Юлия
Способы профилактики эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Способы профилактики эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста
Ребенок, который чувствует себя несчастным, нелюбимым, неудовлетворенным своим положением в группе детей, ведет себя не так, как все дети. Его активность подавлена и получает неблагоприятное развитие.
Детскому возрасту характерна повышенная чувствительность к окружающей среде и поэтому очень многие негативные факторы способствуют появлению эмоционального неблагополучия дошкольников. По мнению А. В. Запорожца, эмоциональное развитие дошкольников является одним из важнейших условий их воспитания. Он акцентировал внимание на том, что ранее неблагополучие в отношениях и общении со сверстниками и близкими взрослыми, приводит к опасности нарушения последующего формирования личности.
Публикация «Способы профилактики эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста» размещена в разделах
По мнению исследователей, занимающихся проблемами личности и семьи (В. И. Гарбузов, А. И. Захаров и т. д., внутрисемейные факторы являются приоритетными в возникновении эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста. Большинство проблем детей (отклонения в эмоционально-волевой сфере, поведении, дезадаптация) спровоцированы влиянием негативного опыта семейных отношений, в первую очередь нарушениями детско-родительских отношений (И. В. Дубровина, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров).
Необходимо осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям на основе диагностического изучения их эмоциональных состояний и уровней эмоционального благополучия.
А. С. Спиваковская пишет как строить воспитывающий диалог: "Главное в установлении диалога - это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий. Речь идет не об обязательном совпадении взглядов и оценок. Чаще всего точка зрения взрослых и детей различна, что вполне естественно при различиях опыта. Однако первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем. Ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в общении с ним. Ребенок, даже в самом малом возрасте должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу"
Таким образом, наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.
Имея многочисленные данные о том, что эмоциональную сферу дошкольников необходимо развивать, учеными и практиками разрабатываются и широко применяются коррекционно-развивающие программы, ориентированные на сохранение эмоционального благополучия и укрепление психологического здоровья детей в форме игровых занятий, упражнений, тренингов. При их реализации используются психологические, психотерапевтические и педагогические методы профилактики и коррекции эмоционального неблагополучия (28). В данных программах (Р. Р. Калининой, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Е. А. Алябьевой, Н. Г. Яковлевой, И. А. Пазухиной, В. А. Петченко, В Кротова, Е. Н. Юрчук, Г. П. Ивановой и др., используются следующие методические приемы:
- эффект неожиданности, непривычности задания, проблемные ситуации, игры, решения, поощрения;
- игнорирование нежелательного поведения;
- создание ситуации безопасности, доверия;
- поддержка ребенка в ситуации неудачи; одобрение поведения, создание ситуации успеха; поощрение, комплимент, констатация успеха;
- анализ игровой ситуации; обмен мнениями, рефлексия занятия;
- ролевое проигрывание ситуаций; анализ образцов поведения сказочных героев;
- придумывание терапевтических сказок;
- прослушивание аудиозаписей, музыки медитативной и для релаксации, "звуков природы"
- использование приема антропоморфизма ("очеловечивание" животных, предметов) и др. ,
Каждое занятие в дошкольном учреждении должно начинаться и заканчиваться ритуалом для создания позитивного эмоционального состояния у детей. Участники группы могут учиться определять эмоции и чувства по пиктограммам, рисункам и фотографиям, сочинять сказки, дописывать и переписывать их, делать рисунки, фотографии. Для адекватной самооценки очень важно видеть продукт своего труда.
Для профилактики эмоционального неблагополучия должны использоваться психогимнастические этюды и упражнения. Занимаясь психогимнастикой, дети смогут изучать различные эмоции, получают возможность управлять ими. Это будет способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка через обучение языку мимики и движений.
Способы профилактики эмоционального неблагополучия дошкольников заключаются в гумманизации развивающей среды, повышении педагогической компетентности взрослых, окружающих ребенка, особенно родителей и педагогов и адекватном развитии эмоциональной сферы детей при сопровождающей, направляющей, а иногда и коррекционной помощи взрослых. Ребенок не должен быть объектом воспитания, он всегда активный субъект самовоспитания.