Светлана Слынько
Создание здоровьесберегающего пространства ДОУ, способствующего профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание здоровьесберегающего пространства ДОУ способствующего профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста
Тема проекта:
«Моделирование здоровьесберегающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения».
Сроки реализации проекта: 2011/2012-2013/2014 уч. гг.
Объект исследования: дети дошкольного возраста, предрасположенные к нарушению осанки и плоскостопию
Главные цели:
Публикация «Создание здоровьесберегающего пространства ДОУ, способствующего профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Массажные коврики, дорожки здоровья
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Построение модели здоровьесберегающей деятельности образовательного процесса, основанного на выявлении уровней заболеваний нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста в ДОУ.
Организация безопасного здоровьесберегающего развивающего пространства, в котором формируется опыт здорового образа жизни и способов здоровье сбережения.
Осуществление профилактической и индивидуальной работы с детьми
Задачи проекта:
создание условий и микроклимата для организации здоровьесберегающей среды;
формирование элементарных знаний по профилактике нарушений осанки и плоскостопия;
использование профилактических, оздоровительных и коррекционных методик
Предмет исследования: модель здоровьесберегающей деятельности образовательного процесса, основанного на выявлении уровней заболеваний нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста в ДОУ.
Рабочая гипотеза:
Непосредственно-образовательная деятельность учитывает принципы моделирования пространства: целесообразность, взаимосвязь, активность, здоровьесбережение.
Для детей разработаны комплексы специальных упражнений для занятий в детском саду и дома по профилактике и коррекции нарушений осанки и плоскостопия.
Родители со своими детьми дома выполняют комплексы упражнений, которые способствуют профилактике и коррекции нарушения осанки и плоскостопия.
База исследования:
Экспериментальная группа дошкольники 4-7 лет (общий охват 22 ребёнка). В качестве контрольной группы выступают дети 5-7 лет не принимающие участия в эксперименте.
Актуальность:
Человек – совершенство природы. Но для того чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться ее красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не все, но без здоровья – ничто» говорил мудрый Сократ. Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению.
Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются
гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения)
детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе)
тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации).
Это и хронические простуды, ухудшения зрения, сколиоз. Здоровье детей – заботы всех. Поэтому проблему здоровья детей надо решать комплексно, всем вместе. Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми.
В процессе работы мы обратили внимание, что в последнее время в нашем детском саду увеличилось количество детей, имеющих нарушения опорно- двигательного аппарата, поэтому мы решили работать над этой проблемой, потому что хотим, чтобы наши выпускники пошли в школу здоровыми.
Состояние здоровья детей за последнее десятилетие
• Численность здоровых детей сократилась до 15,1%
• Около 90% детей в России имеют отклонения в психическом и физическом здоровье.
• Заболеваемость детей выросла в 1,5 раза
• По данным Минздрава России: В детском саду здоровых детей лишь 11–12%,Около 25–30% детей приходят в первый класс, имея отклонения в состоянии здоровья
Задачи основного этапа:
Создание условий для здоровьесберегающей деятельности дошкольников
Выработать у детей разумное отношение к своему здоровью и желание выполнять физические упражнения
Формировать навыки правильной осанки у детей дошкольного возраста
Научить родителей выполнять с детьми упражнения по профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата дома.
Модель развития здоровьесберегающей деятельности образовательного процесса в МБДОУ ДСКВ № 9 «Олененок»
Моделирование здоровьесберегающего образовательного пространства – это организация безопасного здоровьесберегающего развивающего пространства, в котором формируются индивидуально-психологические и специальные способности дошкольников.
Здоровьесберегающая среда определяет формирование у всех участников экспериментальной группы – навыка правильной осанки, физических качеств, доброжелательность и открытость.
Представленная модель развития здоровьесберегающей деятельности образовательного процесса успешно функционирует в условиях созданного в нашем дошкольном учреждении здоровьесберегающего пространства, которое включает:
Мониторинг здоровья детей, медико - консультативное сопровождение каждого ребенка.
Правильный режим питания.
Оптимальный режим двигательной активности.
Выполнение требований и гигиенических нагрузок в организованных формах обучения (подгрупповые, интегрированные занятия, рациональная смена видов деятельности).
Реализация технологий ОБЖ.
Физкультурный зал, мини-стадион и спортивно-игровые комплексы.
Кабинеты психолога и логопеда.
Экологическая «Тропа здоровья»
Бактерицидные лампы.
В наш детский сад приезжал врач ортопед и дал медицинские заключения о состоянии опорно-двигательного аппарата детей экспериментальной и контрольной групп. На основании этих данных мы составили таблицу, по которой мы можем проследить результаты на слайдах.
Из приведенной выше таблицы видно, что в 2012 году, у выпускников экспериментальной группы нашего детского сада постепенно нормализуется состояние опорно-двигательного аппарата. В начале 2012 года у детей опорно-двигательный аппарат с нормой составлял 18 %, то к концу года 27%., незначительные нарушения осанки – 23%, а концу года снизились до 14 %.
Результаты оценки плантограмму детей, посещающих занятия по физической культуре в МДОУ № 9 «Олененок» на 2012 год позволили отметить плоскостопие у 64 %.
Из этого всего мы делаем вывод, что использованные комплексы, упражнения, игры коррекционно-профилактические упражнения на занятиях физической культурой позволили не допустить развития плоскостопия, а у некоторых детей предотвратить появление изменение свода стоп.
Таблица состояния опорно-двигательного аппарата в контрольной группе.
На слайдах.
Из приведенной выше таблицы видно что, у детей контрольной группы нашего детского сада на начало года прослеживается следующее состояние опорно-двигательного аппарата. Сколиоз выявлен у 60 %воспитанников, 20% имеют незначительные нарушения осанки, у 5 % детей кифоз.
По заключению врача ортопеда в контрольной группе на начало года выявлено плоскостопие у 60% воспитанников.
Диаграмма состояния опорно-двигательного аппарата детей экспериментальной группы.
На слайдах.
Диаграмма состояния опорно-двигательного аппарата детей контрольной группы.
На слайдах.
Диаграмма состояния свода стоп детей экспериментальной группы.
На слайдах.
Диаграмма состояния свода стоп детей контрольной группы.
На слайдах.
На слайдах представлены формы работы по предупреждению нарушений осанки и плоскостопия.
Это утренняя гимнастика, которая дает заряд бодрости и позитивный настрой в жизнедеятельности дошкольника. Во время проведения утренней гимнастики используем игровую мотивацию. Мы заметили, что родители дома вместе с детьми занимаются утренней гимнастикой утром и выходные дни.
Во второй половине дня проводим гимнастику после сна, которая помогает детям после дневного отдыха получить заряд бодрости и включиться в активную жизнь группы.
Для профилактики плоскостопия применяется целый ряд методов. Дети на занятиях на «Тропе здоровья» гимнастикой занимаются босиком. Это оказывает не только оздоровительное, но и закаливающее воздействие. Для укрепления мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы применяются различные виды ходьбы: по гальке, песку, ребристым и ортопедическим дорожкам, массажным коврикам. Стопа при этом рефлекторно "подбирается", происходит активное формирование сводов. В результате уменьшаются и прекращаются боли в ногах, восстанавливается рессорная функция стопы, кроме того, повышается общий тонус организма, укрепляются ослабленные мышцы ног, тренируется координация движений, формируется правильная и красивая походка.
Для предотвращения и исправления отклонений в формировании правильной осанки, профилактике и коррекции плоскостопия, была разработана система игр и упражнений. Упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки и плоскостопия включаются во все части физкультурного занятия, в комплексы утренней гимнастики. Воспитатели используют эти упражнения и игры при проведении физкультминуток, гимнастики после сна с закаливающими процедурами, на прогулке. В ходе режимных моментов воспитатели проводят беседы по сохранению здоровья и для закрепления навыка правильной осанки используют тренажер «Чебурашка».
В процессе физкультурных занятий применяем здоровьсберегающие методики, которые представляют собой систему мер по охране и укреплению здоровья детей. Например: занятия проходят в виде игры с валеологическим уклоном, где не только дети выполняют упражнения с использованием различных видов массажоров и на дорожках здоровья, но и познают валеологические особенности человека. Практически в каждой НОД используется спортивное оборудование, тренажеры.
Двигательная активность детей осуществляем в разнообразной игровой деятельности: коллективные и групповые подвижные игры чередуются с непродолжительными мало подвижными. Физические упражнения носят имитационный характер и состоят из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, этюдов, которые подбираются в соответствии с решением конкретных оздоровительных и развивающих задач.
Такая организация деятельности в холодную погоду способствует оптимизации двигательной активности детей препятствующей их переохлажден
Особое внимание уделяли работе с родителями. Провели физкультурный праздник и развлечение, в ходе которых дети и родители соревновались, играли и учились, как можно сохранить здоровье ребенка в домашних условиях. Нам удалось установить единство в подходе к укреплению здоровья детей в детском саду и дома.
На одно из родительских собраний пригласили детского врача ортопеда, которая в ходе собрания рассказала родителям о заболеваниях опорно-двигательного аппарата и о способах и методах его лечения в домашних условиях. Родители задавали вопросы врачу, интересовались чем можно помочь ребенку, какую обувь можно носить при плоскостопии, что такое ортопедические стельки, корсаж, как их правильно их носить и помогут ли они при лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата. На что врач дала исчерпывающие ответы родителям.
Проводили анкетирование, информационные беседы и консультации, игровые практикумы и тренинги, дни открытых дверей, обменивались семейным опытом по здоровьесбережению в семье, что способствовало повышению педагогической культуре родителей и понимание ими роли физического воспитания в укреплении здоровья ребенка.
Родители принимают активное участие в создании развивающей среды в группе, изготовлении ортопедических дорожек. Отношение родителей к физическому воспитанию, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями влияет на формирование детских интересов и предпочтений. Об этом мы должны постоянно напоминать родителям, побуждая их к совместным занятиям с детьми утренней гимнастикой, играми и упражнениями.
С педагогическим коллективом провели: беседы, консультации, открытые занятия, в которых дали рекомендации по проведению утренней гимнастики, гимнастики после сна, подвижных игр,семинары-практикумы, круглые столы с практическим показом физических упражнений направленных на профилактику и коррекцию нарушений осанки и плоскостопию.
Предполагаемые результаты
Приобщить дошкольников к здоровому образу жизни в здоровьесберегающем пространстве
Научить детей выполнять физические упражнения, которые способствуют профилактике нарушений осанки и плоскостопия.
Сформировать у детей осознанную потребность в выполнении упражнений для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
Научить родителей в мерам по профилактике нарушений осанки и плоскостопия в домашних условиях.
Ж. Ж. Руссо
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»
Правильно организованный двигательный режим, активная и разнообразная физическая деятельность ребенка – основа профилактики нарушений осанки, сколиозов и других дефектов опорно-двигательного аппарата.