оксана твердохлебова
Игра как фактор полноценного психического развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
полноценного психического развития
В. А. Сухомлинский
Сегодня наши дети живут совсем в другом мире, чем жили мы, их родители, в том же возрасте. Стремительный переход к информационному обществу, который переживаем мы все, с особой остротой коснулся современного детства. С первых месяцев жизни ребенок сталкивается с благами цивилизации, о которых не подозревали его сверстники 10 лет назад. Радио-няни, компьютеры, интерактивные игрушки, мобильные телефоны, видеофильмы, свободный доступ к телевизору с его рекламными роликами — все эти неведомые в нашем детстве явления стали повседневными атрибутами жизни наших современных детей. Поэтому в наши дни дети либо совсем не играют, либо играют, слишком мало. Это связано с тем, что современное общество требует от детей ранних успехов и достижений, а также с тем, что сегодняшние родители тоже принадлежат к неиграющему поколению в силу тотальной занятости своими проблемами, работой, бытом. Взрослые живут своей жизнью, а дети своей. Всё это приводит к отчуждению детей и взрослых, к своеобразному разрыву и взаимному отсутствию интереса. Большинство современных молодых родителей с трудом представляют, чем нужно заниматься со своим ребёнком. Они не знают, в какие игры играют их дети, о чём они думают, как воспринимают окружающий мир. Совместная игра детей и родителей – это сегодня уже что-то экзотическое. Современные дети живут совершенно в другом, изменённом мире. Родителям кажется, что они совсем другие – им нужны другие, более современные занятия, игры и игрушки. Их нужно как можно раньше приобщать к взрослой жизни и достижениям технического прогресса. Но это не так.
Публикация «Игра как фактор полноценного психического развития дошкольников» размещена в разделах
Главное право ребёнка – это его право на детство, на полноценное проживание всех возрастных периодов. И оно может быть осуществимо под таким видом деятельности, как игра. Ведь игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их, как живых, понимает, что он не настоящий летчик, или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по - настоящему гордится своей победой.
Не может быть психически здорового развития без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребенок ведет в игре, свободной, им самим создаваемой. В игре развиваются все стороны психики ребенка, он играет, потому что развивается, и развивается потому, что играет. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. И наша задача эту потребность удовлетворить, потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Так, дети группы раннего возраста начинают выяснять функциональное назначение вещей, прежде чем употреблять их, поэтому они часто задают окружающим вопрос «что это?», рассчитывая в ответ получить как раз такую информацию. Выполняют с игрушками действия, которые они наблюдали у взрослых: куклу, малыши укладывают спать, кормят ее, водят на прогулку, вкатают машинку, коляску, моет, чистит предметы домашнего обихода, готовит пищу, стирает и т. д. Уместно отметить, что в раннем возрасте возникает и получает развитие индивидуальная предметная, в том числе символическая игра. Дети играют еще, как правило, в одиночку.
На третьем – четвертом году жизни у детей уже наблюдаются первые признаки формирования у детей поло-ролевого поведения через подражание. Ребенок начинает больше подражать взрослому одного с ним пола, причем своим родителям дети подражают чаще, чем другим взрослым. Подражание зависит от степени уверенности ребенка в том, справляется ли он с соответствующей задачей.
Постепенно к среднему периоду дошкольного детства игры становятся совместными, и в них включается все больше детей. Главное в этих играх не воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира, а имитация определенных отношений между людьми, в частности — ролевых. Дети распределяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать.
В старшем дошкольном возрасте игры развиваются, они отличаются уже гораздо большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, вводимых или реализуемых в игре правил, чем в младшем дошкольном возрасте. Многие предметы натурального характера, используемые в игре младших дошкольников, здесь заменяются условными. Например, простой кубик в зависимости от игры и отведенной ему роли может символически представлять и различные предметы мебели, и машину, и людей, и животных. Игра постепенно превращается в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления.
И в заключении хочу сказать: Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще и помнить, что игра – прекрасный источник укрепления психического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка.
Открывайте мир вместе с ребёнком!
До новых встреч!