черемисова ольга геннадиевна
Современные психолого-педагогические представления о письменной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Современные психолого-педагогические представления о
письменной речи
Черемисова О. Г.
Письменная речь представляет собой функциональную систему, включающую в себя множество взаимосвязанных операций и имеющую сложную мозговую организацию.
Выпадение любого её звена приводит к дезорганизации всей функции, выражающейся в специфическом расстройстве письма, дисграфии, которая требует коррекционных мероприятий.
Публикация «Современные психолого-педагогические представления о письменной речи» размещена в разделах
Процесс письма - сложная, осознанная форма речевой деятельности, отличающаяся от процесса устной речи как по своему возникновению и пути развития, так и по входящим в него психологическим операциям и мотивам. Письменная речь — «алгебра речи, наиболее трудная и сложная форма намеренной и сознательной речевой деятельности».
Процесс письма имеет многоуровневую структуру и включает в себя большое количество операций: определение мотива, осуществление
планирования, грамматическое структурирование предложения, анализ задуманного предложения, анализ звуковой структуры слов, входящих в это предложение, соотнесение выделенных из слов фонем с определенным графическим образом (буквой, воспроизведение букв, сопровождающееся кинестетическим контролем, подкрепленным контролем зрительным и чтением написанного (Лурия, 1950).
Успешное формирование навыков письменной речи возможно только при наличии определенных психологических предпосылок, во-первых, произвольное владение устной речью, во-вторых сформированность различных видов восприятия (зрительно-пространственного, слухо-пространственного, сомато-пространственного, ощущений (ощущения схемы тела, правосторонности/левосторонности, знаний, а также их взаимодействия, в- третьих, сформированность определенных двигательных навыков, в частности разных видов праксиса руки, подвижности, переключаемости, устойчивости и др., в-четвертых, наличие абстрактного мышления на базе постепенного перехода от действий с конкретными предметами к абстрактному представлению об этих действиях, и наконец, общая сформированность поведения, выражающаяся в способности к регуляции, саморегуляции, контролю за действиями, намерениями, осознание мотивов поведения.
Структура письменной речи носит характеризуется сложностью и многоуровневой организацией. Как указывали в своих исследованиях, в структуре письма и его психофизиологических механизмах, являющихся сложной деятельностью, выделяются следующие уровни организации:
• психологический уровень (возникновение намерения, мотива к письменной речи, создание замысла, создание на его основе общего смысла содержания, регуляция деятельности и осуществление контроля за выполняемыми действиями)
• лингвистический уровень (реализация перевода внутреннего смысла, формирующегося на психологическом уровне, в лингвистические коды, в лексико-морфологические и синтаксические единицы, т. е. в слова и фразы)
• психофизиологический (сенсомоторный) уровень (совместная работа нескольких анализаторных систем, зрительной, речедвигательной, акустической, кинестетической, пространственной, лежащих в основе письменной речи. (Лурия А. Р., Хомская Е. Д., Цветкова Л. С., Ахутина Т. В.)
Следует заметить, что при обдумываний письма на его начальной стадии все указанные уровни вступают в работу последовательно, но при осуществлении этой функции все уровни работают совместно, в тесной и ложной иерархии: в зависимости от задачи на первое место выступает то один, то другой уровень.