МААМ-картинки

Консультация «К проблеме детской игры и ее специфики в дошкольном возрасте»

Долматова Татьяна
Консультация «К проблеме детской игры и ее специфики в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению значимости деятельности в развитии человека и специфики игровой деятельности, как ведущей на этапе дошкольного возраста. Представлены позиции по данной проблеме, обоснована ценность игры в развитии ребенка дошкольного возраста.

Публикация «Консультация „К проблеме детской игры и ее специфики в дошкольном возрасте“» размещена в разделах

Abstract. This article is devoted to the consideration of the importance of activity in human development and the specifics of gaming activity as leading at the stage of preschool age. Positions on this problem are presented, the value of the game in the development of a preschool child is substantiated.

Ключевые слова: деятельность, ведущая деятельность, развитие, игровая деятельность, дошкольный возраст, психическое развитие, познавательная сфера, эмоционально-волевая сфера, мотивационно-потребностная сфера

Keywords : activity, leading activity, development, play activity, preschool age, mental development, cognitive sphere, emotional-volitional sphere, motivational-need sphere

Развитие человека, как доказано учеными происходит в деятельности, точнее посредством включения в ее различные виды. Именно деятельность и определяет качество развивающейся личности.

Деятельность представляет собой особый вид активности, в ходе которой происходит познание окружающего мира, его присвоение и преобразование. В этом ключе деятельность способствует развитию разных сторон психики человека и поэтому является значимой на определенных этапах возрастного развития.

Таким образом, согласно отечественным исследователям детского развития, деятельность выступает в качестве равно необходимого условия развития (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) [1-2; 11; 14].

В основу развития на каждом возрастном этапе положен определенный, специфический для этого периода вид деятельности, который именуется «ведущая деятельность».

Опираясь на исследования и теоретические позиции А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, ведущая деятельность понимается, как деятельность, обуславливающая наиболее значимые изменения в психике ребенка, возникновение преобразований в психических процессах, свойствах и состояниях [2; 14].

На протяжении дошкольного возраста реб нок включается и осваивает разнообразные виды деятельности, такие как предметная деятельность, общение, игровая деятельность, трудовая деятельность, художественно-эстетическая деятельность. Все виды деятельности реб нок осваивает постепенно. Деятельность реб нка с возрастом усложняется, становится разнообразнее, а в дальнейшем является средством освоения окружающего мира.

Важнейшим показателем развития реб нка-дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности. Деятельности, с одной стороны, являются источником и движущей силой развития реб нка, а с другой стороны именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения [8; 10; 12– 13].

Приближаясь к детскому развитию, его оценке, выделяют две характеристики. Во-первых, применительно к действительности, это освоение деятельности, точнее степень освоения, сложности. Во-вторых, значимой характеристикой выступает освоение операционально-технической стороной деятельности, т. е. сформированные навыки.

Таким образом, утверждается, что деятельность способна развить задатки детей и преобразовать их в способности [7-9].

Но, между тем, важен факт того, что даже хорошо сформированные способности могут утрачивать свою силу и только, если человек снова будет включ н в деятельность, способности восстановятся и будут развиваться, но при этом будет безвозвратно утерян определ нный отрывок времени для возможностей эффективного развития способностей [1-2; 4–5; 13–14].

Следовательно, деятельностный подход к развитию ребенка, учет ведущего вида деятельности, знание и оперирование им на определенном отрезке времени – показатель компетентности и профессионализма педагога [5; 11–12].

Сужая сферу рассмотрения до возраста, связанного с нашей профессиональной деятельностью (ДОУ, укажем игру, как ведущую деятельность в дошкольном возрасте [6; 8–9; 12].

Игра имеет преимущество перед другими видами детской деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, т. к. да т возможность детям проявить активность и самостоятельность, воображение, реализовать свои представления об окружающем [3; 5; 9]. По мнению Л. С. Выготского, в игре происходит подготовка к полифоническому мышлению, пониманию многообразных связей, того, что «вс может быть всем» [2, С. 11].

А. В. Запорожец указывал, что игра – исторически возникший вид деятельности, который заключается в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними [1, С. 29].

По мнению Д. Б. Эльконина, игра – это деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми [14, С. 25].

Играя, реб нок получает возможность лучше понять и усвоить социальный мир взрослых «игра – арифметика социальных отношений» (Л. С. Выготский, именно здесь реб нок приобретает навыки и новые формы общения [2, С. 9].

В ходе игровой деятельности у реб нка развивается эмоционально-волевая сфера, возникает потребность и способность подавить в себе эгоистические желания, признавать мнения и заслуги других, считаться с желаниями, интересами товарищей [4; 6–8].

Итак, говоря словами Д. Б. Эльконина «игра — это школа морали не на словах, а на деле» [14, С. 21].

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, поскольку игра вызывает качественные изменения в психике реб нка.

Игра в дошкольном возрасте влияет на развитие всех сторон личности реб нка: мотивационно-потребностной, познавательной, эмоционально-волевой сфер.

Итак, поддерживая игру, обучая игре, воспитатель помогает естественному развитию навыков и способностей детей, их всестороннему и гармоничному развитию.

Список литературы

1. Авдулова Т. Игра: ее развитие на современном этапе / Т. Авдулова / Дошкольное воспитание, 2008. – № 8. - С. 28–33.

2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский / Дошкольное образование, 2005. – № 5. - С. 7–18.

3. Доронов С. Игра как ведущая деятельность дошкольников в Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования? Успех? / С. Доронов / Дошкольное воспитание, 2011. - № 5. - С. 12–16.

4. Запорожец И. Ю. Игра в формировании социальной среды как условие самореализации и саморазвития дошкольника / И. Ю. Запорожец / Мир психологии, 2011. - № 1. - С. 168–178.

5. Качанова И. А. Детская игра в педагогическом процессе ДОУ / И. А. Качанова, Е. В. Трифонова / Управление дошкольным образовательным учреждением, 2011. - № 6. - С. 13–20.

6. Кириллов И. Л. Сюжетная игра и психическое здоровье дошкольников / И. Л. Кириллов / Начальная школа: плюс-минус, 2000. – № 7. - С. 21–26.»

7. Кислова Т. Р. Формирование межличностных отношений дошкольников в коммуникативных играх / Т. Р. Кислова, О. Ю. Зинченко / Начальная школа плюс до и после, 2011. - № 9. - С. 50–54.

8. Колесник О. Сюжетно-ролевая игра для дошкольников / О. Колесник / Учитель, 2004. – № 4. - С. 75–78.

9. Копытова О. А. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх / О. А. Копытова / Дошкольная педагогика, 2011. - № 8. - С. 38–41.

10. Короткова Н. А. Сюжетная игра старших дошкольников (5–7 лет) / Н. А. Короткова / Ребенок в детском саду, 2006. – № 4. - С. 84–92. № 5. - С. 83–88.

11. Менджерицкая Д. Роль творческой игры в знакомстве детей с окружающей жизнью / Д. Менджерицкая / Дошкольное воспитание, 2008. – № 6. - С. 15– 20.

12. Смирнова Е. О. Типология сюжетных игр дошкольников / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова / Вопросы психологии, 2011. - № 3. - С. 42–48.

13. Смирнова Е. О. Игра и произвольность у современных дошкольников / Е. О. Смирнова / Вопросы психологии, 2004. – № 1. - С. 91–103.

14. Эльконин Д. Всемирно известный психолог: Д. Б. Эльконин [игры дошкольника] / Д. Эльконин / Дошкольное воспитание, 2008. – № 7. - с. 19–28.

Публикации по теме:

«Строительные игры в младшем дошкольном возрасте». Консультация для педагогов«Строительные игры в младшем дошкольном возрасте». Консультация для педагогов Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Игры по укреплению здоровья в дошкольном возрасте В процессе игр по укреплению здоровья решаются следующие задачи: - закрепляются правила поведения в опасных ситуациях; - формируется представление.

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Консультация для педагогов «Роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте»Консультация для педагогов «Роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» Консультация для педагогов «Роль игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» В игре, как во всякой деятельности детей,.

Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте» Каждый из вас знает, что дети очень любят играть. Ваши непоседы готовы играть с утра до позднего вечера! Но не всегда вы готовы уделить.

Космические игры в старшем дошкольном возрасте Космические игры в старшем дошкольном возрасте День космонавтики – это праздник, посвящённый первому полёту человека в космос и освоению.

Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры имеют особое развивающее воздействие – это движение пальцев и кистей рук.

Строительно-конструктивные игры в старшем дошкольном возрасте Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они сходны с сюжетно-ролевой игрой и рассматриваются некоторыми исследователями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «К проблеме детской игры и ее специфики в дошкольном возрасте»
Опубликовано: 7 ноября 2021 в 16:51
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «К проблеме детской игры и ее специфики в дошкольном возрасте»» (включая файлы) размещена пользователем Долматова Татьяна (УИ 2746497) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД