Людмила
Альтернативная коммуникация и развитие средств общения в онтогенезе
▼ Скачать + Заказать документы
Альтернативная коммуникация и развитие средств общения в онтогенезе
Alternative communication and development of means of communication in ontogenesis
Колоярцева Л. А. (г. Санкт-Петербург, Колоярцева Э. Ф. (г. Казань)
Koloyarceva L.A., Koloyarceva E.F.
Аннотация: В статье рассмотрен онтогенез общения от рождения до трех лет в значении ее для применения средств альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Альтернативная коммуникация и развитие средств общения в онтогенезе» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ключевые слова: коммуникация, общение, онтогенез, альтернативные и дополнительные средства коммуникации (ААК, ограниченные возможности здоровья
В настоящее время большое распространение приобрела альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми, имеющими ограничения по здоровью. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети от рождения до 18 лет, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Средства альтернативной и дополнительной коммуникации (сокращенно AAK) представлены различными системами, основными из которых являются система жестов, графические символы (пиктограммы, Блисс-символы, картиночные символы, PECS, система символов Виджит и др., предметные символы (кубики Примака, тактильные символы, орфографическое письмо. Представленные системы реализовываются через традиционные или высокотехнологические вспомогательные устройства [7]. Средства ААК наиболее распространены в работе с людьми, имеющими двигательные нарушения, расстройства аутичстического спектра, синдром Ретта, комплексные сложные нарушения развития, тяжелые нарушения речи. Многие авторы отмечают положительные результаты после обучения людей средствам альтернативной и дополнительной коммуникации не только как расширение коммуникативных способностей, но и как изменения личностных качеств, поведения. Однако авторы не изучают механизм, который способствует достижению положительных результатов в процессе применения средств AAK. Для этого необходимо более подробно рассмотреть онтогенез коммуникации, т. к. психическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья подчиняется основным закономерностям развития, присущих нормально развивающимся детям (Л. С. Выготский) [2]. Соответственно необходимо подробно изучить онтогенез коммуникативной деятельности в норме.
Г. М. Андреева [1] определяет общение, как сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информации, восприятии и понимании партнерами друг друга. Для общения характерно то, что ее предметом (объектом) является другой человек, и активное участие (инициатива, реагирование на действия партнера, имеющие внешне проявления). Общение рассматривается как деятельность и в соответствии с концепцией деятельности (А. Н. Леонтьева [4]) М. И Лисина [6]. выделяет основные структурные компоненты общения: другой человек является предметом (как субъект) деятельности; мотивы общения разнообразные (личностные, деловые, познавательные); действия могут быть пассивными (ответными) или активными (инициативными, направленные на другого человека как на объект; задачами общения являются действия, направленные на достижение поставленной цели в данных условиях (цель, задачи и мотив могут не совпадать); средства общения, с помощью которых осуществляется общения [6]. Все эти компоненты неразрывно связаны в процессе общения.
Анализ научно-методической литературы и изучение опыта работы дефектологов позволяет нам в рамках исследования рассматривать онтогенез коммуникации, уделяя большее внимание средствам коммуникации. Данный факт определяется следующими причинами: во-первых, средства общения имеют внешнее проявление и их можно легко наблюдать; во-вторых, благодаря изучению смены видов средств коммуникации поможет понять и эффективнее подбирать средства альтернативной коммуникации в зависимости не только от физических возможностей ребенка, но и от этапа коммуникативного развития.
Анализ исследований по проблемы свидетельствует, что ученые выделяют три средства общения: экспрессивно-мимические, предметно-действенные, речевые, сменяющие друг друга в процессе онтогенеза [6]. Каждый вид средства имеет свои специфические возможности, определяющие функцию и роль общения во взаимодействии. С рождения ребенок кричит, однако это не рассматривается как средство общения, т. к. этот крик, обусловлен пищевой и оборонительной потребностью. Непосредственно о средствах общения можно говорить только тогда, когда у ребенка появляется потребность в общении. Потребность в общении появляется в два месяца. Об этом можно судить при наличии у ребенка всех четырех критерий:
• внимание и интерес ребенка ко взрослому (фиксация взгляда на взрослом, рассматривание, поиск взрослого при звуке человеческого голоса);
• эмоциональные проявления ребенка по отношению ко взрослому (ответная улыка);
• инициативные действия ребенка (общее оживление, улыбка без предшествующей улыбки взрослого);
• реакция на отношение взрослого к ребенку (вокализация, двигательное оживление).
В первые дни после рождения у детей не обнаруживаются потребности в общении, хотя они нуждаются в значительной помощи, заботе и внимании со стороны взрослых. Являющиеся непроизвольными крики ребенка, его мимика, движения конечностей и тела сопровождают общее состояние ребенка. Ухаживающие взрослые учатся воспринимать эти сигналы и адекватно соотносят их с актуальным состоянием малыша, что способствует появлению у детей первых средств общения.
В 3 месяца у ребенка появляются выразительные средства общения – экспрессивно-мимические, выражающие эмоциональное состояние ребенка как положительное состояние (улыбка, выражение лица и направленный на взрослого взгляд, как призыв к коммуникации, так и отрицательное (сморщенное лицо, полуоткрытые губы и немного раздвинуты, как при артикуляции звука [Э], сопровождаемое плачем с интервалом в 4-5 секунд) и служащие активным знаком, адресованным окружающим. К 6-8 месяцам у ребенка практически полностью сложена система экспрессивно-мимических средств выражения положительных и отрицательных переживаний. Роль экспрессивно-мимических средств общения сохраняется и активно проявляется на всех уровнях развития коммуникации [5, 6].
После трех месяцев появляются первые произвольные средства общения – предметно-действенные, выполняющие изобразительную функцию, и развитие этих средств коммуникации разделяется на 3 линии: жесты, локомоторные и предметные движения и позы, невербальные звуки (вокализация). Предметно-действенные средства улучшают взаимопонимания между коммуникативными партнерами и служат для более быстрого и точного понимания ребенка взрослым в процессе взаимодействия. В возрасте 4-5 месяцев у ребенка можно наблюдать самоадаптивные движения, которые наравне с мимикой выражают эмоциональное состояние ребенка. В этом возрасте движения у ребенка еще возникают непроизвольно под воздействием чувств и служат для проявления положительных (плавные медленные движения рук и ног) и отрицательных (резкие, быстрые короткие движения) состояний. В 5-6 месяцев ребенок использует комплекс жестово-мимических средств, по которым можно судить о готовности ребенка вступать в коммуникацию: голова ребенка повернута в сторону желаемого коммуникативного партнера и взгляд устремлен на него свидетельствует о положительном отношении к возможному взаимодействию; голова повернута на 90 градусов от инициирующего общение взрослого и взгляд не направлен на него – нежелание общаться, и нейтральное отношение проявляется в немного повернутой голове и направленном взгляде в сторону взрослого. В 8-10 месяцев появляются первые произвольные жесты, первые из которых указательный жест (сначала проявляется в виде поворота всего тела, головы в сторону предмета, затем жест дополняется протягиванием руки в сторону предмета, а затем превращается в показывание на нужный предмет указательным пальцем) и поисковый жест (перевод взгляда с одного предмета на другой и параллельное прикосновение к предметам рукой).
Другая линия предметно-действенных средств – это локомоции, статические движения, позы, а также использование предметов и манипулирование ими, служащее для передачи содержания общения. В литературе по теме исследования нами не было найдена информация о последовательности возникновения и использования поз, движений и предметов в качестве общения, поэтому требует дополнительного изучения, так же, как и звуковые невербальные средства. Они появляются и развиваются параллельно с жестово-мимическими, но имеют сопроводительную функцию, а жестово-мимическим в этом возрастном периоде принадлежит ведущая роль. Звуковые невербальные средства с одной стороны являются средствами коммуникации, с другой стороны способствуют формированию артикуляции, предречевой этап формирования речи. Изменения и совершенствование вокализации служащая для развития речи подробно изучены в работах многих авторов и в данной работе рассматриваться не будет, т. к. не является предметом исследования. Однако отсутствуют данные о развитии вокализации как средства коммуникации, что требует дополнительного изучения.
Дословесные средства коммуникации появляются в такой последовательности, которые способствуют выполнению языковых функций: 2 – 6-7 мес. – взаимодейственная (налаживание контакта, личностная (выражение индивидуальности и понимания себя, инструментальная (для выражения желаний и удовлетворения потребностей); 8-9 – 12 мес. – информативная, регуляторная (для контроля за действиями другого, воображения; 12-24 мес. – информационная (для изучения окружающей среды) [3].
Следующим и самым последним в онтогенезе появляются речевые средства общения (с появлением первых слов, развитие которое наступает благодаря пересечению двух линий развития: коммуникации и речи. Благодаря речевым средствам у ребенка появляется возможность перейти из ситуативного общения в контекстное содержание общения. Для овладения речевыми средствами общения у ребенка должны быть достаточно развиты предпосылки: сформированные эмоционально-мимические и предметно-действенные средства коммуникации, богатая вокализация на ранних этапах в процессе взаимодействия со взрослыми (как средство коммуникации и как предречевой этап развития речи, эмоциональный контакт со взрослым на первом году жизни и совместная деятельность с ним начиная со второго полугодия жизни и завершая в начале второго года жизни, сформированные потребности, удовлетворить которые можно только с помощью взрослого.
На основе анализа представленных данных нами была выдвинута гипотеза о том, что в работе с детьми раннего возраста наиболее подходящим видом средств ААК является система жестов для предупреждения нарушений в социализации, поведении и в познавательной деятельности при условии, что у детей сформирована потребность в общении, экспрессивно-мимические средства общения и достаточно развиты двигательные навыки. Нашу гипотезу подтверждают исследования зарубежных авторов. L. Actedolo, S. Goodwyn, D. Abrams обучали нормально развивающихся детей естественным жестам и жестам, обозначающих существительные (животных, игрушек, людей, родных и др., наречия (эмоциональные состояния) и глаголы. В результате исследования уровень интеллектуального развития детей, использующих жесты был выше, чем у детей, не использующих жестовых знаков. K. Launonen и N. Grove проводили исследование с участием детей с синдромом Дауна от шести месяцев. В результате исследования (в возрасте трех лет) и дополнительный мониторинг (в восьмилетнем возрасте) дети, которых дополнительно в большем количестве обучали жестам продемонстрировали лучшие результаты в развитии речи: они имели больший словарный запас и строили более сложные предложения.
Для проверки гипотезы будет использован метод наблюдения за детьми во время общения со взрослыми, опрос родителей, а также анализ результатов Матрицы общения, заполненного на каждого ребенка. Подтверждение гипотезы позволит не тратить время для подбора ААК детям раннего возраста, а ориентироваться на онтогенез развития средств коммуникации. Такой подход будет способствовать предупреждению нарушений социализации, поведения и познавательной деятельности, а также служить предпосылкой для развития абстрактных символов как средств общения и обучению детей другим видам ААК в соответствии с их потребностями.
Таким образом, в развитии общения, в частности средств общения, у детей имеется большое количество пробелов, заполнение которых позволит глубже изучить процесс овладения детьми средствами альтернативной и дополнительной коммуникации. Понимание закономерностей появления тех или иных средств общения на каждом этапе позволит обосновано подойти к выбору альтернативного средства коммуникации.
Литература:
1. Андреева Г. М. Социальная психология [Текст]: учебник для высших учебных заведений / Андреева Г. М. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Аспект Пресс, 2007. — 363 с.
2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка [Текст] / Под ред. и со вступ. статьей, с. 4-36, А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия. – Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. - 519 с.
3. Исенина Е. И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза: (Дословес. период) [Текст]: Учеб. пособие. - Иваново : ИвГУ, 1983. - 78 с.
4. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах [Текст]: том 2 / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А. В. Петровского. Составители А. Г. Асмолов, М. П. Леонтьева – Москва: Издательство «Педагогика», 1983. - Академия педагогических наук СССР. Серия «Труды действительных членов и членов-корреспондентов Академии педагогических наук СССР» - 318 с.
5. Лепская Н. И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации [Текст] / Н. И. Лепская. - Москва : Российский государственный гуманитарный университет, 2013. – 311 с.
6. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. - М. : Педагогика, 1986. – 143 с.
7. Течнер С. ф., Мартинсен Х. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен ; [пер. с англ. : И. А. Чистович]. - Москва : Теревинф, 2014. - 428 с.