Наталья Чертова
Создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к духовно-нравственному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время наше общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Материальные ценности доминируют над духовными. С экранов телевизоров и компьютеров идёт агрессивный информационный поток, который направлен на уничтожение духовной сферы человека. Иностранные мультфильмы, компьютерные игры, рекламы, фильмы, пропагандирующие насилие – всё это искажает представления детей о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям.
Публикация «Создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к духовно-нравственному воспитанию» размещена в разделах
Это заставляет нас серьёзно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Духовно-нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому что именно в дошкольном возрасте ребёнок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребёнка.
Детская душа – благодатная почва: каждый посеянный нами росточек нежности, доброты, ответственности не только за себя, но и за ближнего даёт свои видимые всходы.
Духовно-нравственное воспитание – понятие многогранное. В дошкольном возрасте происходит активное накопление социального опыта ребёнка, в котором устанавливается первичная ориентация всей будущей жизни. Повышенная эмоциональность детей, их доверчивость, открытость, отзывчивость позволяют считать этот период исключительно важным для воспитания нравственных начал. Поэтому именно в дошкольном детстве духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на его этическое и эстетическое развитие.
Учитывая эти особенности, педагоги нашего дошкольного учреждения попытались создать оптимальные условия для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала детей через гармоничное построение целостного педагогического процесса, основанного на этнокультурных, нравственных ценностях и православных традициях.
Учитывая ФГОС ДОУ, мы осуществляем работу по духовно-нравственному воспитанию в следующих направлениях:
1. Формирование представления об истории края, жизни и культуре родного народа, воспитывая при этом патриотические чувства.
2. Воспитание этических традиций, норм, правил поведения, формирования культуры общения с взрослыми и сверстниками.
Наше ДОУ принимает участие в различных благотворительных акциях. К примеру, в декабре 2014 года мы участвовали в акции «Рукавичка», организованной некоммерческим благотворительным фондом «Детские сады Черноземья». Дети вместе с родителями и воспитателями передали в Дом Малютки на Ленинградской рукавички и игрушки, сделанные своими руками.
Мне хотелось бы рассказать о формировании гуманных отношений между детьми, воспитании у них действенных нравственных чувств и качеств на примере кружка «Привитие основ этики и риторики», который я веду в качестве педагога доп. образования. Занятия кружка проходят с детьми 6 – 7 лет. Основным составляющим занятий является духовно-нравственная деятельность.
В основе этикетного поведения всегда лежат нравственные нормы. Научить ребёнка проявлению любви – это одно из важнейших назначений обучения правилам этикета.
Моя работа направлена:
• на сохранение душевной чистоты и формирование внутренней свободы, т. е. ребёнок должен делать свой нравственный выбор не путём запретов, а самостоятельно уклоняться в сторону добра.
• на побуждение личности ребёнка к проявлению основных добродетелей, таких, как милосердие, сострадание, сопереживание, любовь, доброта, дружба, честность, справедливость в отношениях с окружающим миром.
На своих занятиях стараюсь создать условия, необходимые для воспитания этикетного поведения ребё нка:
1) позитивный настрой ребёнка, доброжелательное отношение воспитателя к детям;
2) пример взрослых (родителя, воспитателя). Создание творческой, дружеской обстановки;
3) связь с семьёй.
Для решения задач в процессе обучения использую наглядный, словесный, практический методы: чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания, наблюдения, показ сказок (педагогом, детьми, рассматривание иллюстраций, проведение дидактических игр, беседы, беседы-обсуждения, моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора, игры, упражнения, этюды, продуктивная деятельность, театральная деятельность, игры духовно-нравственного содержания.
От того, как ребёнок научится любить своих родителей, заботиться о них, зависит в дальнейшем его любовь к Родине. Понимание Родины у детей тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого, оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближним окружением, с культурой своего народа.
Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа.
Русская культура всегда отличалась высокой духовностью, самобытностью, нравственностью.
Восстановить связь времён, вернуть утерянные духовные ценности, обратиться к истокам – в этом помогают такие учебно-воспитательные мероприятия, как «В гостях у Бабушки-Забавушки», где дети знакомятся с предметами русского быта, жизнью русского народа, трудом, праздниками, с традициями, особенностями русского фольклора.
Всё это позволяет воспитывать в детях добро, чувство красоты, мудрость, честность, любознательность.
Особую роль на своих занятиях я отвожу театрализованной деятельности, так как это помогает ребёнку преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что сказка или сценка, которую мы разыгрываем всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).
Как сказал Афонский старец: «Сейчас, когда ваши дети ещё маленькие, вы должны им помочь понять, что такое добро. А это есть глубочайший смысл жизни». И заканчивает наши встречи «Свеча добра», с помощью которой каждый ребёнок раскрывается эмоционально, выражая свои добрые пожелания.