Приложение МААМ

Использование творческих заданий в развитии креативных способностей детей дошкольного возраста

Ольга Щербакова
Использование творческих заданий в развитии креативных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Использование творческих заданий в развитии креативных способностей детей дошкольного возраста»

Какие они будут, наши дети!

Ведь все это зависит лишь от нас,

И на пороге будущих столетий

Быть может, они будут лучше нас.

А. Шершунович, Т. Чукасова

Зачатки различных творческих способностей заложены практически у всех детей. Однако, не получив нужного развития, они так и остаются в зародышевом состоянии.

Публикация «Использование творческих заданий в развитии креативных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Важно понять, что нас сегодня не устраивает в традиционных формах обучения и воспитания ребенка. Считается: при традиционных подходах формируется искусственный социум, в котором дети с разным уровнем знаний, разными темпераментами и жизненными ритмами воспитываются в одной системе, выполняют одни и те же задания. Работа по старым стереотипам напоминает своеобразный конвейер, в котором всех детей воспитывают максимально похожими, ориентируясь на среднего стандартного ребенка. Традиционные подходы практически лишают ребенка возможности выбора, формируя, таким образом, не творца, а потребителя.

В современном же мире очень важно уметь не только усваивать определенные знания, но и оперировать ими, применять их в решении как жизненных, так и профессиональных проблем, мыслить творчески, креативно. И основы этой способности нужно закладывать в дошкольном возрасте.

Вот почему в развития ребенка дошкольного возраста, как одна из приоритетных линий развития заявлена креативность.

Сегодня развитие креативности, как способности к творчеству, приобретает особенную значимость, потому что она становится приоритетной линией развития дошкольника, как базовое качество личности, ее ядро, центральная характеристика. Она четкой линией прослеживается в сферах жизнедеятельности, во всех возрастных группах и реализуется через творческую форму активности.

Чтобы ребенок проявлял творческую активность, следует в первую очередь с доверием отнестись к его природной склонности действовать на собственное усмотрение. Воспринимать жизненные впечатления, полагаясь на собственный ум.

Что же такое «креативность»? Это слово не так давно влилось в наш словарный запас. Термин «креативность» происходит от английского слова create - создавать.

Креативность дошкольника - готовность к непредсказуемым решениям, любознательность, способность к комментированию процесса и результата деятельности, мотивация достижений, развитое воображение, а также способность к созданию творческого образа, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.

Еще одно определение креативного развития дошкольника - это обогащение практического и теоретического опыта, предоставление возможности самоопределиться, проявлять творческую инициативу, осуществлять самостоятельный выбор, лично принимать решение, варьировать содержание и формы выполнения заданий, поощрять стремление исследовать, экспериментировать, воспитывать потребность в новых впечатлениях.

Креативность - это творчество без вмешательства взрослых. У каждого ребенка есть врожденные задатки, то, что дано от Бога, от природы. Это нейрофизиологические задатки, которые обеспечивают его творческую активность.

Наряду с понятием «креативность» употребляется и понятие «творчество».

По толковому словарю творчество – это человеческая деятельность, в процессе которой личность, удовлетворяя потребности в реализации своих способностей, создает духовные, материальные ценности, новые знания, объекты, схемы поведения, делает собственные «открытия».

Креативность достигает пика в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также растет в первые три года обучения в школе; снижается на протяжении следующихгода - двух и затем получает новый толчок, возможно, в связи с повышением уровня физического развития.

Креативность неоднозначно зависит от образования. Большинство детей теряет свою спонтанную смелость, когда они становятся «окультуренными».

Период жизни человека от 2,5 до 7 лет психологи называют вторым возрастом вопросов (первый возраст – от 1 года до 2,5 лет). На конец этого периода наблюдается «пик любознательности» - наибольшее количество вопросов в речи детей, после чего отмечается спад.

Основными показателями творческих способностей является разнообразие интересов, независимость ребенка, скорость и гибкость мышления, оригинальность, любознательность, настойчивость, точность и смелость.

Скорость мышления - количество идей, которые возникают за единицу времени.

Гибкость мышления - способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую; видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом.

Гибкость - это хорошо развитой навык переноса (транспозиции). Она обеспечивает умение легко переходить от одного класса явлений, которые изучаются, к другому, преодолевать фиксированность методов решения, своевременно отказываться от скомпрометированной гипотезы, быть готовым к интеллектуальному риску и к парадоксам.

Оригинальность - способность к генерации идей, которые отличаются от общепринятых, к парадоксальным, неожиданным решениям. Она связана с целостным виденьем всех связей и зависимостей, незаметных во время последовательного логического анализа.

Любознательность - способность удивляться; открытость и интерес к новому.

Смелость - способность принимать решение в ситуациях неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.

Развитие творческой активности дошкольников требует внедрения в воспитательный процесс форм и методов обучения, которые в значительной мере могли бы обеспечить формирование творческого мышления, проблемного виденья, фантазии и воображения дошкольников. Стимулирование познавательной активности, поиск нового в обычном, осознание и усвоение материала через постановку вопроса, формирование умений прогнозировать последствия принятых решений.

Для широкой практики творческого поиска и реализации творческих замыслов необходима организация разнообразных видов деятельности, создание развивающей среды, что будет побуждать детей к творчеству, стимулирование творческих проявлений, индивидуального стиля детей и определение перспектив каждого ребенка в позитивном росте познавательной активности в разнообразных видах деятельности.

Хороший творческий опыт дети приобретают во время использования в учебно-воспитательной работе дидактических, сюжетно-ролевых, развивающих игр, логических заданий. Активизирует познавательную, творческую деятельность детей использование элементов инновационных технологий: «Логика мира», «Сказочные лабиринты» Воскобовича, развивающие кубики Никитина, ТРИЗ, сказкотерапия.

Также предоставляют широкий спектр для творческих проявлений у дошкольников изобразительная и опытно-исследовательская деятельности. На занятиях часто используются нетрадиционные, современные формы изодеятельности. Дети вовлекаются в отображение в художественной форме своих представлений, чувств, мыслей, фантазий. Предлагаются такие темы, как изобразить загадку, пословицу; нарисовать и необычно раскрасить не существующих в природе животных, птиц, насекомых, рыб; использование разных нетрадиционных форм рисования (ладошками, пальчиками, предметами) и разнообразными способами.

Если старший дошкольник часто, легко и охотно продумывает конструктивные идеи; способен самостоятельно их апробировать и применить; как правило, анализирует свои действия, прогнозирует вероятность их последствий; избегает однообразного манипулирования, разнообразит поиски способов решения; никогда не бросает начатое на полдороге, преимущественно самостоятельно преодолевает трудности; умеет взвешенно рисковать, удачно использовать разную информацию и добывать новую; принимает самостоятельные решения в неопределенных ситуациях; реалистично оценивает результат своей деятельности, объективно определяет, каких усилий это ему стоило (было тяжело или нет); стремится проявить оригинальность, можно считать, что у такого ребенка развиты креативные способности.

Для самостоятельного изучения

Предложены следующие методы и приемы развития креативности :

• Новые, нестандартные пути использования предметов.

• Объединить, разъединить (предметы, явления).

• Выдвинуть как можно больше идей для решения конкретной проблемы.

Использовать фантазию, шутки, юмор для решения конкретного вопроса.

• Внести изменения в уже готовое, изменить предметы по цвету, содержанию, форме.

• Представить., почувствовать на ощупь., вкус.

• Вообразить себя, или кого-то объектом природы, предметом, любым другим объектом.

• Оживить слово.

• Поставить как можно больше вопросов.

• Представить себя волшебником.

• Закончить предложение (разные варианты).

• Придумать нового зверя, игрушку, предмет, игру, слово.

• Рассказать сказку наоборот, изменить ход сказки, придумать новое название.

• Соединяем несовместимое (несуществующее животное) - нарисовать.

Рисуем понятие: красота, любовь, добро, злость, гнев, честность, грусть.

Использование метода аналогии.

• Ролевые игры, игры-драматизации.

• Цветные кляксы.

• Дорисовывание фигур.

• Аутотренинг.

• Фантастическая азбука.

• ТРИЗ. Игра "Данетки" ("Хорошо или плохо")

• Релаксация.

Кроме этого можно использовать :

• Употребление метафор, перенос свойств одного предмета (явления) на другие

• Подобрать синонимы-антонимы (похожее-отличное);

• Принять участие в дискуссии;

• Провести несложное исследование, опыт;

• Изменить внешность;

• Придумать своё название известной картине, сказке, стихотворению.

Если старший дошкольник часто, легко и охотно продумывает конструктивные идеи; способен самостоятельно их апробировать и применить; как правило, анализирует свои действия, прогнозирует вероятность их последствий; избегает однообразного манипулирования, разнообразит поиски способов решения; никогда не бросает начатое на полдороге, преимущественно самостоятельно преодолевает трудности; умеет взвешенно рисковать, удачно использовать разную информацию и добывать новую; принимает самостоятельные решения в неопределенных ситуациях; реалистично оценивает результат своей деятельности, объективно определяет, каких усилий это ему стоило (было тяжело или нет); стремится проявить оригинальность, можно считать, что у такого ребенка развиты креативные способности.

Показателями сформированности у дошкольника креативностиявляются :

• чувствительность к проблемам, готовность их решать собственными силами; открытость новым идеям, интерес к неизвестному;

• склонность разрушать или изменять стереотипы, отказываться от шаблонов, отходить от образцов;

• возможность выходить за рамки заданной другими ситуации;

• скорость аналогий, противопоставлений, ассоциаций;

• обостренное восприятие неточностей, недостатков, отклонений, необычности, сложности;

• умение увидеть проблему с разных точек зрения;

• умение вносить что-то новое, выдавать оригинальные идеи, решать новые задания, достигать необычных результатов;

• поисково-преобразующее отношение к действительности;

• высокая познавательная активность; любознательность; умение быстро переходить от одного способа решения к другому; переключаться;переконструировать элементы в новых комбинациях;

• остроумие, чувство юмора, интерес к парадоксам;

• смелость и независимость суждений; способность к постановке собственной цели;

• объективность суждений, беспристрастие оценок;

• самокритичность, способность посмеяться над собой;

использование разных форм доказательств;

• умение замечать связи между признаками, формально между собой не связанными;

способность воспринимать объекты комплексно, целостно, выделять в них главное, существенное, открывать потенциальное;

развитое воображение, метафора (создание фантастических идей);

• умение удивляться;

способность прогнозировать, предусматривать, выдвигать гипотезы, делать предположения;

• ориентация на высокие стандарты качества, идеальные эталоны.

• 1. Упражнения - приветствия

• Упражнение "Знакомство".

• Упражнение "Комплимент тем, кто рядом. "

• Упражнение "Поприветствуем друг друга!"

• Упражнение "Пожелания".

• Упражнение "Я очень рада тебя видеть, потому что. "

• Поздороваемся по-разному пальчиками.

• Поздороваемся с помощью мимики.

• Поздороваемся как с родными, знакомыми, чужими.

• Приветствие частями тела.

• Упражнение "Здороваемся ладошками"

• Здороваемся с разным настроением.

• Упражнение "Поздороваемся улыбками".

• Приветствие по кругу "Я рад тебя видеть. "

• Упражнение "Я дарю тебе цветок. "

• Упражнение «Я дарю тебе.»

• Упражнение "Я тебя уважаю, потому что ты. "

• Упражнение "Я благодарю своего друга за. "

• Упражнение "Ты мне нравишься потому, что. "

• Упражнение "Я благодарю свои ручки за. "

• Упражнение "Дарю тебе ласковые слова".

• Игра "Мои пожелания друзьям".

• 2. Эмоции

• Упражнение "Мои ощущения".

• Упражнение "Настроение кошки" и др.

• Рефлексия "Мое состояние сейчас" - оценить по 5-бальной шкале.

• Упражнение "Мое эмоциональное состояние сегодня - я сравниваю его с. "

• Упражнение "Сегодня мое настроение похожее на. "

• 3. Аутотренинг

• Аутотренинг "Сон котенка".

• Аутотренинг "Ласковое солнышко".

• Аутотренинг "Прогулка по лесу".

• Аутотренинг "Порхание бабочки".

• Аутотренинг "Летаем высоко над землей".

• Аутотренинг "На берегу моря".

• Аутотренинг "Плывем на тучке".

• Аутотренинг "Путешествие на Голубую Звезду".

• Аутотренинг "В лесу весной".

• Аутотренинг "Волшебный сон".

• Аутотренинг "Тихое озерцо".

• 4. Психоэмоциональные этюды

• Психоэмоциональный этюд "Живая шляпа"

• Психоэмоциональный этюд "Осенние листочки"

• Психогимнастика. Игра "Тропинка"

• Психогимнастика "Дождь - веселый, дождь - грустный"

• Психогимнастика "Передай снежок по кругу".

• Психоэмоциональный этюд "Играем в снежки"

• Психогимнастика "Театр прикосновений".

• Психоэмоциональный этюд "Добрый цветок".

• Психогимнастика "Поза аиста".

• Психогимнастика "Передай смешинку по кругу".

• Психогимнастика "Гнев".

• Психоэмоциональный этюд "Времена года".

• Психологический этюд "Волшебные растения".

• Психогимнастика "Ночные звуки".

• Психогимнастика. Превращаемся в неживые предметы: солнышко, гром, молнию, капельку дождя и тому подобное.

• Психогимнастика "Встреча друзей".

• Психогимнастика "Остров плакс".

• Психологический этюд "Снеговик, что тает".

• Психологический этюд "Я волшебный цветок".

• Психогимнастика "На морском дне".

• Психологический этюд "На рыбалке".

Игра с элементами психогимнастики:

• "Где мы были - не скажем,

• Мы вам лучше покажем".

5. Фантастическая азбука

• Игра "Что было бы, если бы. " : "Что было бы, если бы на Земле не было детей?", ". все люди стали ходить на руках, вверх ногами", ". на Земле не стало воды", ". люди не взрослели, а всегда оставались детьми", ". наши мысли были всем слышны", ". никогда не было зимы, а всегда стояла жара?", ". вдруг исчезли все книги".

• Выдумаем необычное имя для котика.

Обсуждение по кругу: "Почему мне нравится или не нравится этот цвет".

• "На что похож" (круг, квадрат, треугольник, пятиугольник, буквы и т. д.)

• Игра "Как можно использовать в городе снег?"

• "Закончи предложение (разные варианты)".

• "Как сделать так, чтобы новогодние праздники длились дольше".

• Придумаем вместе игрушки, которых еще не существует.

• "Рассказываем сказку наоборот".

• "Смешной гнев". Как превратить гнев в смех?

• "На безлюдном острове".

• "Сказка по кругу".

Вопросы:

• Как поймать рыбу без удочки;

• Как определить возраст соседской собаки;

• Как измерить вес грозовой тучи;

• Как рассчитать количество пчёл в улье;

• Как нарисовать картину без кисточки и красок;

• Как съесть суп без ложки;

• Как посадить дерево без лопаты;

• Как погасить огонь без воды.

• 6. Интеллектуальная зарядка. Игра "Данетки"

• Иметь котика - хорошо это или плохо?

• Гулять утром со своей собакой - хорошо это или плохо?

• Иногда я чувствую страх - хорошо это или плохо?"

• Ноябрь - это радостно или грустно?

• Дождь - это радостно или грустно?

• Осень - это хорошо или плохо?

• Ветер - это хорошо или плохо?

• Когда идет дождь, тебе грустно или весело?

• Ходить по лужам - это хорошо или плохо?"

• Играть в снежки холодно или тепло?

• Выходить на снег босиком полезно или нет?

• Посещать зоопарк - это радостно или грустно?

• Рубить елку - это хорошо или плохо?

• Быть ребенком - это хорошо или плохо?

• Хорошо или плохо заниматься сразу несколькими делами?

• Ходить в детский сад - это хорошо или плохо?

• Иметь друга - это хорошо или плохо.

• Дружить с мальчиками (девочками) это хорошо или плохо?

• Когда улетают птицы - это радостно или грустно?

• Держать птицу в клетке - это радостно или грустно?

• Тяжело или легко плавать?

• Полезно или нет загорать на солнце?

• Быть дома одному - это хорошо или плохо?

• Смотреть телевизор - это хорошо или плохо?

• Выбрасывать старые игрушки - это грустно или весело?

• Сердиться - это хорошо или плохо?

• Плакать - это стыдно или нет?

• Тает снег - это хорошо или плохо?

• Весна пришла - хорошо это или плохо?

• Полететь на Луну - это хорошо или плохо?

• Тает снег - это хорошо или плохо?

• Быть золотой рыбкой - это радостно или грустно?.

• Есть конфеты - это хорошо или плохо?

• Рвать цветы - это хорошо или плохо?

• Смех - это хорошо или плохо?

Лекарство: хорошо или плохо?

Музыка: хорошо или плохо?

Ходить пешком: хорошо или плохо?

Полиэтиленовый пакет: хорошо или плохо?

Швейная игла: хорошо или плохо?

Огонь: хорошо или плохо?

• 7. Творческое рисование

• Рисуем ладошками маленького котенка.

• "Портрет моего волшебного листочка"

• "На что похожая осень". Изобразить осень в виде линий, точек, пятен, подобрав соответствующие цвета

• "Волшебный дождь"

• Рисуем ветерок пальчиками.

• "Кляксография".

• "Необычная снежинка"

• "Несуществующее животное"

• "Вещи из волшебной страны"

• Рисуем весну методом акварели по мокрой бумаге.

• "Дорисуй".

• Волшебные цветы - рисуем смятой бумагой.

• "Рыбаптицамашина".

• "Рисуем красоту" методом выдувания трубочкой.

Рисуем понятия: "Гнев", "Грусть" "Радость", "Страх", "Злость", "Красоту",

• "Добрые мысли".

• Нарисовать свое праздничное настроение, сон, мечту.

• Будем дорисовывать фигуры. А что это может быть?

• Рисуем космическое животное или деревья, или дома, или инопланетян".

• "Настроение тучки, солнышка, дождика".

• 9. Игры на развитие воображения и фантазии

• Игра "Выдумываем новые овощи и фрукты" Какие они на ощупь и вкус?

• Игра "Путешествие в страну Фантазию". Детям предлагается придумать страну, которой не существует. Какие там дома и тому подобное.

• Упражнение "Что было бы, если бы на земле все время была ночь?"

• Упражнение "Сегодня я волшебник и я. "

• Игра "Пантомима".

• 10. Разные игры

• Игра "Объединим в группы по. "

• Игровая терапия. Упражнение "Колокольчик".

• Игра "Запрещенные движения".

• Упражнение "Оживляем слово" (Представь себя).

• Игра "Разноцветные кляксы".

• Игра "Вода, воздух, земля".

• Слушаем звуки музыки. Представляем, что мы с вами услышали.

• Игра "Тень".

• Игра " Что может делать: дождь, солнце, ветер, снег?"

• Игра "Бабочки и слоны".

• Игра "Птица, животное, рыба".

• Упражнение "Картинка, что ожила". Дети отображают то, что нарисовано на картинке.

Творческая игра "Новогодний хоровод".

• Игровая терапия "Бои воробьев".

• Игра "Море волнуется раз. "

Творческая игра "Камешки, которые ожили".

• Игра "Аналогии" - чем похожие цветок и воздушный шарик, солнышко и апельсин, мама и я, солнце и месяц и т. п. ?

Творческая игра "Тучки".

• Подвижная игра "Поймать рыбку".

• Игра "Веселый рюкзак".

• Игра "Воспроизведи, а мы отгадаем". Детям раздают картинки с изображенными предметами. Ребенок воспроизводит изображенное, другие дети отгадывают.

• Игра "Необычные названия для обычных предметов".

• Игра "Найди свой цветок".

• Спонтанные движения под музыку.

• Упражнение "Проиграй на музыкальных инструментах свое настроение"

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач: во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную.

Использование инновационных технологий в развитии интелектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста Использование инновационных технологий в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста Инновационность.

Использование элементов методики И. А. Лыковой в развитии творческих способностей дошкольников АКТУАЛЬНОСТЬ В соответствии с ФГОС ДО целью педагогической деятельности является: развитие личности ребенка, его позитивной социализации,.

Использование занимательного материала в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста (из опыта работы) «Мышление начинается с удивления»-, любил повторять выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Необходимым условием развития современного общества.

Конспект занятия по развитию креативных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Умею ли я?» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 142» г. Дзержинск, Нижегородская область Конспект образовательной.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование природного материала в развитии творческих способностей детей» Тема: «Использование природного материала в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста». Цель мастер – класса: Повышение.

Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста1)Кляксография обычная.

Представление педагогического опыта «Музыкальные инструменты в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста» Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. В настоящее время.

Проект «Развитие креативных способностей детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество» «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». (К. Д. Ушинский) Введение. Креативность – сложный процесс, связанный.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через реализацию креативных подходов в проведении праздников Большие возможности для творческого развития детей несет в себе музыка. Процесс творчества вызывает у детей особое желание действовать в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование творческих заданий в развитии креативных способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 21 марта 2019 в 15:35
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование творческих заданий в развитии креативных способностей детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Щербакова (УИ 1879680) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД