Александра Кирпач
Мультипликационная студия «Пластилиновая ворона» как фактор развития потенциальных возможностей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем детском саду на протяжении 5 лет реализуется проект «Мультипликационная студия «Пластилиновая ворона», как фактор развития потенциальных возможностей у дошкольников».
Публикация «Мультипликационная студия „Пластилиновая ворона“ как фактор развития потенциальных возможностей у дошкольников» размещена в разделах
- Ворона. О птице для детей
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Мультипликация, анимация, кино. Создаем мультфильмы
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилиновая мультипликация,
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Работа с детьми в мультипликационной студии имеет определенную технологию, обогащенная различными видами деятельности, имеет строгую последовательность. К продуктивным видам деятельности относятся сочинение сказок, рисование микросюжетов сказки, лепка, сюжетная видеосъемка, озвучивание и драматизация сказки детьми.
Но, вернемся немного назад. С чего же все начиналось? Как пришла идея создать мультипликационную студию?
В этом большую роль сыграла инициатива детей. Их заинтересовало, как создаются мультфильмы.
Сначала мы с детьми создавали игрушки с оптическим эффектом.
Существует несколько способов самим создать мультфильм без использования технических средств.
Способ 1: Самый простой известен, наверное, всем – рисовать на уголке каждого листочка в тетрадке фазы движения фигуры, а потом быстро пролистывать тетрадку. И картинки оживают. Для этого нужно взять толстую тетрадь или блокнот и сделать какой-нибудь рисунок на первой странице. Это может быть, например, простой человечек, который будет двигать руками вверх-вниз. На первой и последней странице у него руки внизу, примерно на средней странице – вверху, а остальные страницы заполните промежуточными положениями. Когда всё готово, запустите быстрое пролистывание страниц: человечек машет руками.
Еще вариант движущихся картинок в блокноте можно создать так: на одной страничке блокнотика рисуем фигуру (например, собаку с опущенным хвостом, на второй страничке рисуем точно такую же фигуру на том же месте, но с изменением (например, та же собака, только с поднятым хвостом). Теперь верхний листочек блокнота с первой картинкой наматываем на карандаш и катаем его по нижней картинке вперед-назад как скалкой. В результате, кажется, что картинка двигается – собака виляет хвостом.
Способ 2: На этом же принципе (быстрой смены двух рисунков, сливающихся в одно движение) основан эффект игрушек-вертушек. Берем два одинаковых кусочка картона. На одном рисуем одну картинку (например, цветы, на втором – другую (например, вазу). Склеиваем их изнаночными сторонами, оставляя по центру место, чтобы вставить карандаш. Теперь если быстро вращать карандаш между ладонями, то обе картинки сливаются в одну – у нас в примере получатся цветы в вазе.
Существует множество способов создания мультфильмов, один из них с помощью технических средств, созданный в программе Pawer Point (показ на компьютере презентаций).
На сегодняшний день в нашем детском саду реализуется проект «Мультипликационная студия «Пластилиновая ворона»
Детьми и педагогами созданы три мультфильма «Сказка о старом самоваре», «Страна Буквария», «Как кузнечик Кузя научился трудиться». Проект «Деятельность мультипликационной студии «Пластилиновая ворона» является обладателем серебряной медали Всероссийского конкурса инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста «Росточек: Мир спасут дети».
Тема: Развитие начальных ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.
Цель: создание и практическая реализация педагогических условий, способствующих развитию начальных ключевых компетентностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности.
Задачи:
• Обобщить и систематизировать современные методики и технологии, направленные на развитие начальных ключевых компетентностей;
• Создать условия для выявления максимального развития начальных ключевых компетентностей детей старшего дошкольного возраста и детей с особыми образовательными потребностями в открытом образовательном пространстве дошкольного учреждения;
• Создать и презентовать несложные мультипликационные сюжеты с помощью различных видов деятельности.
Длительность проекта: 6-8 месяцев.
Название этапа Задачи Сроки
1. Подготовительный этап
- изучение литературы по данной теме;
- создание учебно-методической базы;
- приобретение технического оснащения;
- работа с родителями информационного характера;
- создание нормативно-правовой базы;
- разработка проекта;
- формирование группы детей на основе диагностики.
- создание предметно-пространственной среды; Сентябрь-октябрь
2. Практический этап
Реализация проекта, обогащенную различными видами деятельности, имеющую строгую последовательность:
• сочинение сказки (тема определяется в процессе сочинения сказки);
• рисование иллюстраций по сюжету сказки;
• драматизация сказки;
• создание сюжетной лепной композиции на основе зарисовок;
• сюжетная видеосъемка, озвучивание мультфильма; Ноябрь-январь
3. Рефлексивно-оценочный этап - презентация мультфильма;
- оценка эффективности реализации проекта;
- определение проблем препятствующих достижению ожидаемого результата;
- выработка стратегий февраль
Работа с детьми в мультипликационной студии имеет определенную технологию, обогащенная различными видами деятельности, которая имеет строгую последовательность. К продуктивным видам деятельности относятся сочинение сказок, рисование микросюжетов сказки, лепка, сюжетная видеосъемка, озвучивание и драматизация сказки детьми.
В первом виде деятельности сочинение сказки, детям предлагается придумать название сказки, героев, рассказать о характере, описать их внешний вид, настроение. Сочинение сказки выстраивается на основе наводящих вопросов воспитателя и ответов детей: «С чего начнется сказка? Кто главный герой (герои? Какой он? Какими словами, можно сказать о нем? Какие у него уши, лапы, руки? С чем можно сравнить нашего героя. Расскажи, что он умеет делать.
Как будут развиваться события? (что произойдет дальше) Какой момент - самый интересный, забавный? Чем закончится сказка?»
Смена вопросов в процессе сочинения сказки активизирует воображение, внимание, логическое мышление, наблюдательность, умение анализировать, развивается связная, монологическая и диалогическая речь детей. Придуманная детьми сказка зарисовывается в виде схемы. Здесь нам помогут особые средства – кружки и квадраты разного цвета и размера, которые выступают заместителями реальных персонажей. Например, главного героя сказки кузнечика Кузю, дети замещают зеленым кругом, жука Рогача – коричневым кругом, с помощью стрелок, изображается перемещение героев. Остальные предметы зарисовываются по замыслу детей.
Следующий вид деятельности иллюстрирование, рисование микросюжетов сказки. Цель данного задания – создать портреты главных героев сказки, увидеть местность, где и как они живут, какая обстановка их окружает, в какое время года и дня развивается сюжет. При рисовании микросюжетов ребенок реализует своё художественное творчество, инициативу, применяет субъектный опыт. Рисование сказочных героев способствует развитию творческого воображения, умения выделять главное в сюжете, развивается восприятие и мышление.
Важной частью нашей работы при создании мультфильма является лепка, которая опирается на иллюстрации и микросюжеты сказки. Развитие творческого мышления в сюжетной лепке проявляется в умении самостоятельно задумывать тему, образ героя, выбирать формы, способы лепки. С помощью пластилина и дополнительного материала дети создают образы героев и декорации мультфильма. Для объема и легкости фигур мы используем футляры, баночки от витаминов, киндера и т. д. Для яркости и выразительности используются бусины, бисер, ткань, цветные проволочки, стразы.
Большое значение имеет съемочная площадка нашего мультфильма. При выборе съемочной площадки нам помогает созданная в детском саду предметно-развивающая среда. При создании последнего мультфильма «Как кузнечик Кузя научился трудиться», мы с ребятами использовали «климатическую зону» - лес, которая расположена в зимнем саду.
Дети с большим удовольствием воплощают в жизнь нарисованных героев сказки в «живые» образы с помощью комочков пластилина и других подручных материалов.
Разнообразные игровые упражнения и этюды, ознакомление детей со средствами художественной выразительности помогают развивать способности к творческому перевоплощению, «вхождению в образ».
При драматизации сказки – ребенок выступает в роли артиста и режиссера. Данная деятельность имеет ряд положительных сторон для развития личностных качеств ребенка. Образ создается ребенком самостоятельно с помощью интонации, мимики, выразительных движений, развиваются навыки диалогической, монологической речи, эмоционально- волевая сфера, происходит коррекция поведения.
Важно научить детей взаимопониманию между детьми-участниками и взаимовыручке, не растеряться в непредвиденных ситуациях, быстро ориентироваться на сцене, владеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т. д.
Тесное сотрудничество с родителями помогает нам в короткие сроки создать костюмы и декорации для постановки спектакля.
Сюжетная видеосъемка, озвучивание - процесс трудоемкий и кропотливый. Для съемки придуманного сюжета требуется техническое оснащение это цифровой фотоаппарат, компьютер и программы для видеомонтажа и звукозаписи (Claymation Studio, Movie Maker, Jet Audio и т. д.). Сюжетная видеосъемка и озвучивание мультфильма в глазах ребенка подобно волшебству. Дети учатся управлять героями в движении, в ходе драматизации и озвучивании мультфильма понимают какое большое значение, имеет голос артиста, интонационная красочность и выразительность речи и движений.
Голос каждого действующего персонажа сказки записывается самостоятельно, при помощи микрофона, подбирается музыкальное сопровождение (голоса живой природы, музыка передающая настроение) и накладываются на звуковые дорожки.
При сюжетной видеосъемке юные мультипликаторы чувствуют себя настоящими постановщиками фильма, ведь они на этом этапе отвечают за то, что увидит зритель. Дети совместно с руководителем студии осуществляют покадровую съемку каждого микросюжета. При этом у детей развивается образное мышление, интеллект, широкий кругозор, воображение, самодисциплина, трудоспособность и лидерские качества.
Заключительный этап: презентация спектакля и мультфильма. Премьера для любого артиста это незабываемое волнительное событие, тем более для начинающих юных актеров. Ведь день премьеры все как в настоящем театре: составлены программа и афиша, розданы билеты, готовы сцены с декорациями, красочные костюмы и конечно же зрители.
Выступление перед публикой развивает у детей сценическую культуру, проявляются организаторские и творческие способности.
Показ мультфильма – это итог трудоемкой и увлекательной работы детей в мультипликационной студии «Пластилиновая ворона», настоящий долгожданный волнительный праздник. Дети со стороны щепетильно и продуманно анализируют себя и других, как исполнителей, как творцов образов героев. Весь результат работы в конечном итоге направлен на потребность в хорошем отношении со стороны окружающих, желание быть понятым и принятым.
На сегодняшний день детьми и педагогами созданы мультфильмы «Сказка о старом самоваре», «Страна Буквария», «Как кузнечик Кузя научился трудиться», «Что такое детский сад». Проект мультипликационной студии «Пластилиновая ворона» является обладателем серебряной медали Всероссийского конкурса инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста «Росточек: Мир спасут дети». В дальнейшем работа студии будет продолжаться, будут созданы новые мультфильмы.