Получи документы

Детское экспериментирование как современный метод познавательного развития детей дошкольного возраста (2 фото)

Ирина Шулепова
Детское экспериментирование как современный метод познавательного развития детей дошкольного возраста

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Чтобы человек был успешным, умело ориентировался в постоянно растущем потоке информации, нужно научить его легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.

Как известно, дети - дошкольники по своей натуре «почемучки». Они постоянно задают вопросы, как? почему? зачем? пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Анализируя все детские как? зачем? почему? Передо мной встал вопрос: как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребёнка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуёмную любознательность? Как способствовать развитию творческого начала дошкольника? На эти вопросы я постоянно искала ответы и пришла к выводу, что одним из методов познавательного развития является детское экспериментирование.

Публикация «Детское экспериментирование как современный метод познавательного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

На сегодняшний день ФГОС требует от педагогов искать наиболее оптимальные, эффективные способы, для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Детское экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, это способствует поддержанию познавательного интереса детей. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую - опыты.

Мною была создана так называемая «Лаборатория удивительных наук», где осуществляется поисково-исследовательская деятельность, протекающая в форме экспериментальных действий.

Цель: Развитие познавательных интересов, формирование потребности и способности в поисково-исследовательской деятельности.

Задачи:

- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки;

- формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;

- развивать интерес к поисково-исследовательской деятельности;

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Эксперименты я подбираю самые разнообразные, но самое главное - они интересные и привлекательные для детей, а также соответствуют их возрасту. Это запланированные эксперименты, которые требуют определения текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования. Случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе. Сравнительные эксперименты, позволяющие научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений. Обобщающие эксперименты, проводимые после проведения цикла опытов по изучению разных объектов.

Предлагаю следующие эксперименты, которые были проведены в «Лаборатории удивительных наук».

Опыт 1: Разноцветные растения.

Ребенку сложно объяснить, как растения пьют воду, поэтому поставьте перед детьми 4 банки, наполните их подкрашенной водой. Поставьте в каждую банку листок капусты. Через несколько дней наблюдений дети увидят, что листья поменяли цвет.

Опыт 2: Цветной взрыв в молоке.

Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей, отдельные области жидкости окрасятся в разные цвета, но при этом пятна будут оставаться неподвижными. А как же привести их в движение? Надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Мы с детьми дали этому объяснение: моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение.

Опыт 3: Выращивание кристаллов.

Делаем насыщенный раствор соли в стаканах. Примерно 3-4 столовых ложки соли на стакан воды. Тщательно размешиваем и добавляем соль до тех пор, пока на дне не будет виден осадок из кристалликов соли. Далее готовим наш держатель и основу, на которой и будут расти кристаллы. Опускаем нитку в стакан таким образом, чтобы конец не задевал дна. Накрываем все салфеткой, делаем дырочку, для того чтобы происходило испарение. Ведь главное в этом опыте - это процесс испарения. И ждем! И уже через пару дней ниточки и палочки стали покрываться наростами. А через неделю на них образовались кристаллы.

А ещё мы вырастили кристаллы из сахара. Вся процедура абсолютно такая же, только на нитке появились сладкие кристаллы, которые можно даже попробовать.

Опыт 4: Извержение вулкана.

Из пластилина или из картона мастерим «гору». Внутри ее помещаем баночку. Да так, чтобы ее горлышко подходило к «кратеру». Засыпаем в баночку соду, разбавленный водой краситель, ложку жидкого мыла. И… уксус. И все начнет «взрываться», лава устремится вверх и затопит все вокруг! Мы дали этому объяснение - вступив в реакцию с содой, уксус начнет активно выталкивать наружу содержимое бутылки.

Опыт 4: Понятие об электрических зарядах.

Как вы думаете, можно ли обнаружить электричество вокруг нас? Давайте не будем спорить и проведем два опыта.

Первый опыт: надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, к человеку. Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов. Почему так происходит? Мы потерли шарик о шерстяную вещь, разбудили в нем мельчайшие частицы - электроны, шарик получил заряд. Предмет, к которому прикладывали шарик, тоже имеет заряд, но другой. Разные заряды притягиваются. Еще говорят, что предметы наэлектризовались.

Второй опыт «Танцующая фольга». Нарежьте алюминиевую фольгу очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам. Полоски начнут «танцевать». Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

Вот такие и другие эксперименты мы проводим в «Лаборатории удивительных наук». Для детей это настоящие маленькие чудеса, приоткрывающие знания о мире. И кто знает, может быть, в будущем кто-нибудь из них еще совершит большое научное открытие!

Таким образом, целенаправленная систематическая экспериментальная работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.

Детское экспериментирование как современный метод познавательного развития детей дошкольного возраста
Фото №1 Мы живем в стремительно меняющемся мире в эпоху информации компьютеров спутникового телевидения мобильной связи Интернета
Публикации по теме:

Детское экспериментирование как метод познавательно-речевого развития дошкольников с ОНРДетское экспериментирование как метод познавательно-речевого развития дошкольников с ОНР Сообщение из опыта работы «Детское экспериментирование, как метод познавательно - речевого развития дошкольников с ОНР» Воспитатель Крылова.

Детское экспериментирование, как условие познавательного развития дошкольниковДетское экспериментирование, как условие познавательного развития дошкольников «Детское экспериментирование как условие познавательного развития дошкольников» Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации.

Консультация «Детское экспериментирование как метод обучения» Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский Экспериментирование может использоваться в различных.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому.

Проект «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» 1. Актуальность проекта. Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические.

Проектный метод как средство развития детей дошкольного возраста Одним из направлений в системе дошкольного образования имеет место работа по проектной деятельности. Именно в проектной деятельности дети.

Детское экспериментирование как метод обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников Эксперименты с детьми. Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников.

Презентация «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование как современный метод познавательного развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 ноября 2018 в 20:10
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД