительного в своих питомцах, чтобы психологически тонко и педагогически правильно прозвучали слова педагога.

Установлению контактов с семьей, родителями способствует пропаганда семейного воспитания. Одной из форм установления контактов является общение родителей и педагога в процессе выполнения первыми педагогических поручений.

Начать можно с обращения к родителям, чем бы они хотели заняться, и предложения ответить письменно на соответствующие вопросы (лучше это сделать на собрании).

Таким образом, основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Современное семейное воспитание не рассматривается как автономный фактор формирования личности. Напротив, эффективность домашнего воспитания возрастает, если оно дополняется системой других воспитательных институтов, с которыми у семьи складываются отношения сотрудничества, взаимодействия.

От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса, и, прежде всего - дети!

Современные подходы к организации взаимодействия педагогов ДОУ и родителей с целью развития личности ребенка
Фото №1 Для достижения высокой результативности воспитательно педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников

Благодаря нашим помощникам-родителям у детей на участке появился вот такой замечательный домик!

Публикации по теме:

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ» Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению.

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Цель: Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей;.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОССовременные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в связи с введением ФГОС В федеральном государственном образовательном стандарте.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в рамках ФГОС .

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития»Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития» «Современные подходы к организации познавательного развития детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность в условиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные подходы к организации взаимодействия педагогов ДОУ и родителей с целью развития личности ребенка
Опубликовано: 4 декабря 2022 в 15:08
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД