Получи документы

Статья «Формирование графических навыков У Детей с ДЦП в Изобразительной деятельности посредством использования ИКТ».

Людмила Акуличева
Статья «Формирование графических навыков У Детей с ДЦП в Изобразительной деятельности посредством использования ИКТ».

Одной из особенностей, характеризующих ДЦП, является нарушение высших кинестетических функций, определяющих развитие произвольных движений, в том числе движений рук. Это затрудняет процесс формирования изобразительной деятельности, в том числе графических навыков. Между тем, целенаправленная подготовительная работа на дошкольном этапе помогает избежать многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе.

Публикация «Статья „Формирование графических навыков У Детей с ДЦП в Изобразительной деятельности посредством использования ИКТ“,» размещена в разделах

Несмотря на двигательные расстройства и нарушения пространственного восприятия, дети с ДЦП охотно занимаются изобразительной деятельностью, как одним из наиболее доступным для них и интересных занятий. Однако их продукция весьма несовершенна и непривлекательна, а общепринятые способы должного эффекта не дают.

Казалось бы, у педагога имеется целый арсенал средств и приемов для того, чтобы научить ребенка способам рисования, однако общепринятые способы в работе с детьми с ДЦП должного эффекта не дают.

Поэтому мы разработали систему игровых упражнений «Умные пальчики» на интерактивной доске, которая направлена на коррекцию изобразительных и графических навыков у детей с ДЦП. Интерактивная доска имеет сенсорный экран, на котором ребенок может управлять изображением с помощью пальцев руки. Игры и упражнения проводятся 1 раз в неделю небольшими подгруппами по 4 человека. Каждое игровое упражнение длится 20-25 минут, из которых на работу с интерактивной доской отводится 5-7 минут. В изобразительные игры и упражнения обязательно включены разнообразные гимнастики, зрительные, пальчиковые и общефизические. Все занятия проводятся в игровой форме.

За основу мы взяли методики обучения рисованию детей с ДЦП Г. В. Кузнецовой и Касицыной «Рисующий гномик»[1, 2].

Каждое игровое упражнение, входящее в предложенную нами систему, решало несколько задач, а именно: формирование и коррекция изобразительных и графических навыков, а также коррекция движений руки, развитие зрительно-моторной координации, сенсорное воспитание, развитие пространственных представлений, познавательное, эмоциональное, коммуникативное и социальное развитие дошкольников.

По отношению к задаче по формированию графических навыков эти упражнения мы разделили на три группы:

– упражнения, направленные на обучение проведения вертикальных и горизонтальных линий;

– упражнения, направленные на обучение рисованию геометрических фигур;

–упражнения, направленные на совершенствование и автоматизацию рисовальных движений.

Приведем примеры рисования детьми горизонтальных, вертикальных, кривых и ломаных линий на интерактивной доске. Эти линии представляют собой какой-либо путь: путь самоката, мяча (упражнения «Научим медвежонка играть в футбол, кататься на самокате», тропинки в лесу («Медвежонок собирает грибы») и т. д.

При обучении детей изображению геометрических форм мы использовали рисование на интерактивной доске с применением трафарета и рисование по намеченным точкам. Следующим этапом являлось рисование фигуры без трафарета, а затем - рисование предметов, имеющих форму данной фигуры.

Для выработки навыков штриховки или закрашивания какой-либо фигуры мы подобрали такие интересные игры и упражнения, как «Нарисуй забор для зайчика», «Дождик, дождик, поливай!», «Бабочки-красавицы» и др.

С целью формирования пространственных представлений использовали разнообразные упражнения на дорисовывание недостающей половины симметричной фигуры (яблока, груши, снеговика).

Прием дорисовывания на экране использовался также и в сюжетном рисовании. Причем дети дополняли сюжет предметами, которые уже научились рисовать. Например, к кораблю пририсовывали море (волнистые линии, к машинам – дорогу (горизонтальные линии) и дома (горизонтальные и вертикальные линии, к зайцам - елочки (треугольники). На последующих этапах дети учились придумывать и создавать сюжетные рисунки самостоятельно.

Навыки, полученные при рисовании пальчиками на интерактивной доске, закреплялись при рисовании на бумаге, в лепке, аппликации.

Результатом применения данной системы работы стало то, что практически все дети с ДЦП овладели навыками рисования вертикальных, горизонтальных линий, геометрических фигур; у многих детей значительно улучшилось рисование замкнутых кривых, волнистой и ломаной линий. При изображении ритмичных, повторяющихся элементов в рисовании также стала наблюдаться положительная динамика. Повысилась самооценка ребенка через положительное отношение окружающих к результатам его деятельности.

Список литературы:

1. Касицына М. А. Рисующий гномик. Методика и планирование работы по формированию графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР. – М. : ГНОМ и Д, 2007. – 64 с.

2. Кузнецова Г. В. Основы изодеятельности. Методические рекомендации к обучению изодеятельности детей с ДЦП в пропедевтическом периоде.

Публикации по теме:

Формирование графических навыков у детей с ДЦП в изобразительной деятельности посредством использования интерактивной доски Авторы статьи:Малышева Валентина Николаевна - заместитель заведующего МБДОУ № 452 Сметанина Елена Андреевна - педагог дополнительного образования.

Коррекция мелкой моторики и графомоторных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь – явление многогранное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Формирование графических навыков У Детей с ДЦП в Изобразительной деятельности посредством использования ИКТ».
Опубликовано: 21 января 2015 в 08:46
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД