Приложение МААМ

Современные требования к организации НОД в ДОУ

Наталья Немченко
Современные требования к организации НОД в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Развивающее обучение

Сегодня не требует доказательства тот факт, что знания ребенку не следует давать в готовом виде, а педагог должен уметь моделировать такие ситуации, при которых у ребенка появляется потребность в определенном способе действия по овладению знаниями.

В связи с чем, для педагога становится необходимым:

понимание того, как можно выстраивать, опираясь на имеющийся опыт ребенка, основу будущей, новой для него учебной деятельности;

овладение современной развивающей системой обучения;

формирование у педагога умения работать с содержанием развивающего обучения;

Публикация «Современные требования к организации НОД в ДОУ» размещена в разделах

учет возрастных особенностей и возможностей детей дошкольного возраста при создании соответствующих условий и выборе средств обучения.

Развивающее обучение как часть общественного механизма самоорганизации призвано выполнять функцию по созданию наиболее благоприятных условий для полной самореализации потенциала человека. Развивающее обучение – это обучение, которое, обеспечивая полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым влияет на умственное развитие ребенка. Такое обучение базируется на принципах гуманно-личностной педагогики, которая включает в себя развитие через преодоление трудностей, социализацию и самореализацию ребенка.

Г. К. Селевко сформулировал одиннадцать обобщений по технологиям развивающего обучения:

1. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).

2. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.

3. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.

4. В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности.

5. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств.

6. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.

7. Содержание развивающего обучения дидактически построено в логике теоретического мышления (ведущая роль теоретических содержательных обобщений, дедукция, содержательная рефлексия и т. д.).

8. Развивающее обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребенок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.

9. Развивающее обучение осуществляется путем решения учебных задач.

10. Развивающее обучение – это коллективная мыслительная деятельность, диалог-полилог, деловое общение детей.

11. Технология обучения, основанная на использовании мотивов совершенствования личности, представляет собой новый уровень развивающего обучения и может быть названа саморазвивающим обучением.

Принципы развивающего обучения

Способом организации познавательной деятельности детей в процессе развивающего обучения является метод.

Методы обучения – это совместная деятельность педагога и детей в процессе обучения. По источникам знаний различают словесные, наглядные и практические. По характеру учебно-познавательной деятельности выделяют следующие методы:

проблемный – проблемное изложение материала (вовлечение детей в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда педагог ставит проблему и сам показывает пути ее решения, а дети внимательно следят за ходом мысли педагога, размышляют вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу поискового мышления);

частично-поисковый или эвристический (выполнение отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования, дети сами решают проблему, но не от начала до конца, а лишь частично). Данный метод используется для подготовки детей к самостоятельному решению проблемных ситуаций;

исследовательский – способ организации поисковой, творческой деятельности детей по решению новых для них познавательных проблем (самостоятельное, творческое приобретение знаний детьми).

Обучение как процесс – это целенаправленное, организованное с помощью специальных методов и разнообразных форм активное обучающее взаимодействие педагогов и детей. Процесс обучения имеет структурные элементы (цели, содержание, методы, формы, средства, результаты и т. п.) и опирается на принципы обучения.

Принципы обучения – это исходные положения, обусловливающие деятельность педагога и характер познавательной деятельности детей и выражающие определенные закономерности обучения.

Принципы обучения имеют достаточно четкие определения.

Принцип научности предполагает опору на науку как источник системы фактов, понятий и закономерностей, изучаемых детьми в процессе обучения.

Принцип доступности лежит в основе учета индивидуальных и общепсихологических особенностей детей в зависимости от их возраста, уровня развития. Данный принцип определяет степень научно-теоретической сложности учебного материала, его объем, формы и методы обучения.

Принцип систематичности означает, что все знания, сообщаемые детям, находящиеся в определенной, педагогически обоснованной системе должны усваиваться детьми последовательно и упорядоченно в соответствии с возрастными возможностями их развития.

Принцип наглядности подчеркивает высокую значимость наглядных опор и предполагает усвоение детьми знаний через непосредственные наблюдения за предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия.

Для осуществления наблюдений необходимо использовать следующие виды наглядности:

естественная – ознакомление с реальными предметами, явлениями;

экспериментальная – ознакомление с процессами и явлениями в ходе опытов;

картинно-динамическая – ознакомление с реальным миром через фото, картины, иллюстрации, наглядно-дидактические пособия, учебные фильмы;

объемная – использование макетов, моделей, муляжей, панорам, проектов, геометрических фигур и т. д. ;

звуковая – использование звуковых средств для воспроизведения звуковых образов;

символическая – ознакомление с реальной действительностью в условно обобщенном виде через использование карт, планов, чертежей и т. д.

Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько четко поставлена цель процесса наблюдения и насколько грамотно педагог активизировал внимание детей на протяжении всего процесса восприятия.

Принцип сознательности понимается как личное убеждение детей в процессе активного приобретения знаний, умений и навыков, их творческая переработка и применение.

Принцип пропедевтики указывает на организацию предварительной подготовки детей к приобретению новых знаний.

Принцип преемственности предполагает последовательное продвижение в обучении с опорой на совершившиеся циклы развития: учет уровня актуального развития детей и ориентацию на их зону ближайшего развития.

Принцип личностного подхода направлен на максимальное стимулирование развития и саморазвития каждого ребенка с опорой на наиболее сильные качества его личности.

Принцип педагогического оптимизма указывает на важность высокого уровня ожиданий по отношению к ребенку, веры в его силы и возможности, стимулирование и активизация внутренних компенсаторных механизмов психической деятельности, гармонизации развития.

Принцип коррекционной направленности подчеркивает всесторонний учет имеющихся у детей отклонений в развитии при организации процесса обучения посредством использования методов, ориентированных на зону их ближайшего развития.

Принцип направленности учебного процесса на сохранение и развитие здоровья предполагает использование здоровьесберегающих технологий.

Принцип направленности образования на социальную адаптацию подчеркивает необходимость грамотного педагогического влияния на отношения, которые складываются у ребенка на основе учебной деятельности в образовательном учреждении и дома.

Принцип деятельностного подхода предполагает предметно-практическую деятельность детей, в процессе которой развивается восприятие, речь, мышление, память, эмоции, мотивация.

Принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции диктует необходимость осуществления всестороннего медико-психолого-педагогического обследования ребенка для определения особенностей развития.

Принцип толерантности подразумевает терпимое отношение к детям, испытывающим определенные трудности в обучении.

Вышеперечисленные принципы взаимосвязаны и взаимозависимы между собой, они дополняют и обуславливают друг друга. Неумелое применение принципов или их незнание будет тормозить успешность обучения, затруднять усвоение знаний и формирование качеств личности ребенка.

Структура НОД

Структура развивающего НОД:

1. Мотивационная ситуация:

включение ребенка в познавательную деятельность через игровую ситуацию, дидактическую игру;

создание «ситуации успеха» через практическое задание, с которым может справиться каждый ребенок и которое основано на ранее полученных знаниях и связано с новым материалом;

постановка цели НОД через раскрытие учебной задачи перед детьми.

Условия проведения: эмоционально положительный тон педагога; заранее продуманное место расположения детей; четко и грамотно сформулированные вопросы к детям; рациональное использование времени.

2. Открытие нового материала:

воспроизведение знаний, умений, навыков, являющихся основой для открытия нового знания;

акцентирование внимания на затруднениях через столкновение знания с незнанием, умения с неумением;

выдвижение предложений, идей, способов действий;

выбор предложений, идей, способов действий;

повторение и включение нового материала в систему знаний ребенка через дидактические игры, задания в тетрадях, игровые ситуации;

формулировка выводов и подведение итога через оценку и самооценку.

Условия проведения: создание мотивационной ситуации для открытия нового материала; рациональный подбор приемов актуализации ранее полученных знаний, приемов активизации внимания, памяти, мышления, речи; фиксирование в речи детей затруднений и путей выхода из них; использование разнообразных форм организации детей (работа малыми группами, парами, индивидуальная и коллективная работа); предоставление детям возможности выбора заданий; коммуникативное взаимодействие детей между собой и педагогом; использование мозгового штурма, подводящего и побуждающего диалогов; использование заданий для совместной деятельности педагога и детей и самостоятельной деятельности детей; использование системы поощрений и авансирования личности; подбор демонстрационного и раздаточного материала с учетом качества и количества; обеспечение двигательной активности детей.

3. Итог:

фиксация в речи детей нового знания или способа действия;

организация рефлексии и самооценки собственной и коллективной деятельности;

осмысление достижений.

Условия проведения: оказание помощи детям в осмыслении собственной деятельности и личных достижений; использование фишек для обозначения собственного уровня роста знаний или деятельности на НОД; организация беседы; использование вопросов к детям: «Что нового вы узнали?», «Где можно применить новое знание?», «Можете ли вы научить кого-либо делать так же?», «Зачем мы отправились в путешествие?», «Зачем мы искали истину?», «Для чего мы проводили эксперименты?», «Как вы думаете, что мы узнаем на следующем НОД?», «Как вы думаете, что нам надо узнать на следующем НОД» и др. Вопросы, задаваемые детям, могут быть связаны с программными задачами НОД, с формой проведении НОД, с «открытием» нового знания, с эмоциональным состоянием детей, с познавательной деятельностью детей.

Анализ НОД

Педагогический анализ — целенаправленное изучение НОД в целом, его объективная оценка, выявление причин, определивших его уровень, результат и последующая выработка на этой основе рекомендации по совершенствованию работы педагога.

Исходя из данного определения следует, что методика его проведения, с одной стороны, должна, способствовать раскрытию сущности занятий как особой формы обучения в детском саду, а с другой стороны, должна позволять осуществлять анализ на теоретическом уровне, характеризующемся выделением функциональных связей структурных элементов НОД.

Педагогический анализ проводится с целью определения эффективности образовательного процесса. Установление причин и факторов, определяющих качество педагогической деятельности, возможно лишь на основе системного подхода.

Системный подход к педагогическому анализу заключается в том, что объект изучается через призму функциональных связей структурных элементов НОД, которые обусловливают целостность объекта, его развивающую направленность.

Под структурными элементами понимается:

характеристика НОД - включает в себя раздел образовательной программы, вид НОД, тему НОД, форму проведения НОД, части НОД, временные рамки, конспект, модель или план проведения;

цель, задачи НОД — элементы, объединяющие в единое, целостное образование деятельность педагога, деятельность детей, условия, так как нельзя оценить деятельность воспитателя и детей вне тех целей, задач, ради которых оно совершается;

условия (материальные, санитарно-гигиенические, организационно-педагогические, обеспечивающие возможность успешной деятельности как воспитателя, так и детей;

деятельность педагога, направленная на организацию познавательной деятельности детей, обеспечивающая с помощью разнообразных методов, средств достижение цели НОД;

деятельность детей, направленная на овладение знаниями, умениями, навыками или способами открытия новых знаний.

Выделенные элементы между собой образуют три вида связи (порождения, развития, изменения) и характеризуют НОД как педагогическую систему.

Связь порождения возникает между программными задачами, деятельностью педагога и условиями проведения НОД.

Цель и задачи НОД порождают организационно–педагогические условия и деятельность педагога, наличие приемов и пособий, направленных на решение каждой задачи НОД, умение педагога творчески использовать конспект, модель НОД, рационально размещать оборудование.

Связь развития возникает внутри двух групп структурных элементов НОД: «программные задачи – деятельность детей»; «деятельность педагога – деятельность детей». Постановка определенных целей и задач должна приводить к дальнейшему продвижению ребенка в развитии. Работа педагога на НОД развивает детей, определяет и регулирует их поведение. Деятельность же детей на НОД меняет качественные характеристики работы педагога. Умение корректировать ход НОД с учетом «обратной» связи: сменить форму организации детей, использовать отдых в зависимости от степени утомляемости детей, сменить прием, характер педагогического воздействия

Связь изменения возникает внутри двух групп структурных элементов НОД: «условия – деятельность педагога»; «условия – деятельность детей».

Методика проведения педагогического анализа предполагает.

1. Сбор информации. Изучение модели или конспекта НОД, с целью определения вида, формы, темы НОД; изучения цели и образовательных задач; установления места данного НОД в процессе обучения. Просмотр НОД, фиксация его хода по какой-либо схеме или ведение видео, аудиозаписи, фото съемки. Просмотр детских работ.

2. Характеристика элементов НОД и связей между ними. Оценка каждого элемента НОД, выделенного в модели. Определение в модели связей, их сравнение со связями, реально существующими в просмотренном НОД, т. е. сопоставление модели и реального объекта.

Методически грамотная формулировка образовательных задач, их соответствие уровню развития детей. Направленность деятельности педагога на создание необходимых условий обучения и решение задач НОД. Точность применения методических приемов. Деятельность детей, содержащая оценку освоения ими нового знания; особенности поведения каждого ребенка на НОД (активность, внимание, интерес, отношение к НОД, учебные навыки детей. Условия проведения НОД — выделение и оценка соответствия требованиям санитарно-гигиенических, материально-технических и организационно-педагогических условий.

Определение вида связи:

между видом, формой, темой НОД и образовательными задачами, которая определяет: соответствуют ли цель и задачи виду, форме, теме НОД; дает ли возможность данное НОД полностью реализовать предложенное содержание обучения;

между образовательными задачами и деятельностью педагога, которая определяет приемы для решения каждой задачи и возможность данной совокупностью приемов качественно достичь цели НОД;

между программными задачами и деятельностью детей. В осуществлении данной операции необходимо оценить, насколько данное НОД обеспечило развитие детей и их познавательную активность;

между образовательными задачами и условиями проведения НОД, которая поможет оценить, как задачи определили расположение рабочих столов педагога и детей, наглядных пособий, использование раздаточных материалов;

между деятельностью педагога и деятельностью детей, оценивающая взаимодействие, согласованность их деятельности. В этой операции также необходимо сопоставить тон воспитателя, стиль общения с особенностями поведения детей на НОД. Может ли педагог контролировать, анализировать деятельность детей в ходе НОД, и на этой основе корректировать свои действия, приемы работы;

между деятельностью педагога и условиями проведения НОД. В этой операции необходимо выявить умение педагога использовать в своей деятельности имеющиеся условия, корректировать свою деятельность в связи с изменением условий;

между условиями проведения НОД и деятельностью детей, в которой оценивается, как условия отразились на результатах усвоения детьми программного содержания;

3. Формирование выводов и рекомендаций. Определение эффективности проведения НОД в соответствии с целью и образовательными задачами. Выяснение причин, определивших полученный результат. На основании выводов вырабатываются рекомендации. Формулировка рекомендаций должна быть конкретной, четкой, педагогу должно быть понятно, что нужно сделать по совершенствованию своей педагогической деятельности. Рекомендации могут быть направлены как на ликвидацию причин, отрицательно повлиявших на результативность НОД, так и на стимулирование педагога к профессиональному росту, повышению квалификации, обобщению и распространению собственного педагогического опыта.

4. Заполнение карты или схемы анализа НОД. Письменная фиксация анализа НОД (карта, опорная схема и т. д.) позволит проследить профессиональные изменения в работе педагога и выдержать логику изложения педагогического анализа

Публикации по теме:

Современные подходы к организации образовательной деятельности по физической культуре Использование современных технологий в работе с дошкольниками позволяет педагогам более эффективно реализовать образовательное содержание.

Консультация для педагогов «Требования к дидактическому материалу для проведения образовательной деятельности»Консультация для педагогов «Требования к дидактическому материалу для проведения образовательной деятельности» Дидактический материал являются орудием труда педагога и инструментом познавательной деятельности детей. Его можно разделить на следующие.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет (требования к уровню образования детей) 2.6. Иные характеристики содержания Программы Требования к уровню образования воспитанников Высокий уровень Ребёнок знает представителей.

Инструкция по охране жизни и здоровья воспитанников. Общие требования безопасности к игрушкам Инструкция по охране жизни и здоровья воспитанников. Общие требования безопасности к игрушкам. 1. Инструкция разработана на основе ГОСТ.

Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности»Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности» Современные требования к организации игровой деятельности. “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное.

Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ. Дорогие мои коллеги, добрый вечер! Предлагаю вам интересную информацию.

Семинар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольниковСеминар на тему: Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников СЕМИНАР на тему: «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Подготовила и провела: воспитатель.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ и семьи в рамках ФГОС .

Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Современные подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ Детский сад и семья – это единое образовательное и воспитательное.

Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития»Выступление на РМО «Современные подходы к организации познавательного развития» «Современные подходы к организации познавательного развития детей раннего возраста через опытно-экспериментальную деятельность в условиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные требования к организации НОД в ДОУ
Опубликовано: 6 мая 2020 в 11:40
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные требования к организации НОД в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Немченко (УИ 881742) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД