МААМ-картинки

Современные технологии по развитию лексико-грамматического строя речи у детей

Ольга Миронова
Современные технологии по развитию лексико-грамматического строя речи у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения, являются важнейшим условием ознакомления ребёнка с окружающим миром. Которая позволяет ребенку полноценнее общаться со сверстниками и взрослыми и что в свою очередь активно осуществляет его психическое развитие.

Ребенок, не усвоивший грамматических законов языка в дошкольный период, при изучении грамматики в школе будет испытывать затруднения в устной речи что повлечет за собой специфические ошибки в письменной речи.

Публикация «Современные технологии по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» размещена в разделах

В настоящее время проблема формирования грамматического строя речи является особенно актуальной в связи с увеличением общего числа детей с речевыми нарушениями.

Это диктует необходимость осуществлять целенаправленную и систематическую работу по формированию грамматического строя речи. Одним из таких способов является использование инновационных технологий таких как : синквейн, метод ассоциативных связей, интеллектуальные карты.

Дидактический синквейн

Одним из эффективных методов речевого развития ребёнка, позволяющим быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк».

Новая технология–открывает новые возможности, не требуя особых условий для её использования.

Гармонично вписывается учебный процесс.

Обеспечивает её логическую завершенность.

Способствует обогащению актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

Является диагностическим инструментом.

Не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

Правила составления синквейна:

1). Первая строка — одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2). Вторая строка — два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3). Третья строка — три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4). Чётвёртая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

5). Пятая строка— слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Примеры синквейна:

Дождь

Грибной, летний.

Льёт, капает, стучит.

Я люблю гулять под дождём.

Лужи, тучи, вода. Ветер

Сильный, холодный.

Срывает, дует, воет.

Ветер осенью холодный.

Осень, холод, сквозняки.

Радуга

Весёлая, разноцветная.

Появляется, радует, играет.

На небе, после дождя, большая радуга.

Дождь, тепло, лето, детство. Мама

Красивая, добрая.

Любит, обнимает, ухаживает.

Мама покупает игрушки.

Радость, дом, дети.

Технология «Интеллект-карты»

Интеллект-карты — это тоже мнемотаблицы, а также уникальный и простой метод запоминания информации с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Метод интеллект-карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира. С помощью используемых, при построении карт, зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к воспроизведению.

Полезные свойства интеллектуальной карты

Наглядность

Запоминаемость

Привлекательность

•Пополняют словарный запас

•Закрепляют грамматические нормы

Общие требования к составлению интеллект-карты для дошкольников

Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек). Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит расширять и модернизировать его. В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название новой темы). Используя разноцветные ручки, выводятся из «главной идеи» линии (ветви, каждая из которых выделяется под определённый рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается. Для того чтобы назвать ветвь, необходимо подобрать определённое ключевое слово, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова.

Понятно, что педагог сам будет составлять интеллектуальные карты по теме занятия, но, тем не менее, ребёнок по ней будет запоминать лексику, составлять предложения и рассказ, т. е. он будет мыслить радиантно, на основании естественных законов мышления. Метод интеллектуальных карт даёт возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи. Таким образом, применение карт памяти в процессе обучения на лексико-грамматических занятиях в целом способствует речевому развитию ребёнка.

Использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Вся эта работа, направленная на приобретение ребёнком интегративных качеств любознательный, активный; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Пример интеллект-карта по изученной теме «Транспорт»

1. Лист расположен в горизонтальном направлении.

2. В центре выделена тема «Транспорт».

3. От центра расходятся цветные ветви.

4. Подбираются картинки, которые относятся к транспорту.

5. От каждого транспорта также отводятся ветви такого же цвета, что и первая ветвь.

6. Подбираются и изображаются с помощью условных обозначений слова-признаки к каждому транспорту.

7. Дети составляют предложения

Можно детализировать карту настолько, насколько это нужно для понимания темы. Для этого нужно просто добавлять всё более мелкие веточки к общему «дереву» карты.

Если у ребёнка есть словарь, но нет образа в голове, мыслей о чём и как говорить, педагог вынужден будет постоянно побуждать, стимулировать его наводящими вопросами, так как нет мотива к устному высказыванию.

Если у ребёнка есть мотивация, но нет словаря и плана высказывания, то он будет тянуть руку, выскакивать к доске и уже после нескольких слов начнёт

Таким образом, применение карт памяти в процессе обучения на лексико-грамматических занятиях в целом способствует речевому развитию ребёнка. Методика действительно оказывается очень эффективной для детей, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию словаря грамматического строя и планирующей функции речи. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок развивается, он не только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.

Метод ассоциативных связей, или «Образ слов»

Современные технологии для развития реи детей предлагают большой арсенал методов и приёмов работы со словом, позволяющих оценить его красоту, неповторимость. К таким методам относится метод ассоциативных связей. Метод ассоциативных связей, применяемый на занятиях, обеспечивает интерес детей к слову, настраивает ребенка на активность

Слово — звуки — слова — образ слова.

Например, некоторые индивидуальные образы слов:

ПЛЯЖ — песок — летом — ярко-жёлтый;

ОСЕНЬ — облачное — серое — небо;

ОЗЕРО — огромное – зеркало;

ДОРОГА — дом — разыщут — гости;

КОЗА — красивая – озорная – забияка

Таким образом, применение карт памяти, синквейна и метода ассоциативных связей в процессе обучения на лексико-грамматических занятиях в целом способствовали речевому развитию каждого ребёнка. В итоге все дети группы стали лучше усваивать информацию, оперативно с ней работать, проявлять творческие способности, улучшились коммуникативные навыки.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методикРазвитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные технологии по развитию лексико-грамматического строя речи у детей
Опубликовано: 10 июня 2020 в 22:14
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные технологии по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Миронова (УИ 420362) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД