Екатерина Печникова
Статья «Логопедическая работа по коррекции нарушений лексикона у детей с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы
По моему мнению,нарушение в овладении лексической системой языка существенно затрудняет общение,сотрудничество ребёнка со взрослым,отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности,задерживает развитие как устной,так и письменной речи,служит препятствием при овладении школьной программой.
Общими направлениями работы по коррекции нарушений лексикона являются :
1. Формирование невербальный предпосылок развития лексикона.
2. Обогащение словаря в процессе расширения и дифференциации представлений об окружающей действительности.
Публикация «Статья „Логопедическая работа по коррекции нарушений лексикона у детей с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
3. Формирование семантических компонентов слова как языкового знака.
4. Организация лексической системности и семантических полей.
5. Дифференциация и закрепление вербальных связей.
6. Развитие словообразования.
Развитие лексики осуществляется на основе комуникативноориентированного подхода.
1. Формирование невербальных предпосылок развития лексики.
Формирование речевой деятельности рассматривается во взаимодействии и взаимообусловленности с развитием мышления других познавательных процессов.
В связи с этим одним из наиболее значимых условий формирования лексики является развитие восприятия и представлений о предмете,признаках,и действиях,которые составляют основу обозначения их словом.
Развитие словаря тесно связано с возможностью обработки информации,с объёмом кратковременной и долговременной памяти.
Т. о., современные научные положения о взаимосвязи речи с познавательными процессами являютя значимыми для понимания причин нарушений лексики у детей с речевой патологией,а также для организации коррекционной работы.
2. Обогащение словаря в процессе расширения и дифференциации представлений об окружающей действительности.
Формирование словаря осуществляется в следующей последовательности:
• Для существительных:
1. Наиболее частотные и значимые для ребёнка существительные с конкретным значением ;
2. Менее частотные существительные с конкретным значением ;
3. Наиболее частотные и значимые для ребёнка обобщающие имена существительные;
4. Менее частотные обобщающие имена существительные.
• Для глаголов:
1. Глаголы движения;
2. Звукоподражательные глаголы;
3. Глаголы,выражающие действия людей по профессиям;
4. Дифференциация семантически близких глаголов.
• Для прилагательных:
1. Притяжательные прилагательные обозначающие: принадлежность к людям,животным;
2. Качественные прилагательные:цвет предмета,величина,форма,толщина,высота.
3. Формирование семантических компонентов слова,как языкового знака.
Формирование структуры значения слова в плане последовательности выделения различных компонентов и схем для каждой группы детей имело специфические особенности.
Эта работа проводилась по следующим этапам:
1. Формирование денотативного компонента;
2. Формирование понятийного компонента;
3. Формиорование контекстуального компонента;
4. Работа над соотношением атрибутивных и квалифицирующих сем в структуре значения слова.
4. Организация лексической системности и семантических полей.
• Формирование антонимов;
• Формирование синонимов.
5. Дифференциация и закрепление вербальных связей.
В процессе работы над лексической осуществлялось закрепление системных связей каждого слова. Потом определялись возможности сочетаемости слова с другими словами.
6. Формирование операций поиска слова.
В современной психолингвистической литературе процесс поиска слова рассматривается как одна из значимых операций языкового уровня порождения речевого высказывания.
В конце мне хотелось бы сказать,что в результате коррекционно-логопедического обучения у детей с речевой патологией отмечается выраженная тенденция более интенсивного развития лексики,формирования качественно иной структуры слова,выражающейся в положительной динамике,что указывает на эффективность разработанной методики развития лексикона.