Получи документы

Современные психолого-педагогические представления о письменной речи

черемисова ольга геннадиевна
Современные психолого-педагогические представления о письменной речи

Современные психолого-педагогические представления о

письменной речи

Черемисова О. Г.

Письменная речь представляет собой функциональную систему, включающую в себя множество взаимосвязанных операций и имеющую сложную мозговую организацию.

Выпадение любого её звена приводит к дезорганизации всей функции, выражающейся в специфическом расстройстве письма, дисграфии, которая требует коррекционных мероприятий.

Публикация «Современные психолого-педагогические представления о письменной речи» размещена в разделах

Процесс письма - сложная, осознанная форма речевой деятельности, отличающаяся от процесса устной речи как по своему возникновению и пути развития, так и по входящим в него психологическим операциям и мотивам. Письменная речь — «алгебра речи, наиболее трудная и сложная форма намеренной и сознательной речевой деятельности».

Процесс письма имеет многоуровневую структуру и включает в себя большое количество операций: определение мотива, осуществление

планирования, грамматическое структурирование предложения, анализ задуманного предложения, анализ звуковой структуры слов, входящих в это предложение, соотнесение выделенных из слов фонем с определенным графическим образом (буквой, воспроизведение букв, сопровождающееся кинестетическим контролем, подкрепленным контролем зрительным и чтением написанного (Лурия, 1950).

Успешное формирование навыков письменной речи возможно только при наличии определенных психологических предпосылок, во-первых, произвольное владение устной речью, во-вторых сформированность различных видов восприятия (зрительно-пространственного, слухо-пространственного, сомато-пространственного, ощущений (ощущения схемы тела, правосторонности/левосторонности, знаний, а также их взаимодействия, в- третьих, сформированность определенных двигательных навыков, в частности разных видов праксиса руки, подвижности, переключаемости, устойчивости и др., в-четвертых, наличие абстрактного мышления на базе постепенного перехода от действий с конкретными предметами к абстрактному представлению об этих действиях, и наконец, общая сформированность поведения, выражающаяся в способности к регуляции, саморегуляции, контролю за действиями, намерениями, осознание мотивов поведения.

Структура письменной речи носит характеризуется сложностью и многоуровневой организацией. Как указывали в своих исследованиях, в структуре письма и его психофизиологических механизмах, являющихся сложной деятельностью, выделяются следующие уровни организации:

психологический уровень (возникновение намерения, мотива к письменной речи, создание замысла, создание на его основе общего смысла содержания, регуляция деятельности и осуществление контроля за выполняемыми действиями)

• лингвистический уровень (реализация перевода внутреннего смысла, формирующегося на психологическом уровне, в лингвистические коды, в лексико-морфологические и синтаксические единицы, т. е. в слова и фразы)

психофизиологический (сенсомоторный) уровень (совместная работа нескольких анализаторных систем, зрительной, речедвигательной, акустической, кинестетической, пространственной, лежащих в основе письменной речи. (Лурия А. Р., Хомская Е. Д., Цветкова Л. С., Ахутина Т. В.)

Следует заметить, что при обдумываний письма на его начальной стадии все указанные уровни вступают в работу последовательно, но при осуществлении этой функции все уровни работают совместно, в тесной и ложной иерархии: в зависимости от задачи на первое место выступает то один, то другой уровень.

Публикации по теме:

«Современные педагогические технологии» В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов.

«Песочные игры». Современные педагогические технологии в образовательных учреждениях«Песочные игры». Современные педагогические технологии в образовательных учреждениях Делимся опытом! 25 января на базе МКДОУ Обуховский детский сад№2 «Улыбка», проходило методическое объединение педагогов-психологов района,.

Психолого-педагогические характеристики гендерного воспитания детей Гендерное воспитание в детском Вступительная часть. Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня большое количество исследователей и.

Консультация для педагогов «Современные психолого-педагогические технологии коррекционно-развивающего обучения» "Современные психолого-педагогические технологии коррекционно - развивающего обучения" В жизни детей, как и взрослых, много проблем.

Психолого-педагогические и исторические аспекты нравственного воспитания Актуальность нравственного развития и воспитания. Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество.

Психолого-педагогические особенности познавательного развития детей дошкольного возраста Психолого-педагогические особенности познавательного развития детей дошкольного возраста В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие.

Психолого-педагогические особенности развития эмпатии у дошкольников Эмпатия -это свойство личности, выражающееся в постижении эмоциональных состояний другого человека, понимании его чувств и переживаний,.

Современные интерактивные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и структуры.

Консультация «Современные педагогические технологии в дополнительном образовании» Я работаю в учреждении дополнительного образования детей. В отличие от школы, здесь имеются все условия для того, чтобы разделять детей.

Современные педагогические технологии в дошкольной образовательной организации Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные психолого-педагогические представления о письменной речи
Опубликовано: 11 февраля 2018 в 19:19
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД