Ольга Щербакова
Использование творческих заданий в развитии креативных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование творческих заданий в развитии креативных способностей детей дошкольного возраста»
Какие они будут, наши дети!
Ведь все это зависит лишь от нас,
И на пороге будущих столетий
Быть может, они будут лучше нас.
А. Шершунович, Т. Чукасова
Зачатки различных творческих способностей заложены практически у всех детей. Однако, не получив нужного развития, они так и остаются в зародышевом состоянии.
Публикация «Использование творческих заданий в развитии креативных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Важно понять, что нас сегодня не устраивает в традиционных формах обучения и воспитания ребенка. Считается: при традиционных подходах формируется искусственный социум, в котором дети с разным уровнем знаний, разными темпераментами и жизненными ритмами воспитываются в одной системе, выполняют одни и те же задания. Работа по старым стереотипам напоминает своеобразный конвейер, в котором всех детей воспитывают максимально похожими, ориентируясь на среднего стандартного ребенка. Традиционные подходы практически лишают ребенка возможности выбора, формируя, таким образом, не творца, а потребителя.
В современном же мире очень важно уметь не только усваивать определенные знания, но и оперировать ими, применять их в решении как жизненных, так и профессиональных проблем, мыслить творчески, креативно. И основы этой способности нужно закладывать в дошкольном возрасте.
Вот почему в развития ребенка дошкольного возраста, как одна из приоритетных линий развития заявлена креативность.
Сегодня развитие креативности, как способности к творчеству, приобретает особенную значимость, потому что она становится приоритетной линией развития дошкольника, как базовое качество личности, ее ядро, центральная характеристика. Она четкой линией прослеживается в сферах жизнедеятельности, во всех возрастных группах и реализуется через творческую форму активности.
Чтобы ребенок проявлял творческую активность, следует в первую очередь с доверием отнестись к его природной склонности действовать на собственное усмотрение. Воспринимать жизненные впечатления, полагаясь на собственный ум.
Что же такое «креативность»? Это слово не так давно влилось в наш словарный запас. Термин «креативность» происходит от английского слова create - создавать.
Креативность дошкольника - готовность к непредсказуемым решениям, любознательность, способность к комментированию процесса и результата деятельности, мотивация достижений, развитое воображение, а также способность к созданию творческого образа, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.
Еще одно определение креативного развития дошкольника - это обогащение практического и теоретического опыта, предоставление возможности самоопределиться, проявлять творческую инициативу, осуществлять самостоятельный выбор, лично принимать решение, варьировать содержание и формы выполнения заданий, поощрять стремление исследовать, экспериментировать, воспитывать потребность в новых впечатлениях.
Креативность - это творчество без вмешательства взрослых. У каждого ребенка есть врожденные задатки, то, что дано от Бога, от природы. Это нейрофизиологические задатки, которые обеспечивают его творческую активность.
Наряду с понятием «креативность» употребляется и понятие «творчество».
По толковому словарю творчество – это человеческая деятельность, в процессе которой личность, удовлетворяя потребности в реализации своих способностей, создает духовные, материальные ценности, новые знания, объекты, схемы поведения, делает собственные «открытия».
Креативность достигает пика в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также растет в первые три года обучения в школе; снижается на протяжении следующихгода - двух и затем получает новый толчок, возможно, в связи с повышением уровня физического развития.
Креативность неоднозначно зависит от образования. Большинство детей теряет свою спонтанную смелость, когда они становятся «окультуренными».
Период жизни человека от 2,5 до 7 лет психологи называют вторым возрастом вопросов (первый возраст – от 1 года до 2,5 лет). На конец этого периода наблюдается «пик любознательности» - наибольшее количество вопросов в речи детей, после чего отмечается спад.
Основными показателями творческих способностей является разнообразие интересов, независимость ребенка, скорость и гибкость мышления, оригинальность, любознательность, настойчивость, точность и смелость.
Скорость мышления - количество идей, которые возникают за единицу времени.
Гибкость мышления - способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую; видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом.
Гибкость - это хорошо развитой навык переноса (транспозиции). Она обеспечивает умение легко переходить от одного класса явлений, которые изучаются, к другому, преодолевать фиксированность методов решения, своевременно отказываться от скомпрометированной гипотезы, быть готовым к интеллектуальному риску и к парадоксам.
Оригинальность - способность к генерации идей, которые отличаются от общепринятых, к парадоксальным, неожиданным решениям. Она связана с целостным виденьем всех связей и зависимостей, незаметных во время последовательного логического анализа.
Любознательность - способность удивляться; открытость и интерес к новому.
Смелость - способность принимать решение в ситуациях неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.
Развитие творческой активности дошкольников требует внедрения в воспитательный процесс форм и методов обучения, которые в значительной мере могли бы обеспечить формирование творческого мышления, проблемного виденья, фантазии и воображения дошкольников. Стимулирование познавательной активности, поиск нового в обычном, осознание и усвоение материала через постановку вопроса, формирование умений прогнозировать последствия принятых решений.
Для широкой практики творческого поиска и реализации творческих замыслов необходима организация разнообразных видов деятельности, создание развивающей среды, что будет побуждать детей к творчеству, стимулирование творческих проявлений, индивидуального стиля детей и определение перспектив каждого ребенка в позитивном росте познавательной активности в разнообразных видах деятельности.
Хороший творческий опыт дети приобретают во время использования в учебно-воспитательной работе дидактических, сюжетно-ролевых, развивающих игр, логических заданий. Активизирует познавательную, творческую деятельность детей использование элементов инновационных технологий: «Логика мира», «Сказочные лабиринты» Воскобовича, развивающие кубики Никитина, ТРИЗ, сказкотерапия.
Также предоставляют широкий спектр для творческих проявлений у дошкольников изобразительная и опытно-исследовательская деятельности. На занятиях часто используются нетрадиционные, современные формы изодеятельности. Дети вовлекаются в отображение в художественной форме своих представлений, чувств, мыслей, фантазий. Предлагаются такие темы, как изобразить загадку, пословицу; нарисовать и необычно раскрасить не существующих в природе животных, птиц, насекомых, рыб; использование разных нетрадиционных форм рисования (ладошками, пальчиками, предметами) и разнообразными способами.
Если старший дошкольник часто, легко и охотно продумывает конструктивные идеи; способен самостоятельно их апробировать и применить; как правило, анализирует свои действия, прогнозирует вероятность их последствий; избегает однообразного манипулирования, разнообразит поиски способов решения; никогда не бросает начатое на полдороге, преимущественно самостоятельно преодолевает трудности; умеет взвешенно рисковать, удачно использовать разную информацию и добывать новую; принимает самостоятельные решения в неопределенных ситуациях; реалистично оценивает результат своей деятельности, объективно определяет, каких усилий это ему стоило (было тяжело или нет); стремится проявить оригинальность, можно считать, что у такого ребенка развиты креативные способности.
Для самостоятельного изучения
Предложены следующие методы и приемы развития креативности :
• Новые, нестандартные пути использования предметов.
• Объединить, разъединить (предметы, явления).
• Выдвинуть как можно больше идей для решения конкретной проблемы.
• Использовать фантазию, шутки, юмор для решения конкретного вопроса.
• Внести изменения в уже готовое, изменить предметы по цвету, содержанию, форме.
• Представить., почувствовать на ощупь., вкус.
• Вообразить себя, или кого-то объектом природы, предметом, любым другим объектом.
• Оживить слово.
• Поставить как можно больше вопросов.
• Представить себя волшебником.
• Закончить предложение (разные варианты).
• Придумать нового зверя, игрушку, предмет, игру, слово.
• Рассказать сказку наоборот, изменить ход сказки, придумать новое название.
• Соединяем несовместимое (несуществующее животное) - нарисовать.
• Рисуем понятие: красота, любовь, добро, злость, гнев, честность, грусть.
• Использование метода аналогии.
• Ролевые игры, игры-драматизации.
• Цветные кляксы.
• Дорисовывание фигур.
• Аутотренинг.
• Фантастическая азбука.
• ТРИЗ. Игра "Данетки" ("Хорошо или плохо")
• Релаксация.
Кроме этого можно использовать :
• Употребление метафор, перенос свойств одного предмета (явления) на другие
• Подобрать синонимы-антонимы (похожее-отличное);
• Принять участие в дискуссии;
• Провести несложное исследование, опыт;
• Изменить внешность;
• Придумать своё название известной картине, сказке, стихотворению.
Если старший дошкольник часто, легко и охотно продумывает конструктивные идеи; способен самостоятельно их апробировать и применить; как правило, анализирует свои действия, прогнозирует вероятность их последствий; избегает однообразного манипулирования, разнообразит поиски способов решения; никогда не бросает начатое на полдороге, преимущественно самостоятельно преодолевает трудности; умеет взвешенно рисковать, удачно использовать разную информацию и добывать новую; принимает самостоятельные решения в неопределенных ситуациях; реалистично оценивает результат своей деятельности, объективно определяет, каких усилий это ему стоило (было тяжело или нет); стремится проявить оригинальность, можно считать, что у такого ребенка развиты креативные способности.
Показателями сформированности у дошкольника креативностиявляются :
• чувствительность к проблемам, готовность их решать собственными силами; открытость новым идеям, интерес к неизвестному;
• склонность разрушать или изменять стереотипы, отказываться от шаблонов, отходить от образцов;
• возможность выходить за рамки заданной другими ситуации;
• скорость аналогий, противопоставлений, ассоциаций;
• обостренное восприятие неточностей, недостатков, отклонений, необычности, сложности;
• умение увидеть проблему с разных точек зрения;
• умение вносить что-то новое, выдавать оригинальные идеи, решать новые задания, достигать необычных результатов;
• поисково-преобразующее отношение к действительности;
• высокая познавательная активность; любознательность; умение быстро переходить от одного способа решения к другому; переключаться;переконструировать элементы в новых комбинациях;
• остроумие, чувство юмора, интерес к парадоксам;
• смелость и независимость суждений; способность к постановке собственной цели;
• объективность суждений, беспристрастие оценок;
• самокритичность, способность посмеяться над собой;
• использование разных форм доказательств;
• умение замечать связи между признаками, формально между собой не связанными;
• способность воспринимать объекты комплексно, целостно, выделять в них главное, существенное, открывать потенциальное;
• развитое воображение, метафора (создание фантастических идей);
• умение удивляться;
• способность прогнозировать, предусматривать, выдвигать гипотезы, делать предположения;
• ориентация на высокие стандарты качества, идеальные эталоны.
• 1. Упражнения - приветствия
• Упражнение "Знакомство".
• Упражнение "Комплимент тем, кто рядом. "
• Упражнение "Поприветствуем друг друга!"
• Упражнение "Пожелания".
• Упражнение "Я очень рада тебя видеть, потому что. "
• Поздороваемся по-разному пальчиками.
• Поздороваемся с помощью мимики.
• Поздороваемся как с родными, знакомыми, чужими.
• Приветствие частями тела.
• Упражнение "Здороваемся ладошками"
• Здороваемся с разным настроением.
• Упражнение "Поздороваемся улыбками".
• Приветствие по кругу "Я рад тебя видеть. "
• Упражнение "Я дарю тебе цветок. "
• Упражнение «Я дарю тебе.»
• Упражнение "Я тебя уважаю, потому что ты. "
• Упражнение "Я благодарю своего друга за. "
• Упражнение "Ты мне нравишься потому, что. "
• Упражнение "Я благодарю свои ручки за. "
• Упражнение "Дарю тебе ласковые слова".
• Игра "Мои пожелания друзьям".
• 2. Эмоции
• Упражнение "Мои ощущения".
• Упражнение "Настроение кошки" и др.
• Рефлексия "Мое состояние сейчас" - оценить по 5-бальной шкале.
• Упражнение "Мое эмоциональное состояние сегодня - я сравниваю его с. "
• Упражнение "Сегодня мое настроение похожее на. "
• 3. Аутотренинг
• Аутотренинг "Сон котенка".
• Аутотренинг "Ласковое солнышко".
• Аутотренинг "Прогулка по лесу".
• Аутотренинг "Порхание бабочки".
• Аутотренинг "Летаем высоко над землей".
• Аутотренинг "На берегу моря".
• Аутотренинг "Плывем на тучке".
• Аутотренинг "Путешествие на Голубую Звезду".
• Аутотренинг "В лесу весной".
• Аутотренинг "Волшебный сон".
• Аутотренинг "Тихое озерцо".
• 4. Психоэмоциональные этюды
• Психоэмоциональный этюд "Живая шляпа"
• Психоэмоциональный этюд "Осенние листочки"
• Психогимнастика. Игра "Тропинка"
• Психогимнастика "Дождь - веселый, дождь - грустный"
• Психогимнастика "Передай снежок по кругу".
• Психоэмоциональный этюд "Играем в снежки"
• Психогимнастика "Театр прикосновений".
• Психоэмоциональный этюд "Добрый цветок".
• Психогимнастика "Поза аиста".
• Психогимнастика "Передай смешинку по кругу".
• Психогимнастика "Гнев".
• Психоэмоциональный этюд "Времена года".
• Психологический этюд "Волшебные растения".
• Психогимнастика "Ночные звуки".
• Психогимнастика. Превращаемся в неживые предметы: солнышко, гром, молнию, капельку дождя и тому подобное.
• Психогимнастика "Встреча друзей".
• Психогимнастика "Остров плакс".
• Психологический этюд "Снеговик, что тает".
• Психологический этюд "Я волшебный цветок".
• Психогимнастика "На морском дне".
• Психологический этюд "На рыбалке".
• Игра с элементами психогимнастики:
• "Где мы были - не скажем,
• Мы вам лучше покажем".
5. Фантастическая азбука
• Игра "Что было бы, если бы. " : "Что было бы, если бы на Земле не было детей?", ". все люди стали ходить на руках, вверх ногами", ". на Земле не стало воды", ". люди не взрослели, а всегда оставались детьми", ". наши мысли были всем слышны", ". никогда не было зимы, а всегда стояла жара?", ". вдруг исчезли все книги".
• Выдумаем необычное имя для котика.
• Обсуждение по кругу: "Почему мне нравится или не нравится этот цвет".
• "На что похож" (круг, квадрат, треугольник, пятиугольник, буквы и т. д.)
• Игра "Как можно использовать в городе снег?"
• "Закончи предложение (разные варианты)".
• "Как сделать так, чтобы новогодние праздники длились дольше".
• Придумаем вместе игрушки, которых еще не существует.
• "Рассказываем сказку наоборот".
• "Смешной гнев". Как превратить гнев в смех?
• "На безлюдном острове".
• "Сказка по кругу".
• Вопросы:
• Как поймать рыбу без удочки;
• Как определить возраст соседской собаки;
• Как измерить вес грозовой тучи;
• Как рассчитать количество пчёл в улье;
• Как нарисовать картину без кисточки и красок;
• Как съесть суп без ложки;
• Как посадить дерево без лопаты;
• Как погасить огонь без воды.
• 6. Интеллектуальная зарядка. Игра "Данетки"
• Иметь котика - хорошо это или плохо?
• Гулять утром со своей собакой - хорошо это или плохо?
• Иногда я чувствую страх - хорошо это или плохо?"
• Ноябрь - это радостно или грустно?
• Дождь - это радостно или грустно?
• Осень - это хорошо или плохо?
• Ветер - это хорошо или плохо?
• Когда идет дождь, тебе грустно или весело?
• Ходить по лужам - это хорошо или плохо?"
• Играть в снежки холодно или тепло?
• Выходить на снег босиком полезно или нет?
• Посещать зоопарк - это радостно или грустно?
• Рубить елку - это хорошо или плохо?
• Быть ребенком - это хорошо или плохо?
• Хорошо или плохо заниматься сразу несколькими делами?
• Ходить в детский сад - это хорошо или плохо?
• Иметь друга - это хорошо или плохо.
• Дружить с мальчиками (девочками) это хорошо или плохо?
• Когда улетают птицы - это радостно или грустно?
• Держать птицу в клетке - это радостно или грустно?
• Тяжело или легко плавать?
• Полезно или нет загорать на солнце?
• Быть дома одному - это хорошо или плохо?
• Смотреть телевизор - это хорошо или плохо?
• Выбрасывать старые игрушки - это грустно или весело?
• Сердиться - это хорошо или плохо?
• Плакать - это стыдно или нет?
• Тает снег - это хорошо или плохо?
• Весна пришла - хорошо это или плохо?
• Полететь на Луну - это хорошо или плохо?
• Тает снег - это хорошо или плохо?
• Быть золотой рыбкой - это радостно или грустно?.
• Есть конфеты - это хорошо или плохо?
• Рвать цветы - это хорошо или плохо?
• Смех - это хорошо или плохо?
• Лекарство: хорошо или плохо?
• Музыка: хорошо или плохо?
• Ходить пешком: хорошо или плохо?
• Полиэтиленовый пакет: хорошо или плохо?
• Швейная игла: хорошо или плохо?
• Огонь: хорошо или плохо?
• 7. Творческое рисование
• Рисуем ладошками маленького котенка.
• "Портрет моего волшебного листочка"
• "На что похожая осень". Изобразить осень в виде линий, точек, пятен, подобрав соответствующие цвета
• "Волшебный дождь"
• Рисуем ветерок пальчиками.
• "Кляксография".
• "Необычная снежинка"
• "Несуществующее животное"
• "Вещи из волшебной страны"
• Рисуем весну методом акварели по мокрой бумаге.
• "Дорисуй".
• Волшебные цветы - рисуем смятой бумагой.
• "Рыбаптицамашина".
• "Рисуем красоту" методом выдувания трубочкой.
• Рисуем понятия: "Гнев", "Грусть" "Радость", "Страх", "Злость", "Красоту",
• "Добрые мысли".
• Нарисовать свое праздничное настроение, сон, мечту.
• Будем дорисовывать фигуры. А что это может быть?
• Рисуем космическое животное или деревья, или дома, или инопланетян".
• "Настроение тучки, солнышка, дождика".
• 9. Игры на развитие воображения и фантазии
• Игра "Выдумываем новые овощи и фрукты" Какие они на ощупь и вкус?
• Игра "Путешествие в страну Фантазию". Детям предлагается придумать страну, которой не существует. Какие там дома и тому подобное.
• Упражнение "Что было бы, если бы на земле все время была ночь?"
• Упражнение "Сегодня я волшебник и я. "
• Игра "Пантомима".
• 10. Разные игры
• Игра "Объединим в группы по. "
• Игровая терапия. Упражнение "Колокольчик".
• Игра "Запрещенные движения".
• Упражнение "Оживляем слово" (Представь себя).
• Игра "Разноцветные кляксы".
• Игра "Вода, воздух, земля".
• Слушаем звуки музыки. Представляем, что мы с вами услышали.
• Игра "Тень".
• Игра " Что может делать: дождь, солнце, ветер, снег?"
• Игра "Бабочки и слоны".
• Игра "Птица, животное, рыба".
• Упражнение "Картинка, что ожила". Дети отображают то, что нарисовано на картинке.
• Творческая игра "Новогодний хоровод".
• Игровая терапия "Бои воробьев".
• Игра "Море волнуется раз. "
• Творческая игра "Камешки, которые ожили".
• Игра "Аналогии" - чем похожие цветок и воздушный шарик, солнышко и апельсин, мама и я, солнце и месяц и т. п. ?
• Творческая игра "Тучки".
• Подвижная игра "Поймать рыбку".
• Игра "Веселый рюкзак".
• Игра "Воспроизведи, а мы отгадаем". Детям раздают картинки с изображенными предметами. Ребенок воспроизводит изображенное, другие дети отгадывают.
• Игра "Необычные названия для обычных предметов".
• Игра "Найди свой цветок".
• Спонтанные движения под музыку.
• Упражнение "Проиграй на музыкальных инструментах свое настроение"