Марианна Сердюкова
Статья «Игра и речь детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Раннее детство - это период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребенка особенно зависит от его физического состояния и настроения. Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью. Главное отличие психологии ребенка – это отсутствие устойчивых, внутренних основ существования. Внутренний, психологический план только складывается и находится в процессе интенсивного становления. Одно из главных событий ребенка раннего возраста – овладение речью. А чтобы речь возникла, необходимо предметное сотрудничество ребенка со взрослым. За каждым словом должно стоять то, что оно обозначает. Что оказывает особое влияние на разностороннее развитие малыша? Что его простимулирует заговорить? Что ему более доступно и понятно? Конечно игра! Особое значение имеют игры для развития речи ребенка, т. к. в данном возрасте идет ее становление.
Публикация «Статья „Игра и речь детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Специальные игры и совместная деятельность детей и взрослых целенаправленно создают условия для развития у детей разных сторон речи и включают:
- хороводы, потешки, игры с сюжетными игрушками, игры – инсценировки и др.
- звукоподражательные игры
- чтение и рассказывание сказок, стихов; пересказывание их с детьми
- рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы
- игры с предметными и сюжетными картинками
- разгадывание простых загадок
- игры на развитие мелкой моторики.
Все эти игры способствуют развитию у детей речи, в то же время, каждый их вид вносит в этот процесс специфический вклад.
Хороводные игры и игры – потешки полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными повторами слов с четкой концовкой. В ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребенком. Все это облегчает малышу понимание и подражание речи.
В звукоподражательных играх развиваются фонематический слух, интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения.
Игры с сюжетными игрушками, игры – инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи.
Чтение книг, рассматривание иллюстраций чрезвычайно полезны для развития речи. Воспитатель читает детям, задает вопросы, побуждает малышей воспроизводить речевые образцы.
Особое место в работе по развитию речи принадлежит играм с сюжетными и предметными картинками. Они способствуют расширению словарного запаса, формируют обобщенное значение слов, развивают грамматический строй речи, стимулируют активное ее использование.
Очень полезно для речевого развития детей отгадывание и совместное придумывание загадок. В играх в загадки дети учатся узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на их зрительное восприятие.
Особое место в играх, направленных на развитие речи, занимают игры на развитие мелкой моторики. Они включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью. Упражнения кистей и пальцев рук способствует развитию физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центра мозга, ведающего, в том числе, и развитием мелкой моторики.
Ранний возраст – важнейший период в жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие.