МААМ-картинки

Альтернативная коммуникация и развитие средств общения в онтогенезе

Людмила
Альтернативная коммуникация и развитие средств общения в онтогенезе
▼ Скачать + Заказать документы

Альтернативная коммуникация и развитие средств общения в онтогенезе

Alternative communication and development of means of communication in ontogenesis

Колоярцева Л. А. (г. Санкт-Петербург, Колоярцева Э. Ф. (г. Казань)

Koloyarceva L.A., Koloyarceva E.F.

Аннотация: В статье рассмотрен онтогенез общения от рождения до трех лет в значении ее для применения средств альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Публикация «Альтернативная коммуникация и развитие средств общения в онтогенезе» размещена в разделах

Ключевые слова: коммуникация, общение, онтогенез, альтернативные и дополнительные средства коммуникации (ААК, ограниченные возможности здоровья

В настоящее время большое распространение приобрела альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми, имеющими ограничения по здоровью. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети от рождения до 18 лет, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Средства альтернативной и дополнительной коммуникации (сокращенно AAK) представлены различными системами, основными из которых являются система жестов, графические символы (пиктограммы, Блисс-символы, картиночные символы, PECS, система символов Виджит и др., предметные символы (кубики Примака, тактильные символы, орфографическое письмо. Представленные системы реализовываются через традиционные или высокотехнологические вспомогательные устройства [7]. Средства ААК наиболее распространены в работе с людьми, имеющими двигательные нарушения, расстройства аутичстического спектра, синдром Ретта, комплексные сложные нарушения развития, тяжелые нарушения речи. Многие авторы отмечают положительные результаты после обучения людей средствам альтернативной и дополнительной коммуникации не только как расширение коммуникативных способностей, но и как изменения личностных качеств, поведения. Однако авторы не изучают механизм, который способствует достижению положительных результатов в процессе применения средств AAK. Для этого необходимо более подробно рассмотреть онтогенез коммуникации, т. к. психическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья подчиняется основным закономерностям развития, присущих нормально развивающимся детям (Л. С. Выготский) [2]. Соответственно необходимо подробно изучить онтогенез коммуникативной деятельности в норме.

Г. М. Андреева [1] определяет общение, как сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информации, восприятии и понимании партнерами друг друга. Для общения характерно то, что ее предметом (объектом) является другой человек, и активное участие (инициатива, реагирование на действия партнера, имеющие внешне проявления). Общение рассматривается как деятельность и в соответствии с концепцией деятельности (А. Н. Леонтьева [4]) М. И Лисина [6]. выделяет основные структурные компоненты общения: другой человек является предметом (как субъект) деятельности; мотивы общения разнообразные (личностные, деловые, познавательные); действия могут быть пассивными (ответными) или активными (инициативными, направленные на другого человека как на объект; задачами общения являются действия, направленные на достижение поставленной цели в данных условиях (цель, задачи и мотив могут не совпадать); средства общения, с помощью которых осуществляется общения [6]. Все эти компоненты неразрывно связаны в процессе общения.

Анализ научно-методической литературы и изучение опыта работы дефектологов позволяет нам в рамках исследования рассматривать онтогенез коммуникации, уделяя большее внимание средствам коммуникации. Данный факт определяется следующими причинами: во-первых, средства общения имеют внешнее проявление и их можно легко наблюдать; во-вторых, благодаря изучению смены видов средств коммуникации поможет понять и эффективнее подбирать средства альтернативной коммуникации в зависимости не только от физических возможностей ребенка, но и от этапа коммуникативного развития.

Анализ исследований по проблемы свидетельствует, что ученые выделяют три средства общения: экспрессивно-мимические, предметно-действенные, речевые, сменяющие друг друга в процессе онтогенеза [6]. Каждый вид средства имеет свои специфические возможности, определяющие функцию и роль общения во взаимодействии. С рождения ребенок кричит, однако это не рассматривается как средство общения, т. к. этот крик, обусловлен пищевой и оборонительной потребностью. Непосредственно о средствах общения можно говорить только тогда, когда у ребенка появляется потребность в общении. Потребность в общении появляется в два месяца. Об этом можно судить при наличии у ребенка всех четырех критерий:

• внимание и интерес ребенка ко взрослому (фиксация взгляда на взрослом, рассматривание, поиск взрослого при звуке человеческого голоса);

• эмоциональные проявления ребенка по отношению ко взрослому (ответная улыка);

• инициативные действия ребенка (общее оживление, улыбка без предшествующей улыбки взрослого);

• реакция на отношение взрослого к ребенку (вокализация, двигательное оживление).

В первые дни после рождения у детей не обнаруживаются потребности в общении, хотя они нуждаются в значительной помощи, заботе и внимании со стороны взрослых. Являющиеся непроизвольными крики ребенка, его мимика, движения конечностей и тела сопровождают общее состояние ребенка. Ухаживающие взрослые учатся воспринимать эти сигналы и адекватно соотносят их с актуальным состоянием малыша, что способствует появлению у детей первых средств общения.

В 3 месяца у ребенка появляются выразительные средства общения – экспрессивно-мимические, выражающие эмоциональное состояние ребенка как положительное состояние (улыбка, выражение лица и направленный на взрослого взгляд, как призыв к коммуникации, так и отрицательное (сморщенное лицо, полуоткрытые губы и немного раздвинуты, как при артикуляции звука [Э], сопровождаемое плачем с интервалом в 4-5 секунд) и служащие активным знаком, адресованным окружающим. К 6-8 месяцам у ребенка практически полностью сложена система экспрессивно-мимических средств выражения положительных и отрицательных переживаний. Роль экспрессивно-мимических средств общения сохраняется и активно проявляется на всех уровнях развития коммуникации [5, 6].

После трех месяцев появляются первые произвольные средства общения – предметно-действенные, выполняющие изобразительную функцию, и развитие этих средств коммуникации разделяется на 3 линии: жесты, локомоторные и предметные движения и позы, невербальные звуки (вокализация). Предметно-действенные средства улучшают взаимопонимания между коммуникативными партнерами и служат для более быстрого и точного понимания ребенка взрослым в процессе взаимодействия. В возрасте 4-5 месяцев у ребенка можно наблюдать самоадаптивные движения, которые наравне с мимикой выражают эмоциональное состояние ребенка. В этом возрасте движения у ребенка еще возникают непроизвольно под воздействием чувств и служат для проявления положительных (плавные медленные движения рук и ног) и отрицательных (резкие, быстрые короткие движения) состояний. В 5-6 месяцев ребенок использует комплекс жестово-мимических средств, по которым можно судить о готовности ребенка вступать в коммуникацию: голова ребенка повернута в сторону желаемого коммуникативного партнера и взгляд устремлен на него свидетельствует о положительном отношении к возможному взаимодействию; голова повернута на 90 градусов от инициирующего общение взрослого и взгляд не направлен на него – нежелание общаться, и нейтральное отношение проявляется в немного повернутой голове и направленном взгляде в сторону взрослого. В 8-10 месяцев появляются первые произвольные жесты, первые из которых указательный жест (сначала проявляется в виде поворота всего тела, головы в сторону предмета, затем жест дополняется протягиванием руки в сторону предмета, а затем превращается в показывание на нужный предмет указательным пальцем) и поисковый жест (перевод взгляда с одного предмета на другой и параллельное прикосновение к предметам рукой).

Другая линия предметно-действенных средств – это локомоции, статические движения, позы, а также использование предметов и манипулирование ими, служащее для передачи содержания общения. В литературе по теме исследования нами не было найдена информация о последовательности возникновения и использования поз, движений и предметов в качестве общения, поэтому требует дополнительного изучения, так же, как и звуковые невербальные средства. Они появляются и развиваются параллельно с жестово-мимическими, но имеют сопроводительную функцию, а жестово-мимическим в этом возрастном периоде принадлежит ведущая роль. Звуковые невербальные средства с одной стороны являются средствами коммуникации, с другой стороны способствуют формированию артикуляции, предречевой этап формирования речи. Изменения и совершенствование вокализации служащая для развития речи подробно изучены в работах многих авторов и в данной работе рассматриваться не будет, т. к. не является предметом исследования. Однако отсутствуют данные о развитии вокализации как средства коммуникации, что требует дополнительного изучения.

Дословесные средства коммуникации появляются в такой последовательности, которые способствуют выполнению языковых функций: 2 – 6-7 мес. – взаимодейственная (налаживание контакта, личностная (выражение индивидуальности и понимания себя, инструментальная (для выражения желаний и удовлетворения потребностей); 8-9 – 12 мес. – информативная, регуляторная (для контроля за действиями другого, воображения; 12-24 мес. – информационная (для изучения окружающей среды) [3].

Следующим и самым последним в онтогенезе появляются речевые средства общения (с появлением первых слов, развитие которое наступает благодаря пересечению двух линий развития: коммуникации и речи. Благодаря речевым средствам у ребенка появляется возможность перейти из ситуативного общения в контекстное содержание общения. Для овладения речевыми средствами общения у ребенка должны быть достаточно развиты предпосылки: сформированные эмоционально-мимические и предметно-действенные средства коммуникации, богатая вокализация на ранних этапах в процессе взаимодействия со взрослыми (как средство коммуникации и как предречевой этап развития речи, эмоциональный контакт со взрослым на первом году жизни и совместная деятельность с ним начиная со второго полугодия жизни и завершая в начале второго года жизни, сформированные потребности, удовлетворить которые можно только с помощью взрослого.

На основе анализа представленных данных нами была выдвинута гипотеза о том, что в работе с детьми раннего возраста наиболее подходящим видом средств ААК является система жестов для предупреждения нарушений в социализации, поведении и в познавательной деятельности при условии, что у детей сформирована потребность в общении, экспрессивно-мимические средства общения и достаточно развиты двигательные навыки. Нашу гипотезу подтверждают исследования зарубежных авторов. L. Actedolo, S. Goodwyn, D. Abrams обучали нормально развивающихся детей естественным жестам и жестам, обозначающих существительные (животных, игрушек, людей, родных и др., наречия (эмоциональные состояния) и глаголы. В результате исследования уровень интеллектуального развития детей, использующих жесты был выше, чем у детей, не использующих жестовых знаков. K. Launonen и N. Grove проводили исследование с участием детей с синдромом Дауна от шести месяцев. В результате исследования (в возрасте трех лет) и дополнительный мониторинг (в восьмилетнем возрасте) дети, которых дополнительно в большем количестве обучали жестам продемонстрировали лучшие результаты в развитии речи: они имели больший словарный запас и строили более сложные предложения.

Для проверки гипотезы будет использован метод наблюдения за детьми во время общения со взрослыми, опрос родителей, а также анализ результатов Матрицы общения, заполненного на каждого ребенка. Подтверждение гипотезы позволит не тратить время для подбора ААК детям раннего возраста, а ориентироваться на онтогенез развития средств коммуникации. Такой подход будет способствовать предупреждению нарушений социализации, поведения и познавательной деятельности, а также служить предпосылкой для развития абстрактных символов как средств общения и обучению детей другим видам ААК в соответствии с их потребностями.

Таким образом, в развитии общения, в частности средств общения, у детей имеется большое количество пробелов, заполнение которых позволит глубже изучить процесс овладения детьми средствами альтернативной и дополнительной коммуникации. Понимание закономерностей появления тех или иных средств общения на каждом этапе позволит обосновано подойти к выбору альтернативного средства коммуникации.

Литература:

1. Андреева Г. М. Социальная психология [Текст]: учебник для высших учебных заведений / Андреева Г. М. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Аспект Пресс, 2007. — 363 с.

2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка [Текст] / Под ред. и со вступ. статьей, с. 4-36, А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия. – Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. - 519 с.

3. Исенина Е. И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза: (Дословес. период) [Текст]: Учеб. пособие. - Иваново : ИвГУ, 1983. - 78 с.

4. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах [Текст]: том 2 / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А. В. Петровского. Составители А. Г. Асмолов, М. П. Леонтьева – Москва: Издательство «Педагогика», 1983. - Академия педагогических наук СССР. Серия «Труды действительных членов и членов-корреспондентов Академии педагогических наук СССР» - 318 с.

5. Лепская Н. И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации [Текст] / Н. И. Лепская. - Москва : Российский государственный гуманитарный университет, 2013. – 311 с.

6. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. - М. : Педагогика, 1986. – 143 с.

7. Течнер С. ф., Мартинсен Х. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен ; [пер. с англ. : И. А. Чистович]. - Москва : Теревинф, 2014. - 428 с.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Альтернативная ель», «Елочка Мечта»Мастер-класс «Альтернативная ель», «Елочка Мечта» "Альтернативная ель" - "Елочка Мечта" Хочу представить Вам мастер - класс по изготовлению ели и елочных игрушек своими руками. Новогоднюю.

Альтернативная елкаАльтернативная елка Доброго времени суток уважаемые коллеги. Сегодня хочется предложить Вам идею, которая мне самой очень симпатична, так как я являюсь "фанатом".

Фотоочет. Акция «Альтернативная ель»Фотоочет. Акция «Альтернативная ель» Уже несколько лет подряд Национальный парк "Себежский" проводит акцию "Альтернативная ель". Акция направлена на развитие экологического.

Фотоотчет об участии дошкольников в сборе средств на строительство храмаФотоотчет об участии дошкольников в сборе средств на строительство храма Соавтор: Глуходедова Татьяна Николаевна В пяти километрах от села Малые Дербеты расположено село Тундутово, где началось строительство храма-часовни.

Художественная литература — одно из важных средств развития ребёнка (значение, место худ. литературы в системе работы детского сада, задачи, проблемы на современном этапе развития общества) Трудно представить.

Конспект НОД «Путешествие в страну сказок». Образовательная область «Коммуникация» Тема: «Путешествие в страну сказок». Цель: Закрепление умений передавать характерные черты героев сказки с помощью мимики и жестов. Развитие.

Конструирование с детьми подготовительной группы из подручных средств «Цыплёнок»Конструирование с детьми подготовительной группы из подручных средств «Цыплёнок» Интеграция ОО : " Социально-коммуникативное развитие ", " Познавательное развитие ", " Речевое развитие ", " Художественно-эстетическое.

Лепка в средней группе «Вертолёт» с использованием подручных средствЛепка в средней группе «Вертолёт» с использованием подручных средств При работе часто сталкиваюсь с тем, что для выполнения работы необходимо большое колличество материала. Вот, например, как в данном случае.

Стихотворения для детей в возрасте 5–9 лет «Экономия средств и семейный бюджет» Здравствуйте уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов. В жизни каждого ребёнка наступает такой момент, когда он начинает понимать,.

Световой планшет для рисования из подручных средствСветовой планшет для рисования из подручных средств Световой планшет для рисования МАНКОЙ. Поиски этой идеи зародились давно, когда увидев в практике песочную терапию на световом столе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Альтернативная коммуникация и развитие средств общения в онтогенезе
Опубликовано: 22 октября 2021 в 09:23
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Альтернативная коммуникация и развитие средств общения в онтогенезе» (включая файлы) размещена пользователем Людмила (УИ 2440435) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД