Создание условий в логопедической группе для формирования навыка самоконтроля за собственной речью

Ирина Норцева
Создание условий в логопедической группе для формирования навыка самоконтроля за собственной речью

Наиболее сложной задачей обучения произношению детей с нарушениями речи является формирование у них внятного, членораздельного и самостоятельного (осознанного) произношения.

От решения данной задачи во многом зависит не только социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, но и эффективность дальнейшей коррекционной работы.

Наблюдения за речью воспитанников в процессе автоматизации звуков в речи свидетельствуют о том, что в условиях логопедического кабинета и под контролем взрослого дети стараются правильно говорить. Это происходит при наличии внешнего контроля со стороны учителя-логопеда, то есть в случае его ослабления или отсутствия произношение становится небрежным, маловнятным, неправильным. Наблюдения за детьми в группе показывают, что у детей нет четкого представления о допускаемых в произношении ошибках, они не могут адекватно оценить правильность произношения как собственного, так и произношения других детей, самостоятельно исправить допущенные ошибки вне логопедического кабинета.

Низкий уровень сформированности у детей навыка самоконтроля за собственной речью приводит к недостаточной автоматизации произносительных навыков, распаду нестойких произносительных стереотипов. В результате возникает необходимость постоянно возвращаться к коррекции одних и тех же звуков в речи.

В данном случае мы можем говорить о наличии у воспитанников так называемой «кабинетной речи».

Что такое кабинетная речь? С нашей точки зрения «кабинетная речь» это - речь с правильным самостоятельным звукопроизношением только в определённых условиях кабинета, под контролем учителя-логопеда.

Причинами «кабинетной речи» являются:

- несформированность фонематического и слухового восприятия;

- низкий самоконтроль за речью, отсутствие контроля взрослого;

-статичность автоматизации (произношения) поставленных звуков (привязанность к определённым условиям - кабинет логопеда, зеркало, зона индивидуальной работы);

- в редких случаях «недоработка» педагога при формировании изолированной артикуляции звука.

Наблюдения за речевыми проявлениями детей в начале учебного процесса показывают наличие у 65% детей «кабинетной речи». Перед нами встала задача формирования навыка самоконтроля за собственной речью в повседневной жизни.

Работа над звуком на всех этапах коррекционного воздействия - это выработка нового сложного речевого навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определённой системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий.

Нами был осуществлён подбор системы приёмов по формированию произносительных умений, по повышению уровня осознания ребёнком действий и способов их выполнения, формированию средств контроля при работе над звукопроизношением.

В первую очередь были созданы условия по преодолению «кабинетной речи»:

- организовали в группе развивающую среду, направленную на развитие и коррекцию слухового и фонематического восприятия и звукопроизношения;

- обеспечили взаимодействие всех специалистов по автоматизации самостоятельного звукопроизношения т. е. осуществляя совместный подход к вопросам автоматизации звуков в речи детей, в преодолении «кабинетной речи» каждый педагог строит коррекционную работу с ребёнком с учётом данных, полученных в процессе информационного обмена (еженедельные «Информационные планёрки»)

- построили систему работы с родителями по формированию у детей навыка самоконтроля;

- изменили место проведения коррекционной работы, особенно на заключительном этапе.

Для устранения «кабинетной речи» мы организовали систематическую работу по развитию слухового и произносительного самоконтроля. Для этого при усвоении произносительных умений и навыков (на основе формирования фонематического восприятия) все участники коррекционного процесса учили ребёнка сравнивать собственное произношение с образцом.

На этапе автоматизации для формирования и развития самоконтроля широко использовали:

• максимальное насыщение речевого материала изучаемым звуком (наличие изучаемого звука в каждом слове упражнений, отсутствие оппозиционных (смешиваемых) звуков;

• обеспечение доминантного характера изучаемого звука;

• использование рифмованного речевого материала, способствующего продуктивной автоматизации звуков;

• включение в деятельность детей занимательно-игровых речевых упражнений, повышающих речевую мотивацию детей;

• активизация всех компонентов речевой деятельности;

• применение разнообразных речевых упражнений (слоговые цепочки, ряды слов, близких по звучанию, чистоговорки; словосочетания и предложения, максимально насыщенные изучаемым звуком; звучалки; считалки; рифмованные миниатюры; скороговорки; потешки; рассказы; дидактические речевые игры; коррекционно-развивающие упражнения).

В процессе подгрупповых занятий перед детьми ставилась задача оценить собственное произношение и произношение сверстников.

Соблюдался единый речевой режим на индивидуальных и фронтальных занятиях, в режимных моментах и в свободной деятельности.

Для навыка различения и произнесения звуков использовалась так называемая «материализация» звука (фишки, символы для обозначения гласных и согласных, а также процедура наглядного моделирования и овладение действиями замещения.

Для организации индивидуально-коррекционной работы по устранению «кабинетной речи» были заведены «Карты индивидуальной работы» единые для всех специалистов. В них указывался этап работы над звуком и особенности произношения ребёнком данного звука.

Эффективным приёмом при устранении синдрома «кабинетной речи» стал перенос индивидуальных занятий учителя-логопеда в естественные условия пребывания ребёнка в группе, где обеспечивалось многократное повторение звука в разнообразных игровых формах и контроль со стороны учителя – логопеда и педагогов. Учителем-логопедом специально организовывались игровые ситуации, в которых ребёнок использовал правильное произношение (дидактические игры «Логопедическое домино», «Разбитое зеркало» и другие).

Формированию навыка самоконтроля за собственной речью способствовало самостоятельное моделирование предложений и рассказов с помощью наглядного материала, графических схем в информационном месте речевого уголка. Обращалось внимание на правильное произношение не только во время занятий с ребёнком, но и в контактоустанавливающее время. Услышав нечёткое произношение, педагог обращал внимание на звук колокольчика, который звенел на руке взрослого. Ребёнок понимал, что он неправильно произнес звук и должен исправить своё произношение самостоятельно, т. е. он упражнялся в переносе учебного произношения на произношение в реальной ситуации.

Кроме этого, формированию навыка самоконтроля способствовало работа с мнемотехническими и тавтологическими текстами, где слова со звуками повторяются многократно.

Широко использовалось художественное слово (чистоговорки, небольшие стихотворения, загадки и другой речевой материал). В группе был создан детский театр, так при отработке звука [с] детям предлагалась чистоговорка: "У Сони и Сани в сетях сом с усами". При этом педагог следил не только за тем, чтобы дети правильно произносили звук [с], но и за тем, чтобы они внятно выговаривали все слова, то есть работа по закреплению звуков обязательно сочеталась с выработкой четкой дикции. Для развития голосового аппарата предлагалось повторить чистоговорки, изменяя громкость голоса, скорость их произнесения и выполняя характерные движения театрального образа.

Полноценными участниками коррекционного процесса являются родители детей.

Учитель-логопед еженедельно знакомил их с основными приёмами постановки звуков, рассказывал и показывал, какие упражнения нужно делать дома, объяснял, как выполнять задания, записанные в тетради ребёнка. Помогал формированию произношения в условиях естественного живого общения. А в школе игры для родителей учили взрослых формировать навык самоконтроля у ребёнка через игру.

Наблюдения за речевыми проявлениями детей на конец учебного года показали, что выше перечисленные методы и приёмы по устранению «кабинетной речи» являются эффективными и обеспечивают бездефектную самостоятельную речь в естественных условиях общения ребёнка.

Публикации по теме:

Презентация «Счет от 1 до 10» В настоящее время компьютеры стали популярными средствами обучения, поэтому я в своей работе также их использую. Я работаю с детьми с ограниченными.

Проект «Театрализованная деятельность в ДОУ компенсирующего вида» Презентация дополняет проект "Театрализованная деятельность в ДОУ компенсирующего обучения" воспитателя Соколовой М. Н. Данное образовательное.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Создание условий в логопедической группе для формирования навыка самоконтроля за собственной речью
Опубликовано: 12 марта 2015 в 17:04
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 ноября. День мозаичной аппликации на МААМ

Одним из необычных и весьма интересных видов творчества, который мы периодически используем на занятиях самых разных тем, является мозаика из бумаги. Всегда увлекательно, когда путём наклеивания множества...

21 ноября. Всемирный день приветствий

Салют, чао, алоха – так по-разному звучат приветствия на разных языках. Несмотря на отличие национальных этикетов, все народы при встрече приветствуют друг друга и желают добра, здоровья и благополучия....

Детско-родительское занятие «Мамин день» для детей первой младшей группы
2019 г Методическая разработка Материал подготовили: Э. А. Балдычева - педагог-психолог , М. Р. Кузнецова - музыкальный руководитель Цель: укрепление...
Детский мастер-класс по аппликации открытки «К Дню ребенка»
Программные задачи: учить детей делать открытку, продолжать совершенствовать работу с ножницами, вырезать симметричные детали из бумаги, сложенной...
Конспект занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе «Коврик для...
Рисование. "Коврик для маленьких зверей" Цель: учить детей украшать предмет прямоугольной формы кругами, линиями, аккуратно пользоваться краской,...