Иван Ефимов
Конструирование механических игрушек на уроках столярного дела в коррекционной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Конструирование механических игрушек на уроках столярного дела
(из опыта работы)
Ефимов И. Е.
учитель столярного дела
МОКУ СКОШ №4 г. Якутска
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у нихбыло что делать».
Я. Коменский
Публикация «Конструирование механических игрушек на уроках столярного дела в коррекционной школе» размещена в разделах
Цель уроков столярного дела в коррекционной школе - формирование трудовых знаний, навыков, умений. Навыки и умения ручной обработки древесины необходимы в процессе бытовой трудовой деятельности. Кроме того, ряд профессий, требующих владения этими навыками рекомендован для профессиональной подготовки и трудоустройства лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Мы изготавливаем различные деревянные игрушки, чтобы обязательные по программе технологические операции не надоедали учащимся, и чтоб вызвать интерес к конечным результатам своей работы.
Одним из них является механическая деревянная игрушка с подвижными частями тела «Гимнаст на перекладине». При выполнении этой работы учащиеся изучают разные породы дерева, свойства дерева в зависимости от породы: мягкость, твердость, гибкость, ломкость. Изучают названия инструментов и приспособлений для работы с деревом.
Получают навыки работы с инструментами, начиная с малого. Навыки отпиливания, строгания, полировки, склеивания, соединения деталей игрушек потом помогут учащимся во взрослой жизни. Воспитывается выносливость в труде. И эти навыки, элементарного забивания гвоздя, пользования инструментами, такими как коловорот, рашпиль, сверло,
дрель могут получить только на уроках труда.
Изготовление механической игрушки «Гимнаст»
Инструменты: верстак, лобзик, приспособление для выпиливания, струбцина, заготовки, шлифовальная шкурка, карандаши, столярный угольник.
• Шаг 1. Инструктаж по ТБ. Организация рабочего места, оборудования.
• Шаг 2. Разметка заготовки, приготовить шаблоны деталей.
• Шаг 3. Выпиливание лобзиком, шлифование заготовки.
• Шаг 4. Сверление соединений сборки.
• Шаг 5. Сборка «Гимнаста».
Технологичекие операции:
1. Выпиливание лобзиком: Изделие сложной формы из древесины, особенно из фанеры и ДВП, выпилить столярной ножовкой невозможно, поэтому пользуются лобзиком. Разметку линий выпиливания на заготовку осуществляют обычно при помощи столярного угольника. При выпиливании в заднем зажиме верстака (стола) крепят специальный выпиловочный столик. Заготовку прижимают к выпиловочному столику
сверху и выпиливают контур по линии разметки. Для этого лобзиком водят вверх - вниз с легким нажимом без перекосов, чтобы не ломать пилку. Зачищать вырезанные участки заготовки нужно шлифовальной шкуркой.
2. Сверление: Сквозные отверстия в заготовках выполняют с помощью сверл. Сверла закрепляют в патрон коловорота или дрели.
3. Соединение деталей гвоздями: В зависимости от расположения в деталях изделия различают концевые и серединные соединения. Соединения деталей могут бытьвыполнены с помощью гвоздей или
шурупов.
4. Последний этап - прикрепить руки гимнаста к «перекладине». Для этого пропустить шнур через верхние отверстия столба перекладины и руки гимнаста, вытянуть его и через отверстия внизу вытянуть обратно. Затем привязать тугим узелком.
5. Оценка качества проделанной работы. Часто учащиеся затрудняются дать правильную оценку качеству выполняемой работы. Надо показать им, как это делается. Затем предложить им сделать самостоятельно.
«Гимнаст» является одним из старейших видов механической деревянной детской игрушки. И до сих пор вызывает у детей неподдельный восторг.
Изготовление этой игрушки развивает такие качества как внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность комбинировать, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки. Развивает пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий, глазомер, моторику
кистей рук, ответственность, толерантность, взаимную поддержку, умение работать в коллективе, стремление побеждать, быть успешными. Дает чувство радости от выполненной своими руками творческой работы.
Очень хочется думать, что, познакомившись с игрушкой «Гимнаст» и пробуя играть со своими сверстниками в школе, затем в кругу семьи учащиеся дополнят эту игрушку новыми вариантами. На уроках труда воспитывается хозяйственная жилка, предприимчивость, развивается художественный вкус, восприятие трехмерного пространства, чувство творца САМ - самостоятельное активное мышление. Каждый
сделанный своими руками предмет даст уверенность в своих силах, возможностях, которые так нужны нашим детям.