Ольга Александровна Ядрова
Создание единого пространства взаимодействия педагогов и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Для повышения качества деятельности ДОУ необходимо создать эффективное сотрудничество с родителями дошкольников - основными социальными заказчиками.
В детском саду дошкольники проводят немало времени, поэтому воспитателям и родителям важно быть партнерами, прислушиваться друг к другу, выполняя общее дело в воспитании и обучении детей. Без этого невозможен успешный переход дошкольников к новой ступени образования - обучению детей в школе. Очень важно создать единое пространство педагогов и родителей по обмену опытом, знаниями, обсуждениями конкретных воспитательно-образовательных задач.
Публикация «Создание единого пространства взаимодействия педагогов и родителей» размещена в разделах
В нашем детском саду проводится работа по созданию и укреплению взаимодействия в системе детский сад - семья. Для этого педагоги применяют различные формы работы, наглядную информацию. Проводятся тематические педагогические советы, общие родительские собрания. В ходе проведенных мероприятий по установлению взаимодействия в системе педагог - родитель, а это наблюдения, тренинги, деловые игры, были выделены следующие проблемы в организации сотрудничества между педагогами и родителями воспитанников. Первая причина- отсутствие коммуникативного взаимодействия на должном уровне. Педагоги и родители не умеют или не хотят слушать, отстаивают свою точку зрения, конструктивного диалога между обеими сторонами не получается. Например, педагог и родитель не могут договориться о времени, которое проводит ребенок за компьютером. Воспитатель убеждает родителей, что детям в младшем дошкольном возрасте крайне вредно находиться за компьютером более получаса. А родители в ответ приводят доводы о том, что компьютер развивает, ребенку очень нравится играть. Создается картина, что обе стороны не понимают друг друга, а свою точку зрения навязывают. Второй причиной является неготовность педагогов к деловому партнерскому взаимодействию с семьями воспитанников в силу непонимания собственной значимости как педагога, заниженной, или, напротив завышенной самооценки. Учитывая вышеизложенные проблемы с педагогами был проведен ряд занятий (практикумы, тренинги, деловые игры) на тему "Взаимодействие педагогов и родителей в дошкольный период развития ребенка". Основная цель: создания готовности педагогического коллектива к эффективному сотрудничеству с родителями детей дошкольного возраста. На проводимых мероприятиях были поставлены следующие задачи:
- формирование ответственного отношения к педагогической деятельности, профессиональной позиции и самооценки;
- формирование умений построения успешных коммуникативных навыков;
- улучшение психологического климата в коллективе.
- профилактика эмоционального выгорания;
В ходе занятий педагогам предлагались различные ситуации построения общения. Воспитатели делились на подгруппы и анализировали выбранную ситуацию, эффективность которой необходимо было доказать. Также на занятиях проводились специальные игры и упражнения для формирования умения слушать друг друга, концентрации внимания на собеседнике. Например, педагоги, работая в парах, должны были рассказать о себе и обратиться к партнеру так, чтобы он услышал главное в словах говорящего. Это способствовало сближению и появлению интереса к собеседнику и даже открытию некоторых особенностей своей личности.
Приведу примеры некоторых упражнений:
"Самопредставление"
Цель: Самосознание, самопознание, выявление ресурсов и возможностей для личностного роста.
Участники: ведущий, группа педагогов.
Ход проведения:
Ведущий предлагает педагогам разбиться на пары, где каждый из партнеров должен говорить о тех качествах, которые он особенно ценит в себе (личностные, профессиональные). Затем пары меняются. Каждый участник должен побыть в паре как можно с большим числом партнеров и при этом не повторяться в описании своих качеств. Ведущий следит за реакцией педагогов : где затруднялись, спрашивает об их ощущениях. По итогам проведенных занятий были достигнуты следующие результаты:
-становление активной жизненной и профессиональной позиции педагогов.
-повышение мотивации к профессиональной деятельности
-рост способностей к самоорганизации, самостоятельному решению возникших проблем
-формирование умения слушать внимательно собеседника и переносить это умение в общение с родителями воспитанников.
-снижение тревожности с родителями воспитанников.
Таким образом, формирование готовности педагогов к взаимодействию с родителями воспитанников - одно из важных направлений работы ДОУ. Важными в этом процессе являются пересмотр содержания и форм работы с педагогами, учитывая их личностные особенности, конкретные причины трудностей в общении, а также использование нестандартных форм взаимодействия с коллективом. Только систематическая, целенаправленная работа принесет результаты в работе по укреплению совместной деятельности партнерства с родителями дошкольников. Диагностика особенностей взаимодействия педагогов с семьями воспитанников с целью отслеживания положительных и негативных аспектов, эмоций, реакций участников образовательного процесса.
Процесс оптимизации взаимодействия с родителями дошкольников нужно начинать с педагогов, их систематической и целенаправленной подготовки к решению соответствующих задач.
Примерные вопросы для диагностики взаимодействия в системе педагог - родитель
• Как часто Вы общаетесь с родителями воспитанников? На какие темы? ___
• Какие эмоции Вы испытываете при общении с родителями воспитанников? ___
• Какие профессиональные/ личностные качества Вы проявляете при общении с ними? ___
• Из-за чего, как правило, возникают разногласия, недопонимание с родителями воспитанников? ___
• Что бы вы хотели изменить? ___
Деловая игра «Сказкообразование»
Цели: сплочение коллектива, формирование команды. Выявление сильных и слабых сторон ее членов, особенностей взаимодействия в коллективе.
Участники: ведущий. Группа педагогов.
Ход проведения:
Задание для педагогов : придумать сценарий сказки таким образом. Чтобы в ней были отражены особенности работы каждого члена коллектива. После подготовки сценария необходимо разыграть мини-спектакль по ролям, при этом задействовать всех участников команды.
Задание для ведущего: отслеживать активность каждого участника, особенности коммуникативного воздействия (лидер – ведомый, организаторские способности, способности к самоорганизации. После завершения мини-спектакля можно обсудить с педагогами сказку, попросить охарактеризовать их эмоции, чувства, высказать мнения.