Ирина Бодягина
Современные подходы к управлению качеством дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Представители педагогической науки (В. А. Кальней, Д. Ш. Матрос, Д. М. Шишов и др.) считают качество социальной, психолого–педагогической категорией и в своих исследованиях доказывают необходимость диагностического, достоверного подхода к оценке качества образования. Качество образования неоднозначно трактуется с позиций различных методологических подходов : как уровень развития личности, как готовность выпускника к вхождению в другую образовательную систему, как определение степени реальных изменений, достижения конкретных результатов деятельности и т. д.
Публикация «Современные подходы к управлению качеством дошкольного образования» размещена в разделах
Система дошкольного образования в настоящее время активно развиваться. С точки зрения П. И. Третьякова, мы перешли от функциональной модели управления дошкольным образованием, на проблемно-ориентированное управление, т. е. на такое управление, которое обеспечивает развитие системы посредством прогнозирования и преодоления проблем. Для этого руководителям системы дошкольного образования и воспитателям необходимо знать и ориентироваться в способах повышения эффективности и направлениях совершенствования качества образования в дошкольных образовательных учреждениях разных типов и видов.
«Качество образования в ДОУ» рассматривается как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям ДОУ на основе требований и стандартов, потребностей и ожиданий субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей).
Большинство ученых рассматривают качество образования в трех аспектах :
качество условий,
качество процесса образования,
качество результатов.
Современная наука и практика определяет следующие направления совершенствования условий.
Прежде всего, это финансирование дошкольных образовательных учреждений, т. е. переход их на долевое финансирование. Уже сегодня используются механизмы, которые способствуют улучшению финансового положения в ДОУ (регулирование родительской платы за услуги ДОУ в зависимости от реальных затрат в расчете на одного ребенка и вида ДОУ; реализация дополнительных программ образования, но этого далеко недостаточно. Некоторые управленцы предлагают использовать проведение глобального мониторинга за расходованием бюджетных средств системы дошкольного образования; определение гибких нормативов финансирования ДОУ, что возможно будет реализовано в 2007 году, оперативность учреждения в выявлении социальных запросов населения, потребностей детей и родителей в дополнительных образовательных услугах, что поможет активизировать «бизнес-процесс» в ДОУ. Немаловажную роль в этом играет формирование собственного отношения к складывающейся образовательной и экономической ситуации у сотрудников ДОУ, необходима активность и осознанность их личностной позиции.
Второе направление совершенствования качества условий образования касается вопросов кадрового обеспечения ступени дошкольного образования и повышении профессиональной компетентности педагогов.
Здесь можно говорить о совершенствовании процесса подготовки специалистов в вузе через разработку комплекса программ, построенных по блочно – модульному принципу, имеющих инвариативную и вариативную части и учитывающих интересы и уровень развития способностей студентов. С другой стороны, актуальным становится необходимость развития у будущих специалистов системы дошкольного образования диспозиционно-установочных структур личности, позволяющих эффективно решать ряд конкретных профессиональных задач, соответствующих их должностным обязанностям, в условиях проблемной и социально нестабильной ситуации.
В свою очередь, уже работающим специалистам необходима постоянно пополняющаяся информация о наличии программ, методических комплектов к ним, традиционных и нетрадиционных технологиях, количество которых постоянно увеличивается. Не секрет, что во многих ДОУ комплексирование программ осуществляется по «лоскутному принципу» часто случайно без учета их концептуальных основ, условий ДОУ, специфики коллектива.
Наконец, решение проблемы управления качеством условий дошкольного образования требует повышения управленческой культуры руководителей ДОУ по актуальным проблемам.
Такие как:
- развитие персонала и создание условий для повышения качества образовательного процесса в ДОУ;
- совершенствование качества методической службы;
- овладение технологией управления качеством работы по целям и результатам;
- овладение социально-психологическими методами работы с педагогическим коллективом и теорией поведенческого менеджмента и др.
-овладение методами количественной оценки качества образования (квалиметрией).
Следующим аспектом качества образования является образовательный процесс, который имеет свои специфические рычаги управления. Прежде всего, образовательный процесс должен осуществляться в условиях развивающего взаимодействия между педагогами, детьми и родителями. Оптимизация данного процесса может касаться либо изменения условий протекания общения, либо системы форм и способов его реализации.
Второй путь управления качеством образовательного процесса предполагает воздействие на его компоненты (И. П. Подласый)– целевой, содержательный, деятельностный, результативный. Это значит, что повышение эффективности проводимых мероприятий будет зависеть от качества воспитательно-образовательной работы взрослых (педагогов и родителей) и собственной деятельности ребенка на каждом этапе образовательного процесса.
Совершенствование целевого компонента образовательного процесса предполагает учет и коррекцию всего многообразия целей (образовательные, воспитательные, развивающие, коррекционные) на каждом этапе его осуществления.
Совершенствование содержательного компонента образовательного процесса – диктует оптимальный выбор программ и их комплексирование, распределение материала, подлежащий усвоению дошкольникам.
Совершенствование деятельностного (организационного) компонента образовательного процесса подразумевает создание развивающих условий для приобретения самой возможности получать знания, умения и навыки; использования их для познания и преобразования мира; переживания чувства эмоционального предвосхищения и формирование эмоционально-смыслового отношения к самому процессу общения с другими людьми.
Результативный компонент отражает эффективность протекания образовательного процесса, характеризует достижения в соответствии с поставленной целью. При этом важно, чтобы качество процесса дошкольного образования соответствовало целям воспитания и развития детей дошкольного возраста, образовательным стандартам (временным требованиям, а также - запросам потребителей образовательных услуг; цели соотносились с используемыми методами и учитывали действие всех факторов эффективности воспитания и обучения, влияющих на данный процесс; ресурсы и организация предметно - развивающей среды были адекватны образовательной программе, реализуемой в ДОУ и особенностям образовательного процесса ОУ разных типов и видов, удовлетворяли потребности детей в свободной самостоятельной деятельности и развитии их творческих способностей; содержание и формы организации образовательного процесса были взаимосвязаны между собой и обеспечивали единство взаимодействий всех субъектов педагогического процесса, а также – логику педагогической поддержки предметно - развивающей среды ДОУ и психологической поддержки педагогического коллектива ДОУ.
Третий путь, совершенствования образовательного процесса в ДОУ, предполагает формирование связей между информационным, коммуникативным и организационно - деятельностным компонентами педагогической системы. Основой совершенствования системы управления качеством образовательного процесса в ДОУ выступают единство компонентов, целостность и гибкость функционирования системы воспитательно-образовательной или коррекционно-развивающей работы в ДОУ. Учеными МаГУ разработаны показатели оценки образовательного процесса ДОУ в соответствии с его компонентами. Каждому компоненту даны содержательные характеристики, которые выражены в критериях и показателях. Предложенные показатели соответствуют интегративному подходу к оценке образовательного процесса, и будут способствовать улучшению его качества.
Оценка качества результатов образовательного процесса на сегодня является наиболее обсуждаемой темой. Результаты образования должны рассматриваться в соответствии с компонентами стандарта дошкольного образования, в качестве которого мы имеем «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемые в дошкольном образовательном учреждении», определяющие возрастные характеристики и ключевые компетентности выпускника на этапе завершения дошкольного образования. К ним относятся: компетентность, креативность, любознательность, инициативность, коммуникативность, ответственность, произвольность, а также динамику изменения физического и психического здоровья детей, наличие положительных ценностных ориентировок, уровень освоения детьми программного материала, степень сформированности положительной познавательной мотивации и стремления к самообразованию, уровень готовности детей к следующей ступени образования.
Качество результатов дошкольного образования должно затрагивать оценку не только текущих и конечных, но и отдаленных результатов развития, воспитания и обучения детей, проектируемых в соответствии с требованиями следующей ступени образования, в частности, с требованиями Концепции содержания непрерывного дошкольного и начального школьного образования.
«Временные требования» принимаются сегодня педагогическим сообществом в качестве временного ГОС дошкольного образования, т. е. он является эталоном, моделью для сопоставления желаемого и действительного. На определенном этапе «временные требования» сыграли положительную роль в развитии системы дошкольного образования. Но время диктует свои условия и определяет свои приоритеты. В связи с тем, что нормативно – правовая база устарела, то, наверное, ее следует обновлять, разработать документ, который соответствовал бы методологическим основам стандартизации в сфере образования, был бы приближен к ним. Необходим стандарт результатов дошкольного образования, который бы снял массу проблем. Наладил взаимоотношения между ДОУ и школой, да и сами дошкольные работники более отчетливо стали бы видеть свои цели. Многие ученые рассматривают готовность ребенка к школе как критерий качества результатов образовательного процесса ДОУ. Такой подход принят в Республике Беларусь, где введен стандарт «Дошкольное образование. Готовность к школе». В настоящее время во регионах обсуждается вопрос принятия региональных стандартов, но мы не должны забывать, что это компетенция федеральных органов управления образованием. И эту серьезную проблему управленцам, научному и педагогическому сообществу предстоит переосмыслить.
Безусловно, на качество образования влияет инновационная деятельность, которая стимулирует потенциальные возможности педагогов, их творческие способности. В дошкольном образовании сегодня сложились определенные системы, которые отслеживают качество образования. Показатели качества условий определяются в результате лицензионной экспертизы ДОУ, показатели качества образовательного процесса анализируются в ходе аттестации ДОУ, показатели качества результата образовательного процесса в дошкольном учреждении изучаются в процессе диагностики готовности выпускников ДОУ к обучению в школе, оценки уровня их физического и психического развития.
Ученые отмечают, что образовательные системы функционируют и развиваются не стихийно. Происходящее в них процессы имеют упорядоченный и целенаправленный характер благодаря технологиям управления. Существующая система функционирования человеческих, материальных, информационных и других компонентов служит для реализации в образовательном учреждении функции управления. Реализация каждой функции управления предполагает выполнение определенной последовательности управленческих действий и использование определенных методов, т. е. для каждой функции в системе управления используется модульная технология ее реализации (Г. К. Селевко).
Существующие технологии управления, в большенстве своем, нацелены в той или иной степени на качество образования. Остановимся на некоторых из них. Технология управления по целям традиционна для отечественной системы управления дошкольным образованием (В. С. Лазарев, М. М. Поташник). Она предусматривает систему мониторинга состояния УВП, результатов работы школы. Педагогическая деятельность начинается с анализа и им заканчивается, что помогает объективно оценить результаты и выработать рекомендации по улучшению образовательного процесса.
Самым главным механизмом управления качеством работы ДОУ с точки зрения общего целеполагания выступают «Программа развития ДОУ», «Образовательная программа ДОУ» и годовой план.
Достаточно распространенная, особенно в Московском регионе, технология управления по результатам (П. И. Третьяков К. Ю. Белая). Данная технология адаптирована для ДОУ и представляет собой информационно- аналитическую систему ДОУ как основу для управления по результатам, фактически это модель мониторинга качества дошкольного образования.
Управление по результатам предполагает взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата, который определен и согласован со всеми членами организации, что очень значимо.
Направленность всей системы внутрисадовского управления на конечный результат предполагает не только особую мотивационно – целевую ориентацию руководителя ДОУ, но и новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу, планированию, организации, контролю и регулированию всей деятельности.
Применяя технологию индикаторного управления, меняя систему индикаторов и показателей, включённых в обязательную отчётность ДОУ, заведующая и старший воспитатель могут активно влиять на развитие инновационной активности в системе управления ДОУ на всех ее уровнях. При использовании технологии индикаторного управления необходимо владение методами корреляционного анализа, которые позволили бы выявить взаимосвязь, корреляцию между данными, полученными в процессе диагностики педагогов ДОУ и результатами реализации образовательной программы ДОУ, а также данными мониторинга детей по всем направлениям развития, в т. ч., развития основных способностей. Использование этой технологии предполагает хороший уровень компьютерного обеспечения ДОУ. На сегодняшний день её применение пока крайне ограничено, так как компьютерные технологии не вошли ещё прочно в управление дошкольным образованием, да и подготовленность кадров оставляет желать лучшего.
Безусловно, каждая технология управления, как и любое явление, имеет свои плюсы и минусы и задача каждого управленца определиться в своем выборе и смоделировать систему управления качеством своего ДОУ, используя современные научные и практические наработки.
В конечном счете, независимо от приоритетной технологии управления качеством работы ДОУ, основной проблемой моделирования управления качеством педагогического процесса в современных детских садах является интеграция всех перечисленных выше технологий при построении и оценке педагогического и методического процесса ДОУ. Эта проблема возрастает, если рассматривать ДОУ в режиме развития, то есть, предполагая постоянные изменения цели каждого этапа развития ДОУ в соответствии с результатами педагогического процесса.
Механизмом, который позволяет качественно осуществлять управленческий процесс в условиях его объективного оценивания, выступает мониторинг.
Мониторинг не только определяет статистическую картину результатов, но и ориентирует на динамику образовательного процесса, способствует разработке обоснованных управленческих решений. Проблема мониторинга широко представлена в научных исследованиях. И применительно к управлению качеством дошкольного образования он тоже очень эффективен. Предметом мониторинга могут быть: личность воспитанника, детский коллектив, профессиональная компетентность педагогов, организационные условия (предметно-развивающая среда, укомплектованность кадрами, программное обеспечение).Для четкого проведения мониторинга разрабатывается программа, где для каждого предмета мониторинга определяется механизм, который включает необходимые методики изучения и диагностики. Разработка мониторинговых программ требует от руководителей определенной подготовленности и компетентности в подборе и определении эффективного инструментария. В рамках специализации «Управление качеством дошкольного образования» и дисциплины «Основы управления качеством» студенты разрабатывают мониторинг по определенному направлению воспитания детей и сталкиваются с трудностями в подборе диагностических методик.
Таким образом, проблема качества дошкольного образования имеет много аспектов, которые являются перспективой деятельности как всех управленцев и коллективов ДОУ, так и образовательных учреждений, которые занимаются подготовкой и переподготовкой кадров. И прежде всего, это осмысление ее с разных позиций, повышение управленческой компетентности руководителей, педагогической культуры воспитателей и специалистов ДОУ, и, конечно, необходимо предпринимать практические шаги по проектированию и внедрению системы управления качеством на всех уровнях. Мы надеемся на квалифицированную помощь в решении этой проблемы Региональных центров оценки качество образования.
Сегодня в регионах существуют и активно работают Региональные центры оценки качества образования, однако система дошкольного образования обделена их вниманием. Мы вправе надеяться на их компетентную помощь, т. к. оценка качества образования должна носить системный характер и осуществляться на всех уровнях.