Татьяна Завалишина
Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок»
Наверное ни для кого ни секрет, что есть дети, которым трудно сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Такие дети, естественно создают дополнительные трудности: они очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны, часто обижаются, задают многочисленные вопросы, но не дослушивают на них ответы, часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, что приводит к конфликтным ситуациям. Нарушения внимания проявляются в неспособности ребенка сконцентрироваться на деталях. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь, сопротивляется вовлечению в деятельность, требующую длительного сохранения умственного напряжения, легко отвлекается на посторонние стимулы, проявляет забывчивость, теряет вещи, игрушки
Публикация «Консультация для родителей „Гиперактивный ребенок“» размещена в разделах
Как помочь гиперактивному ребенку? Реабилитация таких детей должна проводиться по трем основным направлениям: медицинском, дефектологическом и психолого-педагогическом. Массаж, мануальная терапия, ЛФК, дыхательная гимнастика. Психолого-педагогические мероприятия направлены на коррекцию поведения родителей и педагогов с обучением их навыкам позитивного взаимодействия с ребенком.
Какие же советы можно дать родителям…Каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию, характерную именно для этого ребенка. И, уже опираясь на это, можно выработать индивидуальную стратегию взаимодействия с ним. Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы, поэтому сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы ребенок был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. В другой раз в подходящей ситуации можно тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания. Гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале занятия, а не в конце. Интересно, что ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой. В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы можно снизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха.
Использовать вместо замечаний тактильный контакт. В тот момент, когда ребенок на занятии начинает отвлекаться, можно положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий «включить» внимание.
Гиперактивному ребенку трудно переключаться с одного вида деятельности на другой. Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. Гиперактивные дети не могут долго ждать, поэтому поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно 15-20 мин. Варианты поощрения – выдача жетонов, наград, наклеек. Следует помнить, что при общении с гиперактивными детьми негативные стимулы не дают положительного эффекта в коррекции их поведения. Напротив, похвала и поощрение дает положительные результаты. Гиперактивные дети гораздо более чувствительны к похвале, чем другие. Гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию. В любой ситуации надо оставаться спокойным.