Лучший педагог года

Способы развития логического мышления у дошкольников

Елена Донскова
Способы развития логического мышления у дошкольников

Дети, придя в школу, неплохо читают, хорошо считают, имеют довольно широкий круг представлений об окружающем мире, но зачастую не могут сосредоточиться и освоить новый материал, небрежно выполняют задания. Почему? Потому, что для успешной подготовки к школе необходимы не только знания, но и развитие психических процессов, в частности мышления. Ребёнка нужно учить мыслить в играх, прежде всего в логических. Они вырабатывают умение понимать учебную и практическую задачу, выбирать пути и средства её решения, контролировать себя, правильно управлять своим поведением.

Публикация «Способы развития логического мышления у дошкольников» размещена в разделах

Логическое мышление – это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать – значит связывать между собой различные знания, для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед ним вопрос.

Все виды логического мышления : - наглядно – действенное; наглядно - образное; логическое неразрывно связаны с речью. Речь является единственной формой, в которой происходит мышление. Рассуждая, молча, про себя, мы пользуемся сокращённой внутренней речью. В процессе мышления развиваются такие действия, как сравнение, анализ, синтез, систематизация, классификация, обобщение, сериация.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников немаловажная роль отводится занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. В ходе игр и упражнений дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Занимательные задачи способствуют развитию у ребёнка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения задачи необходимо сосредоточиться, понять, что такая задача содержит в себе «подвох» и осознать, в чём тут хитрость. Например: Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге. /4 кг. /

Загадки – замечательные образцы устного народного творчества. Загадки математического содержания способствуют развитию мышления, умения доказывать правильность суждений. Каждая загадка – это ещё и логическая задача, решая которую, ребёнок должен совершать сложные мыслительные операции. Важно научить ребёнка не только отгадывать загадки, но и доказать правильность отгадки.

Например: Три вершинки, три угла,

Три сторонки – вот и я. /Треугольник /

Ребё нку задаются вопросы: «О чём эта загадка. Почему ты так думаешь. Какой треугольник может быть отгадкой. Ребё нок приходит к выводу: «Отгадкой может быть любой треугольник.»

Например: Ножек четыре, а шляпка одна.

Нужен, коль станет обедать семья. /Стол/

В ходе рассуждений детям задаё тся провокационный вопрос: «А может это про стул». Тем самым развиваем умение доказывать правильность отгадки.

Наиболее эффективным пособием для развития логического мышления логические блоки Дьенеша. Комплект логических блоков даёт возможность выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, обобщать предметы (по цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине). В зависимости от возраста можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине, и затем весь комплект фигур.

Особое место в развивающих играх занимают игры – головоломки. Сущность игры заключается в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или по замыслу.

Игры – головоломки: «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», и т. д., все эти игры объединяет общность цели, способов действия и результата. Детей привлекает в играх занимательность, свобода действий, возможность проявлять творчество и фантазию. Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Он получается в результате деления одной геометрической фигуры на несколько частей. Все игры результативны: получается плоскостное, силуэтное изображение предмета.

Каждая игра имеет свой комплект элементов и обладает только ей присущими возможностями. Так из деталей «Танграма» можно выкладывать силуэты животных, человека, буквы, цифры, из «Колумбова яйца» - силуэты птиц, а «Листик» даёт возможность составить силуэты различных видов транспорта.

Игры – головоломки способствуют развитию у детей аналитико-синтезирующей и планирующей деятельности, совершенствованию сенсорики, развитию творческого мышления, нравственно – волевых качеств личности.

Используемые в работе с детьми развивающие игры Никитина Б. П. «Кубики для всех», «Сложи узор», игры Воскобовича «Волшебный квадрат», «Льдинки», «Прозрачные цифры», и т. д., способствуют развитию логического мышления, памяти, воображения, творчества. Игровой сюжет включающий в себя задания и упражнения, позволяет найти значимый для детей мотив поиска. Это может быть спасение героя или расколдовать принцессу и т. д.

Детям старшего дошкольного возраста интересны логические игры на передвижение, перестановку. Эти игры обладают некоторыми особенностями: наличием игрового поля, игровых действий, фишек и конечного результата – выигрыша или проигрыша. К ним относятся: «Встречный ход», «Смена позиций», «Шашки», «Шахматы», «Логические цепочки» и т. д.

Непременным условием развитием логического мышления у детей – это активная позиция взрослого, системность обучения, доступность игрового материала, учёт возрастных особенностей, руководство детской деятельностью, стимулирование активности, инициативы, похвала, поощрение.

Таким образом, дети с хорошо развитым логическим мышлением легко «вписываются» в школьный коллектив, умеют мыслить оригинально, уверены в себе, активны и жизнерадостны.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Развитие мелкой моторики дошкольников Данная презентация содержит перечень упражнений и игр для развития мелкой моторики дошкольников. Презентация предназначена для воспитателей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Способы развития логического мышления у дошкольников
Опубликовано: 4 сентября 2013 в 21:13
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД