Валентина Стенькина
Игровое пособие «Занимательная ромашка» как педагогический инструментарий для создания ситуации успеха дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный период детства – это тот особый этап, когда происходят изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Этот возраст характеризуется активным развитием способностей к творческому решению проблем через смекалку, творческое воображение, нестандартное мышление.
Публикация «Игровое пособие „Занимательная ромашка“ как педагогический инструментарий для создания ситуации успеха дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ромашка. Все о ромашках для детей
- Ромашка. Игры, дидактические пособия с ромашками
- Ромашка. Конспекты занятий
- Темочки
ГБОУ СОШ СПДС «Золотой ключик» является региональной инновационной площадкой по теме: «Модель развития личностного потенциала дошкольников «Успех каждого ребенка». Ситуация успеха с психологической точки зрения – это переживание радости, удовлетворения от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел [3]. С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий и продуманной стратегии и тактики педагога, при которых для детей создается возможность достичь значительных запрограммированных результатов в деятельности [4].
В рамках реализации Федерального национального проекта «Успех каждого ребенка» деятельность педагогов должна быть направлена на: создание комфортной среды для ребенка; погружение каждого ребенка в творческий процесс, опора на внутреннюю мотивацию, постепенный переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным действиям.
Основным видом деятельности ребенка является игра и для ее развития воспитателю необходим поиск новых методик и средств, связанных как с оптимизацией организации воспитательно-образовательного процесса, так и с формированием и коррекцией различных социальных типов взаимоотношений в детском коллективе. Воспитатели детского сада «Золотой ключик» основным средством работы с детьми рассматривают педагогический поиск, в образовательном процессе акцентируют внимание на создании условий для развития личностных качеств дошкольников через применение технологии ТРИЗ, которая как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет системно решать задачи дошкольного образования в соответствии с требованиями современного общества и семьи. Кредо воспитателей: педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.
Игротека «Волшебная ромашка» активно используется многими воспитателями ДОО с самыми разнообразными целями: развитие нравственных качеств, стремление найти выход из затруднительного положения; в экологическом воспитании; создание условий для эмоционального благополучия ребёнка.
На основе интеграции технологии ТРИЗ и возможностей идей игротеки «Волшебная ромашка» в детском саду «Золотой ключик» было создано авторское игровое пособие для воспитателей ДОО «Занимательная ромашка». С целью эффективного использования игрового пособия «Занимательная ромашка» был разработан комплекс игр различной направленности, который оформлен как картотека.
Основные задачи игрового пособия «Занимательная ромашка» - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Картотека игр в пособии «Занимательная ромашка» представлена комплексом развивающих игр и игровых обучающих ситуаций, которые оформлены в соответствии с технологическими картами [1,5]. Каждая игра обозначается схематическим знаком (значок и цвет). такие же знаки спрятаны в книжках. Условное обозначение находится на соответствующей игре и соответствует обозначению в специально разработанных пособиях- книжках. Лепестки ромашки с обратной стороны разных цветов, каждый из которых соответствует определё нной области: модель мышления, причинно-следственные связи, вопросы, признаки, волшебники, анализаторы. Каждый лепесток «ромашки» содержит разнообразные задания, такие как логические задачи, загадки, игры на развитие воображения, аукцион, юмористические задачи и. т. д. Игры рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста.
«Занимательная ромашка» для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Дети с помощью значка и цвета свободно находят нужную им игру. Они подходят к игротеке, крутят ромашку и вместе говорят : «Крутись, вертись передо мной остановись». Ребята отрывают один лепесток, узнают цвет книжки, открывают её, находят игру и начинают играть. Основным рабочим механизмом данной разработки служит алгоритм решения игровых задач, по четким логическим этапам: первоначальная формулировка задачи; определяются имеющиеся ресурсы; анализируются противоречия (если они есть); предлагаются свои варианты ответов; при необходимости корректируются детьми или воспитателем.
Игры «Волшебный волчок», «Рыбалка» направлены на развитие умений задавать вопросы различной направленности, учит использовать в вопросе свойства признака. Игра «Три королевы» (2 варианта игры) упражняет детей в классификации объектов окружающего мира на рукотворный и природный: живой и неживой природы и объяснить основания такого выбора. Игротека содержит более 70 игр. Данная разработка пользуется большой популярностью у детей. Для них эти игры плацдарм для тренировки интеллекта, развития речи, развития творческих способностей, а также для активного изучения, осмысления и преобразования окружающего мира.
Игровое пособие «Занимательная ромашка» может быть применяться в специально-организованной (индивидуальной или групповой) деятельности воспитателя с детьми дошкольного возраста, а также как компонент эмоционально-развивающей среды в группе (уголок релаксации, оно может быть использовано как в непосредственной образовательной деятельности для решения задач в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» : создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого; в образовательных областях «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» : расширяется диапазон воображения, стимулируется его развитие; развитие мышления, речи, воображения и творчества. Содержание работы воспитателя по данному пособию ориентировано на создание не только предметно-развивающей, но и эмоционально-развивающей среды в группе, опираясь на следующие условия: эмоционально-благоприятная позиция воспитателя; обеспечение эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения в уголке «релаксации».
Комплекс развивающих игр игрового пособия «Занимательная ромашка» может служить в качестве дополнительного развивающего и образовательного пространства, места для проведения занятий с дошкольниками и реализации различных парциальных программ.
Применение игрового пособия «Занимательная ромашка» в практике воспитателя ДОО позволит решать задачи ФГОС ДО, расширить жизненное пространство детей, развивать познавательные способности и приобретать опыт общения со сверстниками, что является залогом успеха ребенка.
Литература:
1. Зайцев В. В. Программа «Математика для дошкольников». М., 2014.
2. «Давайте поиграем!» тренинговые занятия по ознакомлению с окружающим миром и социальными отношениями для детей 5-7 лет т под редакцией И. А. Позухиной, М. ,2012.
3. Диденко И. А. Повышение личностного потенциала ребёнка // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.).
4. Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста «Я, ты, мы». М. 2013.
5. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Программа «Логика и математика для дошкольников». М., 2012.