Татьяна Щербинина
Метод проектов как средство развития речи и коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольная ступень получила статус уровня системы российского образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, вступивший в силу с 1 января 2014 года, учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Метод проектов как средство развития речи и коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В логопедические группы нашего детского сада поступают дети с тяжелыми нарушениями речи. Количественный и качественный анализ результатов мониторинга на начальном этапе коррекционной работы показывает, что низкий уровень развития всех компонентов речевой системы имеют более 80% детей в возрасте пяти лет. Экспрессивная речь детей с общим недоразвитием речи служит средством общения лишь в особых условиях, требующих постоянной помощи и побуждения в виде дополнительных вопросов, подсказок, оценочных и поощрительных суждений со стороны логопеда, родителей. Вне специального внимания к их речи эти дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, недостаточно общаются со сверстниками, не сопровождают рассказом игровые ситуации, что обуславливает сниженную коммуникативную направленность их речи.
Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров, возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Одна из характеристик определена как «ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения».
Развитию этих качеств, по-нашему мнению, в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных образовательных технологий.
В ходе проектно-исследовательской деятельности у детей развиваются творческие способности, формируются все компоненты речевой системы, а также коммуникативные навыки, так необходимые для успешной адаптации к школьному обучению. Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить. (Ф. А. Сохин).
Все выше сказанное позволяет считать, что данная тема актуальна, так как учитывает значимость достаточного уровня развития речи и коммуникативных навыков для полноценной реабилитации детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Цель работы: создание специальных условий для развития речи и коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР в процессе использования проектного метода.
Наш детский сад реализует метод проектов с 2009 года. За 5 лет дети с педагогами и родителями разработали и реализовали достаточно большое количество интересных проектов : «Путешествие в снежный мир», «Эта волшебница - вода», «Красную речь - любо слушать», «Удивительный мир звуков» и т. д. Проектный метод является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития. В ходе реализации проекта создаются условия для поисковой активности, формирования компонентов речевой системы и коммуникативных навыков.
Например, в работе над проектом «Путешествие в снежный мир», детям было предложено в ходе прогулки найти слова - «родственники» слову снег (гуляли в снегопад, увидели снегиря, слепили снеговика и т. д., а затем составляли предложения с этими словами.
При реализации проекта «Эта волшебница – вода» дети с родителями в сети «Интернет» узнавали происхождение слова «родники», с воспитателем посетили родники города, нарисовали их, а со мной составили рассказ «Как мы побывали на родниках».
Очень часто вопросы детей определяют тему проекта. Девочка спросила: «А зачем нужно правильно говорить?», так возникла идея долгосрочного проекта «Красную речь – любо слушать». Сначала девочка с мамой провели опрос детей и взрослых в детском саду, в будущей школе, встретились со школьным конферансье, определили гипотезу и цель проекта. Далее с ребятами опытным путем определяли, откуда берется звук, слог, слово, предложение. Что нужно делать, чтобы речь была чистой и правильной. В библиотеке искали пословицы и поговорки о речи, и в результате пришли к выводу, что правильная речь помогает чувствовать себя увереннее и находить новых друзей.
В 2013 году под руководством педагога-психолога был реализован проект «Из чего только сделаны мальчики». Это ребенок с высокой тревожностью, избегает неудач, никогда не доводит начатое дело до конца, потому что заранее уверен в неуспехе. А также у мальчика очень сильно нарушена слоговая структура слова, структурный аграмматизм, низкий уровень запоминания. Была проделана колоссальная работа, и к окончанию проекта в результате тесного сотрудничества ребенка с педагогами, родителями произошли положительные изменения в поведении и речи : он стал более уверенным в собственных силах, доводить начатое дело до конца, отстаивать свое мнение, научился дружить. При подготовке к защите проекта приходилось отрабатывать буквально каждое слово, предложение, работать над интонационной выразительностью речи.
В ходе реализации проектов у детей обогащается словарь, развивается грамматически правильная, интонационно выразительная речь, закрепляется звукопроизношение. Ребята стали проявлять инициативу в общении, пытаются рассуждать, доказывать свою точку зрения. У детей появляется опыт публичного выступления, что очень важно для дальнейшего обучения.
Результаты итоговой диагностики за 5 лет свидетельствуют о том, что 84 % детей на этапе завершения дошкольного образования имеют высокий и средний уровень развития компонентов речевой системы.
Спасибо!