МААМ-картинки

Художественное экспериментирование как средство гармонизации основных линий развития детей дошкольного возраста

Наталья Колпакова
Художественное экспериментирование как средство гармонизации основных линий развития детей дошкольного возраста

Художественное экспериментирование как средство гармонизации основных линий развития детей дошкольного возраста

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Сухомлинский В. А.

Образование для устойчивого развития предполагает умение находить нестандартные решения проблемных и новых ситуаций нестандартными способами. Образование для устойчивого развития – это поддержка детской инициативы, прав ребенка, его исследовательской деятельности. Поэтому основными методами образования и воспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС должны стать методы пробуждения предельно творческой самодеятельности, а основной педагогической ценностью - не результат деятельности как таковой, а эмоционально окрашенный процесс, творческое действие, направленное на создание целостной картины мира. Такой подход побуждает нас, педагогов, вместо традиционных форм работы избирать другие формы и содержание.

Публикация «Художественное экспериментирование как средство гармонизации основных линий развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Уважаемые коллеги, как вы считаете, творчество и обучение – это разные вещи? Мой личный опыт, как и опыт многих коллег, показывает, что творческие дети более стимулированы к обучению, легче обучаются. Давайте попробуем рассмотреть эти явления.

Роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка психологи отводят детскому экспериментированию. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность ребенка, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.

Творчество – также неотъемлемая черта детства, оно тесно связано с развитием воображения, с эмоциональным восприятием ребенком окружающего мира. Творчество всегда вызывает у ребенка радость. Дети не отягощены стереотипами, они не всегда знают о готовых решениях проблем, которые уже известны взрослым, и пытаются найти собственные решения. В разных видах художественной деятельности дети реально и мысленно экспериментируют с различными материалами, их свойствами и способами воздействия на них.

Таким образом, интеграция творческой и познавательной деятельности в дошкольном возрасте - это совершенно естественное явление, которое необходимо понимать каждому современному воспитателю и широко использовать в своей каждодневной работе.

Центр развития ребенка «Детский сад «Василек» осуществляет художественно-эстетическое развитие воспитанников по парциальным программам Ирины Александровны Лыковой: «Умелые ручки. Художественный труд в детском саду» и «Умные пальчики. Конструирование в детском саду», «Цветные ладошки. Изобразительная деятельность в детском саду». Эти программы построены именно на основе интеграции эстетической, интеллектуальной и игровой деятельности детей. И, в частности, в них представлено

художественное экспериментирование - деятельность, предполагающая самостоятельное «открытие» детьми свойств художественных материалов, способов воздействия на них, а также расширение возможностей использования художественных инструментов. В эту деятельность входят такие виды занятий, как, например, рисование-экспериментирование, рисование-фантазирование с элементами детского дизайна, лепка-экспериментирование, режиссерское конструирование, художественное конструирование-экспериментирование, художественное экспериментирование и моделирование.

Необходимо создавать условия для свободного экспериментирования детей с художественными материалами и их свойствами, художественными инструментами (орудиями) и различными изобразительно-выразительными средствами – художественным «языком». Ребенок раннего возраста в условиях спонтанного экспериментирования осваивает художественные материалы и самостоятельно делает «открытия» : бумага легкая, плоская, она мнется, рвется, скручивается, ее можно смять в комок и бросить, в воде она намокает; глина (пластилин, тесто) не похожа на бумагу, она как «комочек» объемная, но ее можно тоже изменить: оторвать, отщипнуть, открутить от целого куска небольшой кусочек, который легко изменяется в результате тех или иных действий. Для этого его нужно или смять, или расплющить, или скатать, или вытянуть, или изменить каким-то другим способом. Можно прижать к другому кусочку, и он не упадет, будет держаться. Этот материал легко размазывается на бумаге или дощечке. На нем можно что-нибудь нацарапать или нарисовать, а потом загладить, и процарапанный рисунок исчезнет. Если же нарисовать на бумаге, «следы» остаются, их не удается удалить, как на глиняной пластине. Возьмем фольгу и будем изучать ее свойства. Какая она на ощупь, цвет, запах? Как она звучит (или шуршит? Какие материалы напоминает? Что с ней можно делать? Во что может превратиться фольга? Какими способами? Ребенок исследует не только художественные материалы и их разнообразные свойства, но и сферу возможностей своего воздействия на материал (спектр пробующих действий). В деятельности экспериментирования он выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их познания и практического освоения.

Дети старшего дошкольного возраста в деятельности художественного экспериментирования делают «открытия» другого уровня, связанные с поиском способов композиционных решений (оригинальных или рациональных, адекватных художественной задаче, передачи движения и статичности, устойчивости фигурки (предмета, конструкции, выражения настроения и характера персонажа, преобразования плоских форм в объемные тела и наоборот – объемные в плоские. Предметом экспериментального поиска выступают также варианты развития сюжета, способы передачи изменения и развития образа, множественность финалов.

Задача педагога сводится к постановке проблемных, частично-поисковых или эвристических задач открытого типа, подразумевающих множество решений. Так, дошкольники могут осмыслить и передать адекватными изобразительно-выразительными средствами, как «растаяло облака», «вылупился цыпленок», «раскрылся или увял цветок», «поспела ягодка», «из почек появились листочки», «головастик стал лягушонком», и тому подобное.

Вывод: Педагогическая интеграция творческой художественной и исследовательской познавательной деятельности выступает системообразующим условием, обеспечивающим гармонизацию основных линий развития детей дошкольного возраста.

Прикреплённые файлы:

master-klas_0svek.pptx | 4034,19 Кб
 
Публикации по теме:

Бизиборд как средство развития детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №5 «Пчелка» городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан.

Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста «Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» «….дети любят искать,.

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста» Подготовила: Воспиатель первой квалификационной категории Локтик Н. В.

Игровая деятельность как средство развития детей дошкольного возраста Игра – доступная и привлекательная для ребенка деятельность. Она способствует сохранения его душевного равновесия, доставляет радость и.

Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста» Мастер-класс «Экспериментирование как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста». Цель: Повысить уровень знаний.

Опыт работы на тему «Художественное конструирование как средство развития творческих способностей детей» В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей. В мире нужны специалисты,.

Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста «Сказка развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не.

Детское экспериментирование как современный метод познавательного развития детей дошкольного возрастаДетское экспериментирование как современный метод познавательного развития детей дошкольного возраста Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Чтобы человек.

Экспериментирование как средство познания окружающего мира для старшего дошкольного возрастаЭкспериментирование как средство познания окружающего мира для старшего дошкольного возраста Кадый ребенок -маленький исследователь. Любопытство, жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и эксперементировать побудило.

Экспериментирование как средство познавательной деятельности у детей дошкольного возрастаЭкспериментирование как средство познавательной деятельности у детей дошкольного возраста Я работаю воспитателем в детском саду с 2008 года, всегда очень интересно наблюдать как дети познаю что то новое и радуются этому. В нашем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественное экспериментирование как средство гармонизации основных линий развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 февраля 2019 в 14:14
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД