МААМ-картинки

Статья: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Татьяна Лазута
Статья: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития
▼ Скачать + Заказать документы

Статья: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Государственное казенное учреждение города Москвы

Детский дом-интернат для умственно отсталых детей

«Южное Бутово»

Департамента социальной защиты населения города Москвы

Статья

«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития»

Воспитатель:

Лазута Татьяна Павловна

Москва 2012

Свой доклад хочу начать словами, которые раскрывают всю значимость моей работы в этом учреждении.

Публикация «Статья: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития» размещена в разделах

«Целью коррекционного воспитания для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности и самовыражение, самостоятельности, адаптации к окружающей, социальной и природной среде».

В современных условиях главным направлением социального образования является коррекционно-реабилитационная помощь детям, обеспечение социальной направленности учебно-воспитательного процесса.

Социальная направленность обучения детей с интеллектуальной недостаточностью обеспечивается как содержанием, так и организацией коррекционно-образовательного процесса, который включает не только формирование умений, но и создание оптимальной среды для максимального развития личности.

Основной задачей становится подготовка ребенка с особенностями психофизического развития к жизни, формирование умения обслуживать себя, ориентироваться в социальной среде. Детям с особенностями в психофизическом развитии предоставляется возможность получить полноценное развитие, обучаясь в соответствии с их возможностями на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия педагогов с детьми. В их обучении главным направлением является социальная адаптация, снижение зависимости от посторонней помощи.

Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью строится на основе деятельностного подхода, согласно которому главным условием развития является активная деятельность самого ребенка. Усвоение социального опыта происходит в процессе активной деятельности ребенка - общения, предметной деятельности, игры, учения.

Для меня это не просто слова, а директива к действию. Свою воспитательскую деятельность я начала в отделении Милосердия, где дети не умели самых элементарных вещей: самостоятельно принимать пищу, сидеть на стуле, держать в руках игрушку, самостоятельно ходить. С чего начинать в первую очередь? Было очень сложно ответить на этот вопрос, потому как все важно. План действий подсказали сами дети. Я стала исходить из их возможностей, имеющегося потенциала. Всегда нужно правильно расставить приоритеты. Поэтому моим приоритетом стало – что умеет делать ребенок, не забывая о зоне его ближайшего развития.

Дети в группе разные, с различным диагнозом и подход к каждому из них разный. Вот и получается, сколько диагнозов, столько и занятий. Потому что один и тот же навык с детьми с РДА отрабатывается так, а с детьми с синдромом Дауна по-другому. И так как мне не хватало опыта, я обратилась к опыту работы коллег из других стран, городов. Естественно, главным помощником для меня стал Интернет. Именно там, я нашла такой сайт «Мельников плюс» в котором описан опыт работы двух педагогов: Мельниковой Валентины Андреевны и Юрковец Валентины Васильевны, которые работают в государственном учреждении образования «Рогачевский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».

Ими создана система комплексных мер, направленных на развитие личностных особенностей ребенка, когда задана определенная программа, включены механизмы диагностирования, подобраны методики обучения в соответствии с физическими возможностями. И именно это позволяет сказать, что это не просто методика, а технология того или иного процесса обучения, развития и воспитания.

Итак, создана технология «Формирование трудовых и культурно-гигиенических навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которая раскрывается несколькими аспектами.

1. Научно-методический аспект.

2. Диагностический аспект.

3. Содержательный аспект.

4. Контрольно-оценочный аспект.

Представляемая технология базируется на следующих принципах:

- Принцип комплексного подхода.

- Принцип динамического обучения.

- Принцип качественного анализа.

- Принцип деятельностного подхода.

- Принцип социальной детерминированноси развития заключается в том, что ребенок развивается не только в процессе деятельности в рамках коррекционно-развивающего процесса, группы, но и в процессе разнообразных культурных и воспитательных мероприятий, в которые он активно включается.

- Принцип системности и целостности.

В технологии четыре взаимосвязанных блока:

1 блок-диагностика

2 блок-планирование

3 блок-содержание

4 блок-мониторинг

Каждый блок структурирован и включает следующее: цель, критерии, направления работы. Несколько слов о первом блоке.

Диагностика (педагогическая)- процесс определения результатов деятельности учащихся и педагога с целью анализа, оценивания и корректировки обучения.

Цель – получение качественной, объективной информации «порога «развития умений у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии.

Критерии:

- системность в проведении диагностических срезов;

- объективность полученных данных;

- обученность детей по предъявляемым навыкам в предметной области, корректировки обучения на основе анализа результатов.

Направления работы:

-проведение диагностики и заполнение (ежемесячно) индивидуальной карты развития навыков по предметной области с целью определения ближайшей перспективы развития того или иного навыка у ребенка;

-анализ полученных результатов и внесение корректировок в систему работы по формируемому навыку.

В основе диагностики по предметной области лежит диагностическая таблица.

Диагностическая таблица формируемых навыков по предметной области включает четыре направления:

-гигиена тела.

-культурно-гигиенические навыки во время приема пищи,

-культурно-бытовые навыки,

-трудовые навыки;

В направлениях определены формируемые навыки :

-гигиена тела – 22 навыка;

-культурно-гигиенические навыки – 12 навыков;

-культурно-бытовые навыки – 33 навыка;

- трудовые навыки – 10 навыков.

В диагностическую таблицу внесены 77 социально-значимых навыков по формированию социально-бытовой компетенции у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии.

К диагностической таблице прилагаются критерии оценки выполнения действий в формируемом навыке, другими словами формируемый навык делится на составные варианты выполнения действий. Каждому варианту выполнения действия присваивается номер, который впоследствии вносится в диагностическую таблицу.

При проведении диагностики, которая проводится один раз в месяц, воспитатели вносят в таблицу порядковый номер варианта выполнения действия.

Варианты выполняемых действий:

1. Выполнение сопряженных действий взрослого и ребенка.

2. Выполнение полусопряженных действий взрослого и ребенка.

3. Выполнение действий по подражанию.

4. Выполнение действий по образцу.

5. Выполнение действий по инструкции взрослого.

6. Выполнение действий самостоятельно.

Порядковое расположение действий построено по принципу «снизу вверх», что предполагает постепенное, пошаговое активное формирование того или иного навыка

С учетом «порога» его развития. При заполнении диагностической таблицы прослеживается динамика развития навыка. Опыт показывает, что каждый формируемый навык имеют свой «порог развития». Полученные данные дают возможность построения коррекционной работы в соответствии с уровнем развития ребенка. При выводе ребенка на шестой уровень (продуктивный) выполнения навыка – самостоятельные действия, работа в данном направлении не прекращается. Сформированный навык включается в продуктивные виды работы.

На основе анализа полученного материала, выстраиваем план работы в этом направлении.

О содержании работы хотелось бы рассказать на конкретных примерах.

Например, при формировании навыка самостоятельной еды на подготовительном этапе используем игру «Раскладывание орехов»

Чему учится ребенок: выполнять вращательные движения кисти ведущей руки; продолжает развитие зрительно-двигательной координации; ложкой раскладывать орехи по сортам.

Оснащение: орехи в скорлупе разных сортов (лесной, грецкий, земляной); ложка; салатница с перегородками, поднос, салатник или пиала.

Расположение предметов на подносе: слева салатница, справа пиала; на дне вперемешку лежат орехи разных сортов; между салатницей и пиалой - ложка, лежащая ручкой к ребенку.

Ход игры: предложите ребенку поиграть. Сядьте за стол справа от ребенка. Покажите ребенку как играть:

-возьмите ложку ведущей рукой;

-покажите утрированно, как ее держать (средним, указательным и большим пальцами);

-погрузите ложку в пиалу с орехами;

-зачерпните один из орехов;

-перенесите его в одно из отделений салатницы.

Предложите ребенку разложить орехи по разным ячейкам в соответствии с их сортом. Игру целесообразно начинать с сортировки орехов двух сортов, резко отличающихся друг от друга, - грецкий, фундук. Постепенно прибавляйте по одному сорту орехов. Не забывайте хвалить ребенка.

Усложнение: замените столовую ложку на десертную, затем на чайную; увеличьте количество сортов орехов; увеличьте количество сортируемых орехов. По необходимости педагог использует жесты, пиктограммы, символы.

И еще один пример: при формировании навыка застегивания пуговиц на подготовительном этапе используем игру «Сушим белье»

Чему учится ребенок: брать предмет «пинцетным захватыванием»; продолжает развивать силу пальцев; открывать прищепку, прикреплять с ее помощью «белье к веревке».

Оснащение: три веревки, подставка для прищепок, 10 прищепок. Корзина для кукольного белья, кукольное белье, носовые платки.

Расположение предметов: прикрепите три веревки на разной высоте (в три уровня для детей разного роста). Веревка должна находиться на уровне глаз ребенка. Прищепки висят на подставке.

Ход игры: предложите ребенку поиграть. Прочтите рифмовку и попросите ребенка выполнять действия в соответствии с текстом.

Мамочку я обожаю

И всегда ей помогаю.

Вот белье я постираю,

А потом прополощу.

На веревочку повешу

И прищепкой прикреплю!

Возьмите из бельевой корзины носовой платок. Перекиньте его через веревку. Покажите ребенку, как нужно держать прищепку:

-возьмите прищепку большими и указательными пальцами;

- сожмите пальцы и скажите, что прищепка «открыта»;

-поднесите открытую прищепку к платочку, наденьте ее на него;

- разожмите пальцы и скажите, что прищепка» закрыта».

Почти четыре года пролетело с тех пор, как я впервые перешагнула порог нашего заведения, но каждый успех ребенка со временем не гаснет, а загорается новым светом в моей памяти.

Работать сложно, но очень интересно! Все бывает: и радость и огорчения. Но, каждый новый день с интересом открываю дверь в группу, в спальную комнату и слышу: «Пална, ты пришла?» И потянулись ручки и защемило где-то в груди… И тихонько вздохнув, отвечаю: «Да, ребята, я пришла, здравствуйте!»

Публикации по теме:

Конспект коррекционно-развивающего занятия «На чем мы ездим» Департамент социальной защиты населения города Москвы Государственное казенное учреждение детский дом-интернат «Южное Бутово».

Конспект Коррекционно-развивающего занятия «Наши чистые ладошки» Государственное казённое учреждение города Москвы Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Южное Бутово» Департамента социальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Опубликовано: 25 апреля 2013 в 13:11
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Лазута (УИ 82853) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД