МААМ-картинки

Спортивные, подвижные игры на прогулке и в режимных моментах в ДОУ

Татьяна Л
Спортивные, подвижные игры на прогулке и в режимных моментах в ДОУ

В жизни человека, начиная с рождения, игры занимают важное место. Через игру ребенок начинает познавать и осмысливать окружающий мир.

Виды и классификации игр разнообразны, но сейчас остановимся на спортивных и подвижных. Существенным отличием является то, что в спортивных играх для каждой отдельной игры используется специальный инвентарь, площадки с определённой разметкой, строгие правила, количество игроков. Вот почему в дошкольных учреждениях с детками проводится большое количество подвижных игр, содержащие элементы спортивных упражнений и игр.

Публикация «Спортивные, подвижные игры на прогулке и в режимных моментах в ДОУ» размещена в разделах

В подвижных же играх правила упрощенные и могут адаптироваться и изменяться в соответствии с возрастными особенностями детей, подбираться с учетом тематических дней, недель в дошкольном учреждении, количество игроков не имеет огромного значения, места проведения не привязаны к определенному месту, помещению.

И спортивные, и подвижные игры способствуют :

совершенствованию основных двигательных умений и навыков детей: силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости;

укреплению не только их физического, но и психического здоровья;

активизации наблюдательности, внимания, мышления;

развитию речи, памяти, воображения;

формированию личностных, социальных, коммуникативных качеств: инициативности, активности, дисциплинированности, выдержки, самообладания, самостоятельности, воли, чувства справедливости и др.

Задачи педагогов не только привить интерес и любовь детей к таким играм, но и самим:

постоянно повышать уровень своих знаний об играх разных степеней подвижности и сложности;

знать физиологические и психологические возрастные особенности детей;

уметь подбирать и адаптировать игры;

уметь использовать инвентарь и подручные средства для организации и проведения игр;

способствовать развитию творческих и креативных идей у детей.

Утренний приём.

Во время утреннего приема индивидуально или с небольшой группой деток проводятся упражнения, содержащие несложные задания; игры спокойного характера. Более подвижной игрой со всей группой детей можно заменить утреннюю зарядку. Хорошо взбадривают организм прыжки (со скакалкой, с координационной лесенкой, в сюжетно-ролевых играх «Зайки», «Воробышки» и др.)

Динамические паузы (активный отдых)

Между непосредственно организованной образовательной деятельностью физкультурные минутки, пальчиковые игры как в стихотворной, так и в прозе помогают снять напряжение, предупреждают переутомление, вызывают положительные эмоции и включают: потягивания, приседания, прыжки, приседания, бег, ходьбу, наклоны, хлопки, имитацию каких-либо действий.

«Мы растём».

Мы становимся всё выше,

достаём руками крыши,

на 2 счёта поднялись,

3, 4 – руки вниз.

«Если нравится тебе.».

Если нравится тебе, то делай так: 2 хлопка над головой;

Если нравится тебе, то делай так: 2 хлопка перед собой;

Если нравится тебе, то делай так: 2 хлопка под коленкой;

Если нравится тебе, то делай так: 2 притопа;

Если нравится тебе, скажи всем: «хорошо»!

Подвижные и спортивные игры.

Через осваивание элементов, отдельных упражнений дети в детском саду знакомятся со спортивными играми (футболом, волейболом, баскетболом, городками, теннисом, хоккеем и др.)

Подвижные игры могут быть с сюжетом и без, носить имитационный характер.

В сюжетных подвижных играх отражается в какой-либо эпизод из реальной жизни или из какого-нибудь художественного произведения. Детям нравится перевоплощаться в образы (зверей, людей, птиц и т. д.). В таких играх они могут не только копировать, но и проявлять творчество.

Подвижные игры без сюжета включают в себя игровые упражнения и задания, которые носят спортивное направление и соревновательный характер, способствуют развитию и совершенствованию двигательных функций организма. Это игры типа :

«ловишки»;

«перебежки»;

«игры-соревнования» : «кто скорее добежит.»;

«игры-эстафеты» : «кто скорее передаст.»;

«игры с предметами» : кубиками, куклами, платочками,. ;

«игры со спортивным инвентарём» : кеглями, мячами разной величины, обручами,. .

При организации спортивных и подвижных игр следует избегать некоторых ошибок, когда в начале игры назначается ведущий и/или детям раздаются атрибуты игры. В таких случаях дети невнимательно слушают инструкцию к игре, их внимание сосредоточено на атрибутах и/или их внимание сосредотачивается на ведущем.

Поэтому следует придерживаться определенной последовательности перед проведением игры :

произнести название игры;

содержание изложить как можно кратко;

ознакомить с правилами;

продемонстрировать движения;

распределить между детьми роли;

раздать необходимые для игры атрибуты;

помочь играющим занять свои места;

начинать игру по условному сигналу;

закончить игру;

подвести итоги.

Для организации и сбора детей перед игрой можно использовать:

колокольчик

бубен

обруч

обруч с лентами

скакалку

ленту

фишки

мячики

разметку на полу

игры «Паровозик», «Ручеек» (со скакалкой или ленточкой, «Мыльный пузырь»

«зазывалочки» : «Раз, два, три, четыре пять, всех зову играть!», «Раз, два, три, играть скорей беги!», «Дети, дети, все сюда! Здесь веселая игра! Раз, два, три, четыре, пять, собираемся играть!», «Раз, два, три, в круг скорей беги!», «Колокольчик, колокольчик, как же звонко он поет, просит нас быстрей собраться в дружный хоровод!»

Если в игре есть слова, то необходимости специально заучивать их во время объяснения нет, дети очень быстро запоминают их в процессе игры.

В знакомых играх, каждый раз объяснять детям правила не нужно, достаточно вспомнить только отдельные важные игровые моменты.

Немаловажное значение играет своевременное окончание игры. Главное, чтобы дети от игры получали удовольствие и не переутомлялись. Сигнальными словами об окончании игры могут быть : «Осталось две минуты», «Играем до трех очков», «Еще один водящий и заканчиваем» и др.

Как в спортивных, так и в подвижных играх огромную роль играет подведение итогов.

Важно избегать отрицательной оценки в любых ее проявлениях. Положительные и подбадривающие фразы типа «У тебя получается намного лучше», «Ты смог», «У тебя получилось», «Еще немного постараешься и у тебя получится» и т. п. будут побуждать ребенка к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Гимнастика после сна или «гимнастика пробуждения».

Основной целью такой гимнастики является постепенное пробуждение, чтоб ушла сонливость, вялость, слабость; поднять мышечный тонус, настроение, работоспособность.

Начинать такую гимнастику следует с «потягушечек», «самомассажа» (потереть, постукать, похлопать).

Потом следует переходить к несложным упражнениям в постели («велосипед», «кошечка», «бабочка» и др.)

Продолжить выполнять упражнения возле кроваток.

И в завершение очень эффективна ходьба по массажным коврикам, из которых можно выложить дорожку.

«Дыхательная гимнастика», которую также целесообразно включить во время пробуждения, способствует обогащению организма кислородом и укреплению различных мышц. («Кукареку», «Ёжик», «Добрая и злая кошечка», «Самолет», «Воздушный шарик надуваем и лопаем», «Ныряльщики» и др.)

Запуску умственных процессов помогают стихотворные комплексы для пробуждения.

«Дружные ребята»

Мы все дружненько проснулись,

улыбнулись, потянулись

(движения соответствующие тексту,

подышали ловко

(дышат носом,

погудели громко

(у – у – у – у);

поднимайте плечики, как в траве кузнечики

(энергичные движения плечами вверх - вниз).

1,2,3,4 – шевелим ногами

(стопы на себя, от себя,

1,2,3,4 – хлопаем руками

(хлопки в ладоши,

руки развести пошире

1,2,3,4

(сгибать и разгибать руки в стороны на каждый счет,

1, 2 – наклонились

(наклониться вперед касаясь ног руками,

3, 4 – распрямились

(принять положение «лежа» на кровати)

и педали покрутили

(«велосипед»).

На животик повернуться,

спинку сильно изогнуть.

Прогибаемся сильней,

чтобы были здоровей

(«лодочка»).

Мы «становимся» все выше,

достаем руками крышу

(сесть, руки вверх, потянуться).

1,2 – поднялись,

3,4 – руки вниз.

«Скучать зарядка не дает»

Начинаем просыпаться

и зарядкой заниматься.

Руки вверх, набрали воздух,

выпускаем на счет три

(через нос набирают полные легкие воздуха и на три счета медленно его выпускают).

Тянем руки высоко,

дышим плавно и легко

(спокойное, ровное дыхание).

Ноги надо нам размять:

раз, два, три, четыре, пять

(носки ног от себя, к себе).

Мы как будто побежим

и ногами зашумим

(движение «велосипед»).

На бок дружно повернулись,

лбом колена мы коснулись

(лбом касаются колена,

на другой бочок –

также делаем легко

(то же самое).

Вот в кровати мы размялись,

тихо, дружно все встаём

и свободною походкой

мы на месте все пойдем

(шагают около своей кроватки).

Руки «спрятали» за спину,

наклонились три-четыре

(наклоны вперед – выпрямиться,

сели-встали, сели-встали,

по дорожке пошагали

(идут по дорожке из массажных ковриков).

Игры в самостоятельной деятельности детей.

Дети с удовольствием используют знания и двигательные умения приобретенные во время игр, в самостоятельной деятельности.

Спортивные и подвижные игры, проводимые в различное время года на улице, не только способствуют развитию и совершенствованию двигательных навыков детей, но и укреплению и закаливанию организма. Правила игры формируют у детей волю, развивают самообладание, выдержку и умение контролировать как свои поступки и поведение, так и сверстников. Дети учатся честности, справедливости, дружбе, умению сопереживать и помогать другим.

Важно стимулировать желание детей участвовать в спортивных и подвижных играх, самостоятельно организовывать такие игры, игры-эстафеты, в которых у детей развиваются организаторские и коммуникативные качества, умения соблюдать правила и изменять их, развивая творческие способности.

Публикации по теме:

Обогащение двигательного опыта воспитанников среднего дошкольного возраста посредством двигательных пауз в режимных моментах Работая с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет, я обратила внимание, что двигательные навыки детей на начало учебного периода снижены.

Использование кинезиологических упражнений в режимных моментах в детском саду В дошкольном образовательном учреждении в рамках работы с детьми раннего возраста целесообразно использовать упражнения, содержащие элементы.

Использование фольклора в режимных моментах Использование народного фольклора в режимных моментах. Предлагаем Вашему вниманию использование народного фольклора в режимных моментах.

Использование нетрадиционного оборудования в режимных моментахИспользование нетрадиционного оборудования в режимных моментах От состояния здоровья детей в настоящее время зависит благополучие общества. Однако в последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Спортивные, подвижные игры на прогулке и в режимных моментах в ДОУ
Опубликовано: 24 марта 2024 в 16:38
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД