Лучший педагог года

Современный подход в организации занятий плаванием в ДОУ

Татьяна Петрова
Современный подход в организации занятий плаванием в ДОУ

Особое место в физическом воспитании в дошкольных учреждениях занимает обучение необходимым навыкам плавания, которое относится не только к здоровьесберегающим, но и к жизнесберегающим технологиям.

Плавание – это универсальное средство разностороннего воздействия на организм человека, которое относится к числу наиболее эффективных средств оздоровления.

Публикация «Современный подход в организации занятий плаванием в ДОУ» размещена в разделах

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровьесбережения, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Купание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений. Чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма. Дети, с раннего возраста привыкшие к физическим нагрузкам, организованному, здоровому образу жизни легче перенесут школьные нагрузки. Доказано, что в условиях образовательного учреждения, при непрерывном обучении плаванию, начиная с раннего возраста, достигаются наиболее высокие результаты не только физического развития, двигательной подготовленности, но умственных данных малыша, стимулируя его нервно – психическое (психомоторное) развитие.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется всестороннему физическому развитию детей. Для этого созданы все необходимые условия, создана система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Начиная с первой младшей группы (2-3года) дети посещают бассейн.

На занятиях плаванием, оздоровительная направленность является приоритетной.

Решая главную задачу – обеспечение и укрепление полноценного физического развития детей,

мы поставили перед собой цель - оптимальное увеличение степени оздоровления воспитанников, как одну из главных оздоровительных процедур в единой системе оздоровления детей в ДОУ.

Обучение плаванию проводятся в форме групповых занятий. Группы делятся на подгруппы, обеспечивая индивидуально-дифференцированный подход к подбору и комплектованию групп до 10 человек, с каждой из которых занятия проводятся поочередно.

Применяя в своей работе групповой метод обучения, дети обучаются общим для всех плавательным движениям, но осваивают их по-разному, индивидуально. Для каждой подгруппы подбираются различные комплексы упражнений на суше и в воде.

Организация занятий по обучению плаванию детей в дошкольном учреждении осуществляется в комплексе со всеми формами физкультурно–оздоровительной работы, так как только сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей дает положительный результат в укреплении их здоровья и закаливании организма.

В качестве базовой программы обучения плаванию, принятой педагогами большинства детских садов, многие считают методику Т. И. Осокиной. В этой методике большое внимание уделяется младшему и среднему возрасту, но недостаточно освещены вопросы обучения плаванию детей старших и подготовительных групп. В настоящее время оснащение бассейнов становится очень разнообразным и многофункциональным, появляется различное современное стандартное и нестандартное оборудование, которые способствует и появлению нового подхода к организации занятий по плаванию. В 2013 году была разработана и внедрена авторская программа «Мы учимся плавать». Особенностью данной программы является использование современного подхода к организации занятий по плаванию.

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом обучения плаванию детей от 2 до 7 лет, в который включены:

• подготовительные упражнения на суше;

• комплексы корригирующих дыхательных упражнений;

• упражнения и игры, направленные на освоение в воде, овладение плавательными движениями различных способов, на обучение погружения в воду с головой;

• корригирующие упражнения в воде для укрепления мышц спины, плечевого пояса, коррекции нарушения осанки, плоскостопия и т. д. с использованием современного, стандартного и нестандартного оборудования.

Стандартное оборудоване: поддерживающие средства и игрушки: доски из пенопласта и пластмассы, ласты, надувные игрушки, резиновые мячи, надувные круги, мелкие игрушки из плотной резины: тонущие, для упражнений на погружение в воду с головой и открывание глаз в воде (отыскать игрушку на дне бассейна, и не тонущие; обручи для упражнений на погружение в воду (игры «Пройди в обруч, «Поезд в туннель!» и др., игрушки с изменяющейся плавучестью, гимнастические палки.

К нестандартному инвентарю можно отнести сделанные своими руками различные листочки, цветочки, водоросли, которые используются при проведении праздников на воде, изготовление «подводных туннелей» из обручей и утяжеляющих мешочков с песком, резиновые игрушки, наполненные песком и заклеенные силиконовым клеем, чтобы игрушки опускались на дно, теннисные шарики и соломки для использования их при упражнениях на развитие дыхания и т. д.

Современный инвентарь и оборудование:

• аквагорка применяется как альтернатива для спуска детей в бассейн, и используется для обучения детей нырянию;

• аквагантели, усиливающие нагрузку на определённые мышцы;

• тонущие палочки, использующиеся как разметка под водой, а также при обучении погружения в воду с головой и ориентирования в воде. Также они предназначены для тренировки навыков подводного плавания, улучшения техники ныряния и совершенствования навыка ориентации под водой;

• лопатки, использующиеся на глубокой воде для отработки правильной техники плавания, а также для развития силы и скорости;

• нудлсы, являются как поддерживающим, так и увеличивающими нагрузку оборудованием;

• тонущие кольца с шипами используются для погружения в воду с головой, а также в комплексах дыхательных упражнений и как предмет для развития мелкой моторики;

• нарукавники - поддерживающее средство, позволяющее держать тело в горизонтальном положении;

• утяжелённые резиновые ёжики – развитие крупной и мелкой моторики, укрепление мышц рук и ног через работу с предметом;

• колобашки - вставки для соединения ног, имеют большую плавучесть и используются для тренировки мышц верхней части тела и улучшения техники плавания;

«морские обитатели» - плоские прорезиненные многоразовые наклейки на стены бассейна;

• резиновые матрасики – перчатки;

• аквадиски, для развития мышц рук и плечевого пояса;

Использование такого оборудования создаё т:

• положительный эмоциональный фон;

• вызывает интерес к занятиям;

• стимулирует и обогащает двигательную деятельность детей;

• развивает и совершенствует движения;

• позволяет решать на занятии самые разнообразные задачи;

• способствует выработке чувства равновесия и правильной осанки;

• помогает детям приобретать уверенность и самостоятельность.

В структуру занятий плаванием включены элементы художественного и фигурного плавания, аквааэробики, релаксационных упражнений в воде, что делает занятие более эмоциональным и красочным и, конечно же, положительно влияет на здоровье детей, посещающих группы различной образовательной направленности.

Обучение плаванию опирается на общепедагогические принципы с учётом индивидуального подхода к ребёнку : сознательность и активность, систематичность, наглядность, доступность. Программа «Мы учимся плавать» разработана в тесной интеграции со специалистами ДОУ и опирается на перспективно тематические планы групп соответствующих возрастов.

Каковы же современные подходы, применяемые в детском саду перед плаванием на суше :

• комплексная гимнастика – система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребенка;

• упражнения релаксации - неподвижные позы; аутотренинги с использованием сюжетных образов; релаксационный массаж, который учит почувствовать разницу между мышечным напряжением и расслаблением, дыхательные упражнения. Важным в выполнении упражнений является то, что каждое действие должно доставлять приятные ощущения и удовольствие, способствовать хорошему самочувствию. Позволяет приучать детей к отдыху в короткий временной промежуток, к быстрому переходу от одного эмоционального состояния к другому, восстанавливают функции организма после физических упражнений, повышают работоспособность. Желательно выполнять под спокойную музыку.

• использование музыкально – ритмических упражнений в обучении плаванию дошкольников с выполнением общеразвивающих упражнений с разными предметами: гимнастическими палками, обручами, мячами, гантелями, веревками;

Ритмика относится к оздоровительным видам гимнастики и включает простые по технике исполнения физические упражнения (общеразвивающие, танцевальные, выполняемые под эмоционально - ритмическую музыку.

• фанк – аэробика - это вид занятий с характерной особенностью техники движений: пружинящая ходьба, более свободная пластика рук. Акцент делается на танцевальности и эмоциональности движений.

Украшением занятий, спортивных праздников, развлечений стали гидроаэробика, художественное и фигурное плавание. Они закрепляют и совершенствуют приобретенные навыки, повышают интерес, дают возможность не только детям, но и педагогу проявлять акватворчество, так как многие упражнения и композиции буквально подсмотрены у детей, а некоторые создаются вместе.

Гидроаэробика - это выполнение умеренных по интенсивности физических упражнений в воде под музыку. Находясь в воде, ребенок испытывает ощущение, во многом сходные с состоянием невесомости, поэтому упражнения ему легче выполнять в воде, чем на суше. В то же время вода создает сопротивление и для получения необходимой нагрузки для мышц достаточно небольшого количества повторений упражнений. Упражнения можно выполнять как без предметов, так с ними. Это мячи, палки, игрушки, бочонки, пластмассовые бутылки, обручи. Занятия знакомят со свойствами воды, развивают чувство ритма, акватворчество.

Художественное плавание - это выполнение, демонстрация различных хороводов, фигурных маршировок, геометрических фигур, всевозможные построения и перестроения, композиции, объединенные плавательными движениями и элементами статистического плавания (т. е. умение неподвижно лежать на воде). Выполняется под музыку, возможно синхронно. Могут быть индивидуальные, парные, групповые. Упражнения позволяют закрепить навыки плавания, разнообразить процесс обучения и развивая процесс акватворчества.

Фигурное плавание представляет собой, составленные из элементов хореографии комплексы с использованием акробатических и гимнастических комбинаций для построения различных фигур в воде, а также использую синхронное плавание.

Заметив, с какой заинтересованностью и старательностью дети выполняют упражнения релаксации на суше, мы решили использовать их на воде (гидропластика, ведь применение их действительно помогает быстро менять эмоциональное состояние детей, а это очень важно, потому что в воде внимание рассеивается. Решение применять поддерживающие средства пришло во время наблюдений за детьми. Я обратила внимание, что дети с удовольствием лежат на воде, используя нарукавники и нудлсы, у ребят быстрее проходит чувство страха, особенно при лежании на спине, они учатся управлять своим телом. Гидропластика позволяет выполнять движения в воде более медленно плавно и ритмично. Музыка и вода отлично восстанавливает организм после плавательных нагрузок. Но здесь очень важно обратить внимание на то, что использование поддерживающих средств ведет к неправильному положению тела, поэтому нужно строго следить за тем, чтобы голова была на воде, ноги подняты, живот подтянут к поверхности воды во время лежания на спине.

Результаты проводимой нами работы показывают, что комплексное применение современных подходов в организации занятий плаванием в ДОУ, применение нестандартного и современного оборудования улучшает качество общей физической подготовки детей, ускоряет процесс усвоения навыков плавания и делает процесс обучения более эффективным.

Публикации по теме:

Интегрированный подход при реализации коррекционно-развивающих занятий в ДОУ МКДОУ детский сад № 3 Кныр В. Р., педагог-психолог, 1КК Кордюкова В. Н., учитель-логопед, 1КК Фестиваль инновационных практик. Номинация:.

Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ в условиях ФГОС .

Доклад «Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Из опыта работы» Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития,.

Консультация для воспитателей «Гендерный подход к организации игровой деятельности» Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

Консультация для воспитателей «Комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» Здоровьесбережение и здоровьеукрепление- приоритетные задачи в дошкольном возрасте, что обусловлено негативными тенденциями в здоровье современных.

Семинар-практикум для педагогов «Интегрированный подход к планированию занятий в ДОО» Семинар – практикум для педагогов «Интегрированный подход к организации образовательного процесса» Цель: Повысить профессиональную компетентность.

Современный педагог ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС Современный педагог ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО. С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли.

Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития,.

Современный подход к решению проблемы качества дошкольного образования Современный подход к решению проблемы качества дошкольного образования Гиндуллина Э. Р, воспитатель МБДОУ Детский сад № 16 ГО г. Уфа.

Творческая аттестационная работа Современный подход к организации развивающей среды для обеспечения педагогического процесса Цель исследования: Современный подход к организации развивающей среды для обеспечения педагогического процесса экологического образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современный подход в организации занятий плаванием в ДОУ
Опубликовано: 9 ноября 2018 в 10:40
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД