Получи документы

Статья «Логопедическая работа по коррекции нарушений лексикона у детей с общим недоразвитием речи»

Екатерина Печникова
Статья «Логопедическая работа по коррекции нарушений лексикона у детей с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы

По моему мнению,нарушение в овладении лексической системой языка существенно затрудняет общение,сотрудничество ребёнка со взрослым,отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности,задерживает развитие как устной,так и письменной речи,служит препятствием при овладении школьной программой.

Общими направлениями работы по коррекции нарушений лексикона являются :

1. Формирование невербальный предпосылок развития лексикона.

2. Обогащение словаря в процессе расширения и дифференциации представлений об окружающей действительности.

Публикация «Статья „Логопедическая работа по коррекции нарушений лексикона у детей с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах

3. Формирование семантических компонентов слова как языкового знака.

4. Организация лексической системности и семантических полей.

5. Дифференциация и закрепление вербальных связей.

6. Развитие словообразования.

Развитие лексики осуществляется на основе комуникативноориентированного подхода.

1. Формирование невербальных предпосылок развития лексики.

Формирование речевой деятельности рассматривается во взаимодействии и взаимообусловленности с развитием мышления других познавательных процессов.

В связи с этим одним из наиболее значимых условий формирования лексики является развитие восприятия и представлений о предмете,признаках,и действиях,которые составляют основу обозначения их словом.

Развитие словаря тесно связано с возможностью обработки информации,с объёмом кратковременной и долговременной памяти.

Т. о., современные научные положения о взаимосвязи речи с познавательными процессами являютя значимыми для понимания причин нарушений лексики у детей с речевой патологией,а также для организации коррекционной работы.

2. Обогащение словаря в процессе расширения и дифференциации представлений об окружающей действительности.

Формирование словаря осуществляется в следующей последовательности:

Для существительных:

1. Наиболее частотные и значимые для ребёнка существительные с конкретным значением ;

2. Менее частотные существительные с конкретным значением ;

3. Наиболее частотные и значимые для ребёнка обобщающие имена существительные;

4. Менее частотные обобщающие имена существительные.

Для глаголов:

1. Глаголы движения;

2. Звукоподражательные глаголы;

3. Глаголы,выражающие действия людей по профессиям;

4. Дифференциация семантически близких глаголов.

Для прилагательных:

1. Притяжательные прилагательные обозначающие: принадлежность к людям,животным;

2. Качественные прилагательные:цвет предмета,величина,форма,толщина,высота.

3. Формирование семантических компонентов слова,как языкового знака.

Формирование структуры значения слова в плане последовательности выделения различных компонентов и схем для каждой группы детей имело специфические особенности.

Эта работа проводилась по следующим этапам:

1. Формирование денотативного компонента;

2. Формирование понятийного компонента;

3. Формиорование контекстуального компонента;

4. Работа над соотношением атрибутивных и квалифицирующих сем в структуре значения слова.

4. Организация лексической системности и семантических полей.

• Формирование антонимов;

• Формирование синонимов.

5. Дифференциация и закрепление вербальных связей.

В процессе работы над лексической осуществлялось закрепление системных связей каждого слова. Потом определялись возможности сочетаемости слова с другими словами.

6. Формирование операций поиска слова.

В современной психолингвистической литературе процесс поиска слова рассматривается как одна из значимых операций языкового уровня порождения речевого высказывания.

В конце мне хотелось бы сказать,что в результате коррекционно-логопедического обучения у детей с речевой патологией отмечается выраженная тенденция более интенсивного развития лексики,формирования качественно иной структуры слова,выражающейся в положительной динамике,что указывает на эффективность разработанной методики развития лексикона.

Публикации по теме:

Работа с семьёй. «Почта от родителей»Работа с семьёй. «Почта от родителей» В нашей приёмной я разместила"Почту от родителей". Это почтовый ящик,куда родители могут положить записки со своими проблемами,вопросами.

Ссылки. Если ребенку трудно учиться ПРОБЛЕМЫ В ОБУЧЕНИИ[cut=Читать далее. ]http://www.zrpress.ru/2002/097/p012.htm "Если ребенок не тянет учебу, нельзя его за это ругать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Логопедическая работа по коррекции нарушений лексикона у детей с общим недоразвитием речи»
Опубликовано: 10 декабря 2014 в 20:30
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Логопедическая работа по коррекции нарушений лексикона у детей с общим недоразвитием речи»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Печникова (УИ 282685) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД