МААМ-картинки

Создание информационного развивающего пространства ДОУ

Лидия Потапкина
Создание информационного развивающего пространства ДОУ

Информационно-коммуникационные технологии сегодня проникли во все сферы человеческой жизни. Ребенок еще не научился ходить, а уже тянется к мобильному телефону, цифровому фотоаппарату, компьютеру. Модернизация системы российского образования, принятие новых нормативных актов ставит перед образовательными организациями задачу создания информационного развивающего пространства, адекватного актуальным возрастным потребностям детей и соответствующего тенденциям развития современной культуры, экономики, производства.

Публикация «Создание информационного развивающего пространства ДОУ» размещена в разделах

Дошкольное образование, направленное на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, дает основу всем последующим ступеням общего образования. Однако пока нельзя сказать, что процесс его компьютеризации осуществляется системно, и задача внедрения информационно-коммуникативных технологий в работу дошкольных образовательных организаций решена.

Пространство - важнейшая составляющая, определяющая порядок вещей в мире. Оно обеспечивает протекание повседневной жизни людей, их общение, уклад их непосредственного личностного бытия. Образовательное пространство - динамическое единство субъектов образовательного процесса и система их отношений. Субъектами образовательного пространства дошкольной образовательной организации являются его воспитанники, их родители и педагоги, а так же активная среда между ними. Образовательное пространство является информационным при использовании информационных ресурсов, технологий и средств их обеспечения. Миссией информационного развивающего пространства образовательной организации является развитие творческой личности участников образовательного процесса через активное использование информационно-коммуникативных технологий и освоение мирового информационного пространства.

Для построения информационного развивающего пространства эффективен метод моделирования. Разработанная модель должна отобразить степень целостности процесса компьютеризации и информатизации дошкольной организации, дать описание условий и средств его протекания. Модель информационного развивающего пространства дошкольной образовательной организации, предложенная ниже, включает общую структуру информационного развивающего пространства, материально-техническое сопровождение процесса компьютеризации и информатизации, структуру управленческо-методической работы, систему обучения дошкольников в новых условиях, систему мониторинга качества образования и профессиональной компетентности педагогов.

Структура информационного развивающего пространства представлена на рисунке 1. Она состоит из ядра и периферийных модулей. В качестве ядра пространства выступает система обучения, ориентированная на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Периферийная часть – компоненты, которые на это работают: технологический, содержательно-методический, организационно-управленческий и мониторинговый.

Технологический компонент информационного пространства составляет материально-техническое оснащение образовательной организации: компьютеры, оргтехника, технологии их использования, информационно-телекоммуникационные системы, сети, обеспечивающие информационное взаимодействие субъектов и удовлетворение их информационных потребностей. Значительным фактором при насыщении пространства техникой выступает понимание администрацией организации того, что компьютер и Интернет - это средства, которые дают эффект лишь в том случае, если они вписаны в предметно-развивающую среду как инструменты. Работа с детьми в дошкольной образовательной организации имеет свою специфику, основная часть образовательной деятельности проводится на группах и строится на основе принципа интеграции. Для создания информационного развивающего пространства необходимо технически оснастить каждую группу, а не скапливать компьютеры и оргтехнику в одном помещении.

Составляющие технологического компонента:

компьютерное оборудование и программное обеспечение в группах и кабинетах администрации, специалистов;

цифровой проектор (в каждой группе);

экран (в младших группах);

интерактивная доска (в средней, старшей и подготовительной группе);

цифровая фото-камера;

принтеры (монохромные и цветные);

сканер;

обеспечение технических условий для выхода в Интернет.

Неотъемлемой составляющей информационного развивающего пространства является мониторинговый компонент. В дошкольной образовательной организации он представлен банками данных, анкетами для педагогов и родителей, подборками компьютерных игр, тестами, заданиями и опросниками для детей. Применение компьютера для определения качества обучения воспитанников, оценки уровня профессиональной компетентности педагогов дает целый ряд преимуществ перед проведением обычного контроля. Это: удобство, минимальная затрата времени, возможность организации централизованного мониторинга освоения образовательной программы, обеспечивающего охват всего контингента воспитанников. ИКТ дает возможность:

формировать банки вопросов и заданий для мониторинга всех субъектов образовательного процесса;

разрабатывать стратегии ведения опроса и оценивания;

создавать тесты и проводить тестирование;

обрабатывать данные, полученные в результате обследования;

использовать для мониторинга компьютерные игры;

фиксировать уровень сформированности интегративных качеств личности на основе протоколирования итогов наблюдения в динамически обновляемой базе данных.

На рисунке 2 представлена функциональная схема мониторинга освоения детьми образовательной программы дошкольного образования.

В рамках содержательно-методического компонента формируется методическое обеспечение, позволяющее эффективно использовать компьютерную технику для создания и внедрения системы мониторинга, организованной и самостоятельной деятельности детей, работе с родителями.

Организационно-управленческий компонент информационного развивающего пространства дошкольной образовательной организации представляет административную и методическую работу. ИКТ это только средства, потенциально позволяющие сделать образовательную деятельность более интересной и продуктивной. Эффективность компьютерной техники зависит от того, как человек ее использует. Педагог – ведущий элемент образовательного процесса, т. к. он реализует образовательные услуги по обучению, воспитанию и развитию личности. Поэтому вопросу повышения профессиональной компетентности педагогов в плане освоения ИКТ должно быть уделено первостепенное значение. Система методической работы организации призвана обеспечить формирование профессиональных качеств современного педагога, которые необходимы ему для работы в современных условиях. Важным является и обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для саморазвития. На рисунке 3 представлена функциональная схема методической поддержки педагогов в области использования ИКТ.

Развивающее информационное образовательное пространство является целостностью, центрирующей технологический, мониторинговый, содержательно-методический и организационно-управляющий компоненты на ядро – образовательную работу с детьми. Реализация психолого-педагогических задач обучения ребенка-дошкольника посредством ИКТ предполагает взаимосвязь обучающе-тренирующей, поисковой и коммуникативной подсистем.

Обучающе-тренирующая подсистема строится на основе комплекса учебно-методических материалов (демонстрационных, теоретических, практических, интерактивных) и компьютерных программ, которые управляют процессом обучения. Она предусматривает:

возможности ИКТ для организованной образовательной деятельности (демонстрационно-энциклопедические программы, компьютерные презентации, интерактивное оборудование);

использование компьютера для индивидуальной деятельности по развитию ребенка (обучающие программы, игры для дошкольников).

Обучающе-тренирующая подсистема модели развивающего информационного пространства дошкольной образовательной организации представлена в виде схемы на рисунке 4.

Поисковая подсистема системы обучения дошкольников с помощью ИКТ основана на средствах для поиска информации, которые давно используются в самых различных сферах деятельности. Это: поисковые системы в сети интернет, электронные каталоги библиотек, электронные словари и энциклопедии, и т. п. Эти средства оказывают сопровождение при реализации совместных взросло-детских проектов, в том числе семейных.

Коммуникативная подсистема основана на внутреннем и внешнем взаимодействии, взаимообмене информацией. Она строится на инструментальных средствах компьютерных коммуникаций, таких как: электронная почта, видеосвязь, сайт дошкольного учреждения и другие сайты в сети Интернет. Эти средства позволяют педагогам и их воспитанникам вести переписку, сотрудничать в решении общих проблем, публиковать свои идеи или комментарии, участвовать в обсуждениях.

Благодаря информатизации и компьютеризации педагоги имеют практическую возможность перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, когда ребенок является активным участником образовательной деятельности. Современная техника вызывает у дошкольника интерес, анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка, компьютерные обучающие и развивающие игры благотворно влияют на детский интеллект, развивают логические и аналитические способности. Это способствует осознанному усвоению знаний детьми и устойчивому формированию интегративных качеств личности.

Создание информационного развивающего пространства в дошкольной образовательной организации призвано совершенствовать содержание, методы и организационные формы обучения детей, содействовать оптимизации методической работы, ориентированной на формирование у педагогов инновационного потенциала, активному включению родителей воспитанников в образовательный процесс.

Публикации по теме:

Применение модулей для создания игрового развивающего пространства для детей дошкольного возраста «Применение модулей для создания игрового развивающего пространства для детей дошкольного возраста». Елена Владимирова. В соответствии с.

Интегрированный подход в процессе обучения дошкольников как форма создания единого образовательного пространства в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17» Городское методическое объединение воспитателей дошкольных.

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Создание единого пространства развития ребенка» Конспект родительского собрания в подготовительной группе Тема: «Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи».

Организация безопасного и здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ «Организация безопасного и здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ». 1 СЛАЙД Жизнь в ХХ веке ставит перед нами.

Организация познавательно-игрового пространства в ДОУ «Новый год в разных странах». АнглияОрганизация познавательно-игрового пространства в ДОУ «Новый год в разных странах». Англия Работа с родителями. В группе ВК написали объявление, в котором поставили задачу - что наша новогодняя раздевалка должна на время превратиться.

Совершенствование инновационных процессов ДОУ по безопасности дорожного движения через модернизацию развивающего пространстваСовершенствование инновационных процессов ДОУ по безопасности дорожного движения через модернизацию развивающего пространства Первая годовая задача: ]Совершенствование инновационных процессов ДОУ по безопасности дорожного движения через модернизацию развивающего.

Создание единого образовательного пространства «музыкальный руководитель — родители» — необходимое условие реализации ФГОС доСоздание единого образовательного пространства «музыкальный руководитель — родители» — необходимое условие реализации ФГОС до тандарты нового поколения требуют формирования у детей необходимых компетенций развития личности, когда содержание образования выступает.

Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС «Создание здоровьесберегающего пространства в группе в соответствии с требованиями ФГОС» На данном этапе развития общества сложилось так,.

ФГОС до. Моделирование инновационного развивающего пространства детского учреждения Вопрос организации развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. ФГОС выдвигает определенные.

Трудовой родительский десант. «Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья»Трудовой родительский десант. «Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья» Трудовой десант, вперёд! Нас детский сад к труду зовёт. Чистить, мыть, строгать, пилить Мы готовы, так и быть! Нам работа только в радость,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Создание информационного развивающего пространства ДОУ
Опубликовано: 20 февраля 2019 в 14:23
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД