Папки-передвижки

Инновационные формы организации методической работы в ДОУ

Лена Лысова
Инновационные формы организации методической работы в ДОУ

Инновационные формы организации методической работы в ДОУ

Старший воспитатель МБДОУ «Д/с №18»

Лысова Елена Николаевна

Условия развития современной образовательной организации таковы, что основным конкурентным преимуществом и главным стратегическим ресур-сом образовательного учреждения являются люди. Разработчики Федераль-ного государственного образовательного стандарта дошкольного образова-ния главным условием перехода на стандарт называют кадровые условия.

Публикация «Инновационные формы организации методической работы в ДОУ» размещена в разделах

Современным обществом востребован педагог, владеющий профессиональ-ными и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессио-нальными умениями и навыками, компетенциями.

Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готов-ностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению сво-его педагогического мастерства призвана специально организованная мето-дическая работа.

Особая роль методической работы проявляется в активизации человеческо-го фактора - личности и творческой деятельности педагогов. Поэтому глав-ные ориентиры методической работы в настоящее время - управляемый каче-ственный рост профессионального мастерства каждого педагога, рост инте-грационных возможностей всего коллектива ДОУ.

Повышение эффективности методической деятельности необходимо для достижения результативности образовательной деятельности педагога. Ис-пользуя различные формы работы с педагогическими кадрами, можно обес-печивать непрерывность образования педагогов дошкольных учреждений.

Разнообразие форм методической работы определяется сложностью стоя-щих перед ней целей, многоликостью конкретных условий, в которых нахо-дятся дошкольные образовательные учреждения.

Традиционные организационные формы такой работы, такие, как педагоги-ческий совет, семинар, практикум, консультирование, давно известны всем, кто имеет представление о методической работе.

Традиционные формы методической работы, в которых главное место отво-дилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эф-фективности и недостаточной обратной связи.

Именно поэтому сегодня возникает необходимость использовать новые, ак-тивные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в дея-тельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Формы методической работы определяются с учетом деятельностного под-хода в обучении педагогов.

В педагогической литературе организационные формы методической работы классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные, по степени активности участников (пассивные, активные, интерактивные).

Пассивные формы работы ориентированы в большой степени на репродук-тивную деятельность, опираются на зону актуального развития педагогов. Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую дея-тельность педагогов, ориентированы на зону ближайшего развития педаго-

гов. Интерактивные формы предполагают создание нового образователь-ного продукта в процессе взаимодействия вовлеченных в образовательный процесс субъектов.

По классификации, предложенной С. Г. Молчановым, формы методической работы делятся на :

1) Репродуктивные.

2) Репродуктивно-эвристические.

3) Эвристические.

4)Эвристико-продуктивные.

5) Продуктивные

Самыми эффективными и действенными, как показывает практика, являют-ся интерактивные организационные формы работы с педагогическим кол-лективом.

Интерактивные формы предполагают интенсивную обратную связь, ак-тивность со стороны всех участников.

И если на ваши плечи легла такая важная часть работы, как организация ме-тодической работы, то знание принципов организации интерактивных форм такого взаимодействия, будет гарантировать успех на всех этапах этой рабо-ты.

Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсу-ждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов.

К интерактивным организационным формам работы с педагогическим кол-лективом относятся:

- традиционные, - инновационные,

- новейшие.

Кроме того, интерактивное обучение обеспечивает создание атмосферы, снимающей у взрослых напряженность и тревожность в связи с включением в образовательную деятельность, раскрывает новые возможности, является необходимым условием для становления компетентностей.

Первая эффективная интерактивная форма, введенная в работу с педагогами ДОУ – тренинг.

ТРЕНИНГ: Тренинг – слово английское – специальный, тренировочный ре-жим.

Тренинг - запланированный процесс, задачей которого является форми-рование или пополнение теоретических знаний и практических навыков пе-дагогов, формирование или выяснения отношения участников учебно-воспитательного процесса к определенной идее с целью ее изменения или обновления.

СЕМИНАР - форма научно-методической работы с педагогическими кад-рами, направленная на повышение их квалификации в процессе обсуждения проблемных вопросов, докладов, выступлений, посещенных учебно-воспитательных мероприятий.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РИНГ: ориентирует педагогов на изучение новей-ших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических

проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, разви-вает находчивость. Педагогический ринг предполагает атаковать соперника вопросами, на которые должен быть оперативно дан ответ. Вопросы может задавать и ведущий игры. Содержание вопросов может относиться к одной или разным проблемам, в зависимости от цели его проведения.

РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. строятся на экспромт - методе активизации педагогического познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родителями, коллегами. Предлагается ситуации, из ко-торой предлагаются способы выхода. Например, ребенок сообщает педагогу, что мама и папа разошлись, и у него теперь будет новый папа. Какой может быть реакция педагога? Несомненно, педагогическая ситуация - совокуп-ность условий и обстоятельств, требующих быстрого принятия педагогиче-ски правильного решения.

«СУДЕБНОЕ ЗАСЕДАНИЕ» - обсуждение, имитирующее судебное разби-рательство (слушание дела). «Слушается дело о нарушении педагогической этики». Старший воспитатель выступает в роли обвинителя, заведующая – судья, один из педагогов защитник, воспитатели – свидетели. Свидетели со-общают о фактах нарушений, каждый факт обсуждается.

КРУГЛЫЙ СТОЛ ТЕХНИКА «АКВАРИУМА» - форма диалога, когда пе-дагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум».

Что дает эта форма педагогам? Возможность увидеть своих коллег со стороны, то есть увидеть как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль и какие доказательства своей правоты приводят и так далее.

ДЕЛОВАЯ ИГРА - это форма совершенствования развития, восприятие лучшего опыта, утверждения себя как педагога во многих педагогических си-туациях. Эффективна в том случае, если педагоги имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре. Деловая игра предполагает большую предварительную работу, в которой педагоги получают необходимые знания через различные формы, методы и средства : наглядную агитацию, тематиче-ские выставки, консультации, беседы, обсуждения. Если такая предваритель-ная работа не проведена, то целесообразно деловую игру запланировать как часть мероприятия, отведенного на закрепление полученных знаний по про-блеме.

ДИСКУССИОННЫЕ КАЧЕЛИ (разновидность дискуссии) : аудитория де-лится на группы (2 и более). Каждая группа защищает противоположные мнения по одной проблеме.

«МОЗГОВАЯ АТАКА (МОЗГОВОЙ ШТУРМ)». краткосрочное разовое объединение группы педагогов с целью овладения конкретной методической идеей, приемом или задачей поиска новых путей решения сложной учебно-методической проблемы. Группа из нескольких человек активно обсуждает и решает проблему; лидер группы озвучивает общее решение.

БАНК ИДЕЙ - это рациональный способ коллективного решения проблем ОО.

МАСТЕР – КЛАСС (ПРАКТИКУМ). Его основная цель – знакомство с пе-дагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ «АТЕЛЬЕ» : педагог – мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно – образовательной системы и прак-тическими рекомендациями по ее реализации.

«КИНОШКОЛА» : педагог показывает заранее подготовленные видеозаписи одного из видов детской деятельности (например, игровой). Показ без ком-ментариев. По данным педагогом критериям коллеги оценивают уровень раз-вития детской деятельности.

ТВОРЧЕСКИЙ ЧАС - работа небольшими коллективами, где разраба-тываются методические рекомендации, модели анализа литературного или музыкального произведения, план - схемы поиска «клада», внедряются новые техники и технологии.

ВЫСТАВКИ – ЯРМАРКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ: публичное пред-ставление лучших образцов профессиональной деятельности. Грамотно под-готовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и само-образованию. Поэтому основной результат выставки-ярмарки - профессио-нально-личностный рост педагогов ОО. Благодаря этой форме работы с педа-гогами создаются условия для публичного представления лучших образцов профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами.

АУКЦИОН - форма творческой «купли-продажи» педагогических идей, мыслей, изобретений с целью усвоения определенных понятий по опреде-ленной теме, проблеме, конкретному предмету; распространение творческих идей педагогов-практиков, опыта их работы по определенной проблеме, дру-гих педагогических и методических находок.

КРУЖКИ КАЧЕСТВА организуются по инициативе администрации, с учетом делегирования полномочий. Ведущий метод - «мозговая атака» или «мозговой штурм». Обязательным условием при организации кружка являет-ся наличие педагога, способного обучать коллег без помощи администрации.

КОУЧИНГ – СЕССИЯ: интерактивное общение. Развивающее консульти-рование, дискуссия (вопрос – ответ). Педагог не получает советов и рекомен-даций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем. В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффек-тивности.

Коучинг в педагогике подразумевает, что один из педагогов берёт на себя роль коучера (наставника) и проводит коучинг-сессию с другими педагогами. Коучинг-сессия – это диалог. Задавая вопросы, коуч помогает сфокусировать внимание педагога на истинной цели в работе, увидеть желаемый результат. Коучинг не зря называют «терапией успеха». Это – нечто среднее между психологической помощью и профессиональным тренингом. Вести коучинг-сессию, конечно же, должен успешный и опытный член педагогического коллектива.

Это – удивительная смесь задушевной психотерапии, горячего обсуждения, высказывания идей в духе мозгового штурма и рассказов о личных историях педагогического успеха. И не обязательно изучать особенности коучинга, чтобы стать успешным коучером от педагогики: достаточно вжиться в роль доброжелательного наставника, готового выслушать и поделиться опытом.

КВИК – НАСТРОЙКА: индивидуальное обучение и настройка от профес-сионалов на успешную работу :

-Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь!

-Вы самые лучшие и красивые!

-Чем дольше Вы работаете, тем дороже Вас ценят.

-Нет лучше любимой работы : стареть не дает.

-Трудности закаляют на пути к счастью.

Работая в коллективе, важно знать его психологический климат, эмо-циональное состояние педагогов, уровень профессионального и личностного развития.

КЕЙС – МЕТОД : неигровой метод анализа и решения ситуаций. Где педаго-ги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики.

Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование уме-ний есть результат активной самостоятельной деятельности педагогов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овла-дение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие твор-ческих способностей.

В каждом ДОУ складываются свои традиции, своя система работы с мо-

лодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые

в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста.

В нашем учреждении используются следующие формы работы :

Консультация - парадокс или консультация с запланированными

ошибками. (3)

Цель такой консультации – привлечь педагогов к наиболее сложным аспек-там излагаемой темы, повысить их активность, побудить размышлять, анали-зировать. В начале такой консультации старший воспитатель объявляет, что

в изложении будет допущено определенное количество ошибок и предлагает фиксировать правильные и неправильные положения консультации. После изложения темы проводится работа над ошибками.

Традиционной стала работа "Школы педагогического опыта". Коллеги-ально отбирается проблема, которая прорабатывается в ходе заседаний. Ре-зультатом являются коллективно разработанные рекомендации, перспектив-ные планы, технологические карты, конспекты и т. п.

Эффективно проходят занятия в "Школе молодого педагога", где исполь-зуется многообразие методов работы с начинающими воспитателями.

Для выявления и обобщения педагогического опыта организуем педагоги-ческие чтения. Педагоги делают краткие сообщения, сопровождая их де-монстрацией наработанного практического материала, который может быть представлен в виде выставки авторских пособий, фоторепортажей, слайд-

презентаций. Каждый доклад обязательно обсуждается всем педагогическим коллективом.

В нашем учреждении созданы определённые условия для профессионально-го роста педагога путем самообразования. Выбор темы по самообразованию определяется с учетом индивидуального опыта и профессионального мастер-ства каждого воспитателя. Очень важно чтобы тема была связана с приори-тетным направлением деятельности ДОУ. Это позволяет педагогам решить совместно задачи ДОУ (общие) и задачи самообразования (частные). После определения проблемы, темы по самообразованию каждым педагогом со-ставляется план работы. Педагогу важно собирать, накапливать факты, выво-ды. Ими они могут воспользоваться на семинарах, советах педагогов, участ-вовать в дискуссиях, конкурсах и т. д, т. е. на мероприятиях, позволяющих предоставить практическую реализацию темы по самообразованию.

Активно используются деловые игры.

Имитационные игры. В них педагоги имитируют свою деятельность на занятии, прогулке, в игре, т. е. как бы руководят этими процессами, но с во-ображаемыми детьми, отрабатывают методику проведения какого-либо про-цесса, вида детской деятельности. В нашем учреждении имитационные игры хорошо себя зарекомендовали при проведении школы молодого педагога, на семинарах-практикумах по оздоровлению детей.

Метод инсценировки. Он предполагает принятие на себя роли какого-либо участника педагогического процесса и действие в соответствии с этой ролью, проявляя при этом знание педагогики, психологии и методики, то есть весь свой педагогический арсенал. В этих играх может быть отработано поведе-ние педагога в определенных ситуациях: беседа с родителями, разрешение конфликта между детьми и т. д.

Активно используем традиционные открытые просмотры, причем на практике сложились следующие варианты с условными названиями:

"Скорая помощь"

Это организация по заявкам педагогов открытых показов различных форм работы с дошкольниками, которые проходят адресно, т. е. на них оказывается помощь тем воспитателям, кто в ней нуждается.

"А что у вас?"

Взаимопросмотры с целью изучения и анализа состояния какого-либо во-проса, одной из образовательных областей; коллективные наблюдения за реализацией рекомендаций педсоветов, семинаров.

"Обучающие занятия".

Суть этого открытого просмотра в том, что коллеги присутствуют не как наблюдатели, а как соучастники. Для этого педагог сначала знакомит с про-ектом будущей образовательной деятельности (поставленные задачи, средст-ва решения, возможности детей и т. п.). После просмотра проходит самоана-лиз воспитателя (что удалось реализовать, причины, эффективность:) и кол-лективное обсуждение.

"Творческие достижения педагогов".

Демонстрируются достижения каждого педагога по итогам работы, обозна-чаются перспективы и формулируются проблемы, требующие решения в бу-дущем году.

Одна из форм по передаче педагогического опыта, системы работы, автор-ских находок - мастер-класс. Его проводят педагоги с высшей категорией, так как важно не только умело показать работу с детьми, но и обсудить с коллегами полученные результаты, рассказать о том, при помощи каких ме-тодов и приемов они были достигнуты. Обычно это проходит в форме круг-лого стола, на котором обсуждаются актуальные вопросы, и все участники активно высказываются.

Конкурсы и фестивали - являются содержательными формами работы, они активизируют педагогов, помогают систематизировать результаты деятель-ности, повышают самооценку профессиональной компетентности и готов-ность к педагогическому творчеству.

Коллективному выделению проблем и совместному решению задач способ-ствуют методические мероприятия в форме защиты проекта.

Широко в нашем учреждении используются игровые приемы как часть методического мероприятия.

Дотошный педагог - каждому педагогу предлагается составить список вопросов по выбранной теме, побеждает тот, чей список логичнее и длиннее. На педсовете «презентация форм и методов работы с детьми и родителями по охране прав детей» педагогам предлагалось представить себя в роли методи-ста отдела образования и составить список вопросов для проверки системы работы по правовому воспитанию в ДОУ. (3)

«Педагогический салат» - на столе находится салатница. Педагоги, пред-ставляя идею по вопросам воспитания и образования детей, опускают в са-латницу жетон, символизирующий идею. Затем жетоны перемешиваются, получается «салат», рецепт записывается и выбирается оптимальное реше-ние. (5)

Практика работы в ДОУ доказывает преимущество использования интерак-тивных форм работы. При систематическом групповом взаимодействии у пе-дагогов формируется культура общения, независимое мышление. Творчески организованная методическая работа обеспечивает профессиональный рост педагогов, нацеливает на использование своих знаний в конкретных ситуа-циях и помогает провести самоанализ деятельности.

Важно и то, что поддерживается благоприятный психологический климат в коллективе, и на основе общей методической работы создается содружество единомышленников, система методической работы начинает двигаться впе-

ред с ускорением, постепенно становясь саморазвивающейся системой. Пе-речисленные формы методической работы способствуют созданию "педаго-гически грамотной команды", предполагают активное использование воз-можностей каждого п

Публикации по теме:

Выбор цели при организации методической работы в ДОУ Еще Иманцуми сказал: «Плохой хозяин растит сорняк, Хороший выращивает рис, Умный, культивирует почву, дальновидный хозяин воспитывает работника.

Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка.

Инновационные формы работы с родителями  «Гость группы»Инновационные формы работы с родителями  «Гость группы» Инновационные формы работы с родителями - "Гость группы" В своей работе, мы используем инновационные формы работы с родителями, такую.

Инновационные формы работы с родителями в ДОО: цели и задачи 1 слайд Инновационные формы работы с родителями в ДОО Роза Симонова 2 слайд Цель: разнообразить подходы к организации взаимодействия ДОО.

Инновационные формы взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного.

Консультация для воспитателей «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ» «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ» Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка.

Презентация «Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ» Слайд 1 МБДОУ «Детский сад № 9 г. Льгова» «Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ» Подготовила: Одинцова Татьяна Ивановна.

Семинар-практикум на тему «Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС» Семинар-практикум на тему: «Инновационные формы работы с родителями по экологическому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС». Цель: повышение.

Вовлечение родителей непосредственно в образовательный процесс инновационные подходы и формы организации работы Вовлечение родителей непосредственно в образовательный процесс: инновационные подходы и формы организации работы Старший воспитатель Кириченко.

Выступление из личного опыта работы «Инновационные формы работы с семьей в условиях ФГОС ДО» Инновационные формы работы с семьей]в условиях ФГОС ДОСемья всегда была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Инновационные формы организации методической работы в ДОУ
Опубликовано: 6 марта 2018 в 21:31
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД