Лидия Филимонова
Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (ФГТ). Данный документ определяет направления стратегических преобразований дошкольного образования.
Публикация «Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В рамках ФГТ выделены 10 образовательных областей. Среди них в разделе познавательно-речевое развития – образовательная область «Познание». Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач сенсорного развития, познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
Задача сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка младшего дошкольного возраста. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. Именно на сенсорном развитии сосредоточили свое внимание известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина) и выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на определенном этапе его развития.
Работая с детьми младшего возраста, убедилась в том, что значение сенсорного развития в раннем детстве переоценить трудно. Поэтому необходимо расширять и обогащать накопившийся опыт ребенка в окружающем его мире, формировать представления о предметах, о простейших связях между ними, так как формированием полноценного восприятия окружающего мира и служит сенсорное воспитание.
Сенсорное воспитание ребенка осуществляется в условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда. Поэтому очень важно обращать внимание на то, что главными линиями развития сенсорного восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.
Для развития сенсорных эталонов очень важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, что как называется, но и углубляли восприятие этих предметов: испытывали различные ощущения от прикосновения к ним, от действия с ними. Поэтому предметно - развивающая среда в нашей группе организуется с учетом основных принципов: эмоциональной комфортности, доступности, открытости, интеграции, соответствия возрастным и половым требованиям, информативности, безопасности. То есть так, чтобы каждый ребенок имел возможность одновременно с познанием окружающей действительности заняться и любимым делом.
Для этого пространство нашей группы было преобразовано в разнообразные «уголки» и «центры» среди которых особое место занимает центр сенсомоторного развития, где размещены разнообразные игрушки (пирамидки, пазлы, логические кубы, кубики, мозаика, многофункциональные дидактические пособия для детей раннего возраста, которые способствуют развитию зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики рук: расстегивание и застегивание молний, пуговиц, кнопок, использование шнуровок, дидактические подушки. Сказочные герои центра (ежик, улитка, зайчик) помогают ребятам освоить азы сенсорики, тактильных ощущений. Дети узнают о создании и предназначении предмета, играют и экспериментируют с представленными в сенсорном центре экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот центр.
Сенсомоторный центр предназначен :
• для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
• развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
• снятия мышечного и эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
• создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
• активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
• повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности детей.
Частью центра является дидактический стол, на котором расположены горки для катания предметов, набор объемных геометрических фигур, лабиринты, туннель, игрушки- забавы. Доски – вкладыши с основными формами; наборы объемных тел (кубы, цилиндры, бруски, шары, диски). Рамки - вкладыши с геометрическими формами, разными по величине, 4-х цветов. Ящик с прорезями основных геометрических форм для сортировки объемных тел, сенсомоторные коврики с различными деталями. Дополнен материал звучащими игрушками, контрастными по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчиками, барабанами, резиновыми пищалками, погремушками).
В центре развивающих игр расположено панно «Лесная полянка» на нем детскому вниманию представлены: замочки, кнопки, шнуровки, липучки которые открывают и закрывают разнообразных игрушечных персонажей, явления природы из которых дети сами могут сложить определенный сюжет.
Центр природы оснащен наборами для экспериментирования с водой и песком, емкостями разной формы, предметами – орудиями для переливания и вылавливания предметов. Для развития тактильных ощущений собрано большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох, камешки и многое другое. Сделаны массажные ванночки для рук, которые наполнены фасолью, горохом, некрупными камешками, разноцветными пуговицами. Дети с большим удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов. Поливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, пересыпая песок из ладошки в ладошку, из совочка в формочку и т. д. малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции. Малыши очень любят такие игры-эксперименты.
Также в группе оборудованы музыкальный, физкультурный, центр семьи, книги и отдыха. Взаимодействие детей с разнообразными игрушками и предметами в данных центрах способствует накоплению сенсорного опыта детей.
Активными участниками организации предметно-развивающей среды являются родители воспитанников.
Таким образом, эффективно организованная предметно-развивающая среда группы способствует сенсорному воспитанию детей раннего возраста.