Приложение МААМ

Современные психолого-педагогические представления о письменной речи

черемисова ольга геннадиевна
Современные психолого-педагогические представления о письменной речи
▼ Скачать + Заказать документы

Современные психолого-педагогические представления о

письменной речи

Черемисова О. Г.

Письменная речь представляет собой функциональную систему, включающую в себя множество взаимосвязанных операций и имеющую сложную мозговую организацию.

Выпадение любого её звена приводит к дезорганизации всей функции, выражающейся в специфическом расстройстве письма, дисграфии, которая требует коррекционных мероприятий.

Публикация «Современные психолого-педагогические представления о письменной речи» размещена в разделах

Процесс письма - сложная, осознанная форма речевой деятельности, отличающаяся от процесса устной речи как по своему возникновению и пути развития, так и по входящим в него психологическим операциям и мотивам. Письменная речь — «алгебра речи, наиболее трудная и сложная форма намеренной и сознательной речевой деятельности».

Процесс письма имеет многоуровневую структуру и включает в себя большое количество операций: определение мотива, осуществление

планирования, грамматическое структурирование предложения, анализ задуманного предложения, анализ звуковой структуры слов, входящих в это предложение, соотнесение выделенных из слов фонем с определенным графическим образом (буквой, воспроизведение букв, сопровождающееся кинестетическим контролем, подкрепленным контролем зрительным и чтением написанного (Лурия, 1950).

Успешное формирование навыков письменной речи возможно только при наличии определенных психологических предпосылок, во-первых, произвольное владение устной речью, во-вторых сформированность различных видов восприятия (зрительно-пространственного, слухо-пространственного, сомато-пространственного, ощущений (ощущения схемы тела, правосторонности/левосторонности, знаний, а также их взаимодействия, в- третьих, сформированность определенных двигательных навыков, в частности разных видов праксиса руки, подвижности, переключаемости, устойчивости и др., в-четвертых, наличие абстрактного мышления на базе постепенного перехода от действий с конкретными предметами к абстрактному представлению об этих действиях, и наконец, общая сформированность поведения, выражающаяся в способности к регуляции, саморегуляции, контролю за действиями, намерениями, осознание мотивов поведения.

Структура письменной речи носит характеризуется сложностью и многоуровневой организацией. Как указывали в своих исследованиях, в структуре письма и его психофизиологических механизмах, являющихся сложной деятельностью, выделяются следующие уровни организации:

психологический уровень (возникновение намерения, мотива к письменной речи, создание замысла, создание на его основе общего смысла содержания, регуляция деятельности и осуществление контроля за выполняемыми действиями)

• лингвистический уровень (реализация перевода внутреннего смысла, формирующегося на психологическом уровне, в лингвистические коды, в лексико-морфологические и синтаксические единицы, т. е. в слова и фразы)

психофизиологический (сенсомоторный) уровень (совместная работа нескольких анализаторных систем, зрительной, речедвигательной, акустической, кинестетической, пространственной, лежащих в основе письменной речи. (Лурия А. Р., Хомская Е. Д., Цветкова Л. С., Ахутина Т. В.)

Следует заметить, что при обдумываний письма на его начальной стадии все указанные уровни вступают в работу последовательно, но при осуществлении этой функции все уровни работают совместно, в тесной и ложной иерархии: в зависимости от задачи на первое место выступает то один, то другой уровень.

Публикации по теме:

«Современные педагогические технологии» В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов.

«Песочные игры». Современные педагогические технологии в образовательных учреждениях«Песочные игры». Современные педагогические технологии в образовательных учреждениях Делимся опытом! 25 января на базе МКДОУ Обуховский детский сад№2 «Улыбка», проходило методическое объединение педагогов-психологов района,.

Психолого-педагогические характеристики гендерного воспитания детей Гендерное воспитание в детском Вступительная часть. Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня большое количество исследователей и.

Консультация для педагогов «Современные психолого-педагогические технологии коррекционно-развивающего обучения» "Современные психолого-педагогические технологии коррекционно - развивающего обучения" В жизни детей, как и взрослых, много проблем.

Психолого-педагогические и исторические аспекты нравственного воспитания Актуальность нравственного развития и воспитания. Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество.

Психолого-педагогические особенности познавательного развития детей дошкольного возраста Психолого-педагогические особенности познавательного развития детей дошкольного возраста В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие.

Психолого-педагогические особенности развития эмпатии у дошкольников Эмпатия -это свойство личности, выражающееся в постижении эмоциональных состояний другого человека, понимании его чувств и переживаний,.

Современные интерактивные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и структуры.

Консультация «Современные педагогические технологии в дополнительном образовании» Я работаю в учреждении дополнительного образования детей. В отличие от школы, здесь имеются все условия для того, чтобы разделять детей.

Современные педагогические технологии в дошкольной образовательной организации Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные психолого-педагогические представления о письменной речи
Опубликовано: 11 февраля 2018 в 19:19
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные психолого-педагогические представления о письменной речи» (включая файлы) размещена пользователем черемисова ольга геннадиевна (УИ 1456305) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД