Елена Николюк
Создание единого образовательного пространства «Детский сад — семья» в ДОУ. Фотоотчет
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей и для всестороннего развития детей необходимо их взаимодействие.
Основные задачи, поставленные перед образованием Национальной доктриной образования в Российской Федерации, базируются на положении о том, что современное общество остро нуждается в активно развивающихся, самоопределяющихся, духовных и творческих личностях. Важнейшим фактором содействия формированию значимых социальных и духовных качеств личности ребенка является создание для него единого образовательного пространства. Единое образовательное пространство – это пространство, в рамках которого осуществляется развитие и образование дошкольника. Объединение семьи и детского сада в единое образовательное пространство подразумевает сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении всего дошкольного детства, т. е. создание оптимальных условий для полноценного развития ребенка в ДОУ и семье, решение общих задач воспитания и развития ребенка, выработка единых требований предъявляемых к ребенку в ДОУ и семье, совместное решение проблем.
Публикация «Создание единого образовательного пространства „Детский сад — семья“ в ДОУ, Фотоотчет» размещена в разделах
В настоящее время сотрудничество с родителями воспитанников занимает важное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса нашего образовательного учреждения.
Цель сотрудничества детского сада и семьи – создание необходимых условий для развития ответственных и деловых отношений с семьями воспитанников, которые обеспечивают целостное развитие личности дошкольника.
В работе с родителями решаются следующие приоритетные задачи:
1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
2. Изучение, обобщение и обмен опытом семейного воспитания.
3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
В нашем образовательном учреждении взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется через:
- Приобщение родителей к педагогическому процессу путем информирования родителей о жизни группы и детского сада в социальных сетях, на стендах, непосредственно при личном общении, еженедельное задание в тетрадях взаимодействия по пройденному материалу, лексической теме. Наиболее эффективной информационно-просветительской формой работы считаем создание сайта дошкольного учреждения. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о методах воспитания и обучения дошкольников, о жизни детского сада и группы, о проводимых мероприятиях, праздниках и развлечениях. Такой режим информационного взаимодействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации. Благодаря личным блогам воспитателей и наличию официальной страницы детского сада в «Вконтакте», родители наглядно узнают о жизни группы и детского сада в целом. «Вконтакте» педагоги ведут рубрики «Развивайка», «В гостях у сказки», «Логоритмика», «Читаем и смотри вместе», «Занимательное экспериментирование», «Творческая мастерская».
- Расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения через вовлечение в активные формы взаимодействия: тематические родительские собрания «Путешествие в страну Знаний продолжается, или только вперёд!», в форме семинара-практикума «Как развивать речь детей в кругу семьи» и др. с применением современных педагогических технологий (метод кейс, квадро, семинар-практикум, мастер-класс, трудовые десанты по оформлению зимних построек, уборки территории детского сада, квест игры «День мамочки», акции «Письмо солдату», «Помним, гордимся», «Окно Победы» в рамках праздника «9 Мая», «Ромашка» в рамках «Дня семьи, любви и верности»; «Солнышко доброты» в рамках Дня добрых дел, «Читай, семья» и др., флешмобы «Танцуем вместе», по ПДД «Мы по улицам, друзья, ходим без опаски» и др., проектную деятельность разнообразной тематики «Зимушка - зима», «Юные исследователи», «Моя родина - Россия» и др.
Не менее интересной и эффективной формой работы с родителями является детско – родительский клуб «Весёлая семейка», который осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением и Планом работы. Основными принципами работы клуба являются добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.
Участниками клуба являются все желающие родители наших воспитанников. Работа в клубе организуется 2 раз в месяц. Родителей оповещают о предстоящей встрече с помощью приглашений. В рамках клуба проходят семинары - практикумы, деловые игры, тренинги, дискуссии, мастер- классы. Тематика детско-родительских встреч определяется несколькими факторами: запросами и интересами родителей, желанием повысить психолого-педагогическую компетенцию родителей, насущными потребностями времени. Каждое заседание заканчивается индивидуальной или коллективной рефлексией, направленной на получение обратной связи.
Таким образом, детско – родительский клуб «Весёлая семейка» – это очень удобная и современная форма взаимодействия с семьями воспитанников, своеобразная школа, где родители получают знания о воспитании и развитии детей, о формах и методах работы с дошкольниками, о влиянии совместной деятельности с детьми на их психологическое и физическое здоровье.
- Пребывание родителей на занятиях в дни открытых дверей позволяет лучше узнать друг друга, способствует укреплению взаимоотношений родителей и детей, педагогов и родителей. Проведение Дня открытых дверей в ДОУ даёт возможность родителям «прожить» день в детском саду, узнать об организации и содержании режимных моментов, увидеть, как устроена развивающая предметно-пространственная среда учреждения, обогатить свои знания о разных видах деятельности воспитанников, а также получить необходимую консультативную помощь специалистов.
- Создание условий для творческой самореализации родителей, детей посредством участия в различных конкурсах, выставках, мастер-классах. Опыт работы в нашем детском саду показывает, что развитию эмоционального контакта родителей с ребенком, улучшению детско-родительских отношений способствует совместная продуктивная деятельность. Такая деятельность позволяет увидеть мир с позиции ребенка, формировать уверенность ребенка в своих силах. Участие в конкурсах, выставках, мастер-классах способствует появлению новых семейных интересов и увлечений, сплочению семьи, выстраиванию благоприятных взаимоотношений между детьми и родителями.
В нашем образовательном учреждении сотрудничество педагогов с семьями основаны на сотрудничестве и взаимодействии благодаря открытости детского сада.
Работа с семьями проходит через все образовательные области.
«Познавательное развитие» - организуем встречи с интересными людьми (инспектор ДПС, инструктор ВДПО, ежегодно проводятся Дни открытых дверей с посещением разных режимных моментов и открытых мероприятий совместной непосредственно - образовательной деятельности с детьми, вовлекаем родителей к участию в проектной деятельности, в детско-родительском клубе «Весёлая семейка» и др.
«Речевое развитие» - организуем встречи с родителями, направленные на повышение их психолого-педагогической компетентности в рамках данной области; применяем информационно-аналитические, наглядно - информационные формы организации общения с родителями. В качестве форм работы в своей педагогической деятельности применяем: тематические развлечения, литературные вечера, речевые турниры, вечера вопросов и ответов. Привлекаем родителей к пополнению речевого центра.
«Социально-коммуникативное развитие» - проводим совместные посиделки и досуги, занимаемся оформлением прогулочных участков в летний и зимний период, в соответствии с темой группы или темой года страны, занимаемся посадкой деревьев «Аллея памяти», привлекаем к участию в конкурсах кормушек, в акциях и флешмобах по правилам дорожного движения, пожарной антитеррористической безопасности. Родители организуют экскурсии на свои рабочие места.
«Художественно-эстетическое развитие» - проводим совместные праздники и развлечения, выступление родителей на детских концертах в роли героев сказок и мультфильмов, театрализованные представления с участием родителей в главных ролях, совместные выставки рисунков, конкурсы поделок из природного и бросового материала: «Золотые руки мамы и мои ручонки», «Зимняя сказка», «Дары осени» и др. проводим конкурсы чтецов, акция «Подарите детям книгу», организуем мастерскую по ремонту книг.
«Физическое развитие» – с целью развития и пропаганды физической культуры и спорта, популяризации здорового образа жизни, совместно с родителями проводим «Дни здоровья», ежегодные туристические походы в лес (с родителями и детьми старшего дошкольного возраста) «Тропа здоровья», спортивные праздники и развлечения «Папа, мама и я – спортивная семья», «Зарница», «Вместе с мамочкой моей поиграть нам веселей», ежегодное участие родителей и детей в Лыжне России, Всероссийском дне ходьбы и др.
Педагоги нашего образовательного учреждения стремятся сделать родителей активными участниками жизни детского коллектива.
Подводя итог, можно сделать вывод, что взаимодействие с родителями является важнейшим условием развития нашего образовательного учреждения, оно оказывает значительное влияние на разностороннее развитие детей, и способствует повышению авторитета образовательного учреждения. Так, постепенно и появляется главный результат социального партнерства - не отдавать ребенка на хранение и воспитание, а действовать сообща, вместе с педагогами детского сада для всестороннего развития гражданина России.
Литература:
1. Гамова Е. Н. Детский сад и семья – единое образовательное пространство//Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2010-2011 уч. год [Электронный ресурс] URL : https://urok.1sept.ru/authors/229-809-957. (Дата обращения : 20.09.2011.)
2. 2. Глебова, С. В. Детский сад – семья : аспекты взаимодействия. Г. А. Антипова / Воспитатель ДОУ. – 2011. -№12. –С. 88 – 94
3. Давыдова, О. И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. О. И. Давыдова. – СПБ. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128с.
4. Дронова Т. Н. Вместе с семьей : пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. - М. : Просвещение, 2005.
5. Елисеева, Т. П. Детский сад и семья : современные формы взаимодействия [Текст] / Т. П. Елисеева. – Мн. : Лексис, 2007. – 68с.
6. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей : родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом / авт. -сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 203 с.