Елена Лякишева
Коррекционное пособие: альбом «Занимательная гимнастика для глаз» для детей 3–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Исходные теоретические положения по вопросам компенсации и коррекции нарушенных функций, изучения ведущей роли обучения и воспитания в развитии ребенка с ОВЗ были разработаны Л. С. Выготским, Т. А. Власовой и др.
Под коррекционно-педагогической работой понимается «система мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания, направленных на развитие процессов компенсации, преодоление, устранение недостатков познавательной деятельности, черт личности, физического развития и двигательных способностей детей с нарушением зрения».
Публикация «Коррекционное пособие: альбом „Занимательная гимнастика для глаз“ для детей 3–7 лет» размещена в разделах
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2021
Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности на занятиях, введения физкультминуток. Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение зрения, является зрительная гимнастика.
Занятия строятся дифференцированно, соответственно возрасту детей, составу нарушенных функций, особенностей восприятия учебного материала.
Сенсорное и физическое воспитание – основа коррекционной работы, поэтому дидактические и подвижные игры с определением коррекционных задач планируются чаще, чем в обычных группах, часто на прогулке. Подбираются яркие, красивые материалы, способствующие развитию зрительного внимания, восприятия.
Л. П. Ковалева в статье, входящий в хрестоматию «Организация коррекционной работы с детьми с нарушением зрения» (Орел, 2007 г., указывает приемы обучения целенаправленному восприятию:
1. Узнавание объектов на расстоянии. Выделение признаков узнавания.
2. Приближение к объекту (дополнительные признаки).
3. Обводка объекта (указкой, рукой, глазами, мысленно с закрытыми глазами).
4. Соединение объектов дорожкой
5. Лабиринты (развитие целенаправленной ориентировки) воспитывают интересы и внимание.
Специальные пособия помогают детям в ненавязчивой форме овладеть необходимыми сенсорными умениями. Задачи сенсорного воспитания решаются через обогащение чувственного опыта дошкольников в условиях зрительной депривации.
Пособие «Занимательная гимнастика для глаз» было создано мною для
индивидуальной работы с детьми.
Первое пособие не имело тематической направленности.
Второй альбом я подготовила во время проведения проекта «Маленькая
страна насекомых».
Цель: индивидуальная работа с детьми по коррекции зрительных функций
для обогащения сенсорного опыта.
Задачи: - способствовать коррекции зрительных функций;
- обучать целенаправленному восприятию;
- расширять общий кругозор;
- развивать сенсорные навыки и умения;
- развивать речь детей;
- воспитывать положительное отношение к коррекционной работе
через интересные и занимательные ее формы.
Оборудование: два альбома с красочными и контрастными изображениями,
содержание каждого – коррекционное упражнение.
Некоторые страницы альбома можно повернуть, изменив угол
зрения, для выполнения другого задания.
Возможно использование счетной палочки для выполнения
упражнения.
Правила выполнения упражнений.
Ребенку предлагают рассмотреть картинку. При необходимости поясняется
сюжет. Далее озвучивается задание. Ребенок его выполняет.
3-5 лет.
Ребенок выполняет задания с малым оговариванием своих действий,
и с помощью воспитателя, если она нужна.
Не рассматриваются сложные лабиринты и картинки-путаницы.
6-7 лет.
Ребенок выполняет задания, оговаривая все свои действия, с небольшой
помощью воспитателя, если она нужна.
Рассматриваются все картинки.
Предлагаю рассмотреть некоторые страницы альбомов с указанием
заданий к ним.
Выполняйте зрительную гимнастику вместе с детьми.
1. Покажи всех бабочек. Покажи всех жучков.
Найди одинаковых бабочек.
2. Проследи глазами, куда ползет жук.
Поворачиваем страницу – диагональ в другом направлении.
1. Назови, кто это? Кто летает, прыгает, плавает.?
2. Кого ты видишь на картинке? Покажи и назови (посчитай).
1. Насекомые собрались в кружок, готовятся к танцам.
Кто с кем будет танцевать, показано линиями.
Назови, кто с кем будет танцевать?
2. Найди пару для танцев каждому насекомому.
1. Пчелка летит с цветка на цветок. Проследи взглядом ее полет,
называй направление.
2. Подобное задание.
1. Рассмотри бабочек, найди 2-е одинаковых.
Найди бабочку, которая летит вниз.
2. Кого ты видишь на картинке? Сколько их?
1. Найди всех жучков, всех бабочек.
2. Проследи глазами, куда летит бабочка?
Куда ползет жук?
1. Покажи, как ползет жук?
Как летит бабочка?
2. Помоги жуку добраться до листочка.
1. Покажи бабочек, которые летят вправо (влево).
Поворачиваем страницу – вверх, вниз.
2. Кого ты видишь на картинке? Сколько их?
1. Кто и куда спрятался на полянке?
2. Проследи глазами, как ползет гусеница?
1. Помоги пауку добраться до комара.
2. На какой цветок прилетит какая бабочка?
1. Найди в каждом ряду одинаковых насекомых.
2. Подобное задание.
1. Покажи дорожку тигра к ослику и ослика к тигру.
2. Найди одинаковых зверей.
1. Назови, что ты видишь? Сколько чего?
2. Смотри на черную точку. Какие предметы ты видишь
боковым зрением?
1. Кого ты видишь на картинке? Сколько их?
2. Найди одинаковых животных, назови их.
1. Найди одинаковые предметы в разных изображениях.
Назови их.
2. Звери гуляют. Покажи дорожку, назови зверей.
1. Покажи, как шли Смурфики.
2. Покажи, как поезд идет на вокзал.
1. Перед тобой небо и созвездия звезд. Нарисуй глазами
каждое созвездие от звезды к звезде.
2. Кто что любит есть?
1. Перед тобой снежная карусель.
Проследи глазами за маленькими и большими снежинками.
2. Как машины приехали в гаражи?
Для гимнастики достаточно рассмотреть 2-3 картинки в зависимости
от сложности задания.
Спасибо за внимание.