Методическое сопровождение педагогов по формированию экологических представлений у дошкольников

Лилия Дубовец
Методическое сопровождение педагогов по формированию экологических представлений у дошкольников

Аннотация. В статье рассмотрены основные аспекты в системе методического сопровождения педагогов по формированию экологических представлений у дошкольников. На основе анализа научно-педагогической литературы сформулирована собственная трактовка рассматриваемого понятйино-терминологического сочетания, приведена характеристика основных компонентов методического сопровождения педагогов ДОУ.

Ключевые слова: методическое сопровождение, экология, экологические представления, дошкольный возраст.

Постановка проблемы. Важнейшим требованием к реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является постоянное методическое сопровождение педагогов, включая консультирование всех участников образовательных отношений. Проблема исследования состоит в недостаточности разработки системы методического сопровождения педагогов по формированию экологических представлений у дошкольников.

Анализ литературы. Вопросами методического сопровождения педагогов занимались такие ученые как И. Батракова Н. Чекалева, Е. Казакова И. Серебрякова, Л. Тарита, В. Новицкая, Н. Виноградова, Н. Микляева, Ю. Родионова и др.

Наиболее последовательно, на наш взгляд, это понятие раскрыто в исследованиях В. Новицкой, методическое сопровождение воспитателя рассматривается как процесс оказания методической помощи в ходе взаимодействия со старшим воспитателем, профессиональная деятельность которого по организации методического сопровождения воспитателя обладает рядом характеристик, обусловленных спецификой данного способа организации методической деятельности в ДОУ [5,c.50].

Изучением проблем экологического воспитания занимались выдающиеся педагоги прошлого: О. Духнович, К. Ушинский, В. Сухомлинский, С. Русова. И в наше время многие ученые и педагоги-практики посвятили свои исследования данной проблеме, в том числе: Н. Лысенко, Н. Глухова, В. Фокина, С. Николаева, З. Плохий, Н. Кондратьева и др.

Цель статьи – рассмотреть процесс методического сопровождения педагогов по формированию экологических представлений у дошкольников.

Изложение основного материала. В настоящее время проблема формирования экологических представлений у дошкольников чрезвычайно актуальна и привлекает к себе все больше внимания. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества воздействуют на окружающую среду не лучшим образом. Как отмечают специалисты, выход из экологического кризиса с помощью технических средств невозможен. Следовательно, формирование экологических представлений выступает одним из необходимых условий преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду.

Система образования является важнейшим механизмом в формировании экологических представлений у детей, мотивации человека на здоровый образ жизни. Особую роль при этом играет система дошкольного образования, так как период дошкольного детства определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека, в том числе и ориентацию жизненных интересов личности.

С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (1991) и "Об образовании" (1992) была создана правовая база для развития системы непрерывного экологического образования и воспитания. Во исполнение Декларации Конференции ООН по окружающей среде, Указа Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития общества» формирование экологических представлений у подрастающего поколения следует признать одной из первоочередных задач [2, c.54].

Важнейшим требованием к реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является постоянное методическое сопровождение педагогов, включая консультирование всех участников образовательных отношений [9]. Однако на сегодняшний день отсутствует система методического сопровождения педагогов по формированию экологических представлений у дошкольников.

Рассмотрим подробнее, что же включает в себя понятие «методическое сопровождение педагогов», а также на этой основе сформулируем собственную трактовку сочетания методического сопровождения педагогов по формированию экологических представлений у дошкольников.

В работах И. С. Батраковой, Н. В. Чекалевой и др., термин «сопровождение» рассматривается в контексте научно-методического обеспечения образовательного процесса. При этом само понятие «обеспечение» трактуется как создание необходимых условий какого-либо процесса. Под методическим обеспечением авторы понимают создание необходимых условий реализации целей профессионального образования [8, с. 10].

Авторы рассматривают сопровождение как структурный компонент научно-методического обеспечения образовательного процесса. Сопровождение рассматривается в двух плоскостях - сопровождение педагога в образовательном процессе и сопровождение ребенка. Для нашего исследования наибольший интерес представляет именно сопровождение педагога, которое понимается как целенаправленное и специально организованное содействие педагогу, направленное на качественную реализацию образовательных программ. [8, с. 11].

Исследования Е. И. Казаковой, И. В. Серебряковой, Л. Г. Тариты определяют в качестве особого условия организации процесса сопровождения систематическую подготовку специалистов службы сопровождения [7, c.240]. В их исследованиях показана необходимость специальной подготовки субъектов, включающихся в службу сопровождения. Данными авторами подчеркивается, что сопровождение, в первую очередь, процесс взаимодействия.

В исследовании В. А. Новицкой, методическое сопровождение воспитателя рассматривается как процесс оказания методической помощи в ходе взаимодействия со старшим воспитателем, профессиональная деятельность которого по организации методического сопровождения воспитателя обладает рядом характеристик, обусловленных спецификой данного способа организации методической деятельности в дошкольном образовательном учреждении [5, с. 50].

В современных исследованиях М. В. Дубцовой - методическое сопровождение деятельности педагогов в ДОУ рассматривается в трех аспектах: как методическая служба, как метод сопровождения индивидуального развития и образовательного маршрута воспитателя и как методическая работа в ДОУ [3, с. 57]

На основе анализа научно-педагогической литературы сформулируем собственную трактовку понятйино-терминологического сочетания «методическое сопровождение педагогов по формированию экологических представлений дошкольников». Так, будем понимать под данным выражением тип педагогической деятельности, состоящий в оказании педагогам дошкольных образовательных учреждений помощи в получении знаний о составляющих экологической культуры, в воспитании ценностного отношения к окружающей среде, в развитии гармонически развитой личности дошкольников с опорой на их активную деятельность по формированию экологических представлений.

Формирование экологических представлений - это не только процесс целенаправленного воздействия на детей и их позицию по отношению среды, но и пространство межличностных отношений, в которых формируется целостная культура личности и ее неотъемлемая экологическая составляющая.

Основными компонентами методического сопровождения педагогов ДОУ, на наш взгляд являются: работа по формированию экологических представлений дошкольников по образовательным областям программы; организация эколого-развивающей среды; формирование экологической компетенции педагогов.

В связи с актуальностью рассматриваемой проблемы исследования в системе дошкольного образования возникла необходимость создания специальных программ, направленных на эффективное усвоение детьми дошкольного возраста основ экологических знаний и формирования собственных экологических представлений. Таких программ в последнее время создано много, и каждая предлагает пути решения определенных задач экологического воспитания дошкольников. Кроме основных общеобразовательных программ, в которых представлены все разделы воспитательно-образовательного процесса дошкольного учебного заведения («От рождения до школы», «Истоки» и др., существует ряд тематических, посвященных одному направлению работы с детьми, альтернативных авторских экспериментальных программ по формированию экологических представлений дошкольников.

Основой для создания образовательных программ для детей дошкольного возраста в России является ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста [9]. Формирование экологических представлений дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям. Например, содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Содержание образовательной области «Познание» направлено на формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.); о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов; расширение кругозора детей.

Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом.

Образовательная область «Физическое развитие» направлена на становление ценностей здорового образа жизни у дошкольников.

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах детской экологически направленной деятельности.

Обязательный компонент процесса методического сопровождения педагогов по формированию экологических представлений у дошкольников - знания. Если человек ничего не знает об объекте, она будет относиться к нему равнодушно. Экологические знания способствуют формированию сознательного отношения к окружающему миру, природе и закладывают основы экологического сознания [4, с. 14]. Педагоги при формировании экологических представлений у детей имеет целью не только вооружение воспитанников новыми экологическими знаниями, но и формирование экологически компетентной личности, то есть такой, которая способна, руководствуясь полученными знаниями, сформированными ценностями и опытом, принимать взвешенные экологически целесообразные решения в жизненных ситуациях - как в бытовых, так и в природном окружении. Именно эта личностная характеристика ориентирует воспитательный процесс и выступает показателем качества методического сопровождения педагогов по формированию экологических представлений у дошкольников.

Для дошкольной педагогики формирование экологических представлений дошкольников должно быть направлено в будущее, опираться на идеи гармонии природы и человека, устойчивого развития биосферы, способствовать преодолению имеющихся в обществе стереотипов путем формирования духовной, нравственной, экологически образованной личности и создание условий для ее развития. Для методического сопровождения важно, чтобы все - взрослые и дети - стали на путь сотрудничества с природой. Содержание ознакомления дошкольников с природой содержит широкий круг знаний, в том числе о природных материалах, сезонных изменениях в природе, разнообразии растений и животных. Такой подход к формированию содержания знаний о природе, которые должны усвоить дети, необходимые для формирования в них системы научных знаний о природе и соответствующего ценностного отношения к окружающей среде. Изучение природы должно начинаться с того, что непосредственно окружает ребенка, то есть с тех объектов и явлений природы, которые ребенок может наблюдать каждый день [4, с. 6-7].

Эффективность формирования экологических представлений ребенка во многом зависит от среды, в которой происходит его жизнедеятельность. Методическое сопровождение педагогов должно включать в себя также консультирование участников образовательного процесса по вопросам организации эколого-развивающей среды.

Эколого-развивающая среда в широком смысле - это единство природного, предметного, социального и среды внутреннего «Я». Оно обеспечивает приобретение ребенком опыта контакта с природным окружением и общением со взрослыми. Эффективность воздействия окружающей среды на личность ребенка в дошкольном учебном заведении зависит от способности педагогического коллектива организовать комфортную эколого-развивающую среду. Чтобы сформировать экологические представления у ребенка, взрослые из его окружения, должны сами обладать экологической компетентностью, ориентироваться в этих проблемах (глобальных, региональных, местных, иметь сформированное чувство гражданской ответственности за состояние природы, желание и действенную готовность к ее сохранению [6].

Демонстрируя различные подходы к пониманию данного понятия в зависимости от необходимости акцентировать внимание на определенных аспектах процесса формирования такой компетентности, под экологической компетентностью педагогов в процессе методической помощи, понимаем способность личности принимать решения и действовать так, чтобы наносить окружающей среде меньший вред; способность применять экологические знания и опыт в профессиональных и жизненных ситуациях, руководствуясь приоритетностью экологических ценностей.

Важным для формирования этой компетентности есть сведения, касающиеся бытовой сферы деятельности каждого человека, в его повседневном воздействии на окружающую среду, а также осознание каждым человеком своей причастности к проблемам загрязнения окружающей среды [8].

В системе методического сопровождения педагогов нужно учитывать тот факт, что отношение к природе включает несколько аспектов. Первый выражает отношение к природе как предмета материального производства, объекта труда и жизнедеятельности человека. Второй - как отношение к личным природным данных, к своему организму, который включен в систему экологического взаимодействия. Третий показывает отношение педагога к деятельности, связанной с изучением и охраной окружающей среды [1].

Известно, что организуя любую воспитательную работу, педагогу необходимо учитывать природные способности, наклонности, психические особенности ребенка на каждом возрастном этапе ее развития. Нужно сосредоточивать основное внимание на тех формах работы, которые наиболее полно вызывают восхищение у детей определенного возраста. Важно, чтобы дети не были пассивными слушателями и зрителями во время занятий, а активными их соучастниками. Для этого используют разные подходы, но предпочтение отдается личностно-ориентированному.

Личностно ориентированный подход предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Чтобы определить значение деятельности для конкретного ребенка, важно, прежде всего, выяснить, в чем эта деятельность отвечает или противоречит потребностям ребенка. Важнейшая характеристика личности с высоким уровнем сформированности экологических представлений заключается в стремлении к непрагматическому взаимодействию с миром природы. Это качество формируется при освоении ребенком соответствующих технологий деятельности (познавательной деятельности).

Выводы. Таким образом, в системе методического сопровождения педагогов по формированию экологических представлений у дошкольников необходимо отказаться от многих стереотипов, которые были сформированы в предыдущие годы. Природа не должна рассматриваться только с утилитарной точки зрения. Прежде всего, необходимо показать педагогам, а в последствие и детям ее уникальность, красоту и универсальность. Ведь экологическое воспитание является составной частью в системе воспитательно-образовательной работы с дошкольниками с целью всестороннего развития ребенка, поскольку формирование личности вне мира невозможно. Формирование экологических представлений дошкольников - одно из главных средств их развития, формирования экологически компетентной личности, способной свободно ориентироваться в природоохранной ситуации.

Список использованной литературы:

1. Виноградова Н. А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова. - М.: Айрисс-пресс, 2008.- 192 с.

2. Дошкольное образование России в документах и материалах: сб. действующих нормативно-прав. док. и прогр. -метод. материалов / ред. -сост. Т. И. Оверчук. –М. ,2014.

3. Дубцова, М. В. Методическое сопровождение педагога в условиях современного дошкольного учреждения / М. В. Дубцова // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: международная заочная научно-практическая конференция. – 2015г. – С. 55–58

4. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – М.: Академия, 2003. – 183 с.

5. Новицкая В. А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения: диссертация. кандидата пед. наук – Санкт-Петербург, 2007. - 281 с.

6. Рыжова, Н. А. Экологизация развивающей предметной среды / Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 3. – С. 15-24.

7. Экология: основы теории и практики: Учебное пособие / Под ред. Е. И. Казаковой, И. В. Серебряковой, Л. Г. Тариты и др. - Львов: Новый мир, 2003. - 296 с.

8. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: Методическое пособие / И. С. Батракова, Н. В. Чекалева, О. М. Кириленко, Н. А. Назарова; под ред. Е. П. Кулькиной – М.: РИПО, 2005 - 52 с.

9. Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/ (дата обращения: 7.02.2016).

Публикации по теме:

Формирование экологических представлений у младших дошкольников Стрыгина Мария «Формирование экологических представлений младших дошкольников» В наше время проблема экологического воспитания вышла на.

«Зимний лес». Конспект интегрированной образовательной деятельности по формированию экологических представлений «Зимний лес» Конспект интегрированной образовательной деятельности по формированию экологических представлений в подготовительной к школе.

Методическое сопровождение профессионального развития педагогов детского сада в свете требований ФГОС «Модель методического сопровождения по введению и реализации ФГОС ДО» Модель методического сопровождения по введению и реализации федерального.

Конспект НОД по формированию у детей элементарных экологических представлений Конспект НОД по формированию у детей элементарных экологических представлений. Диагностика экологических знаний. Образовательные задачи:.

Конспект совместной деятельности по формированию экологических представлений у детей. Тема: «Помощники Лесовичка» Цель: продолжать формировать у дошкольников представления о правилах поведения на природе, через использование настенного дидактического.

Конспект занятия по формированию экологических представлений «Куда бежит река Уводь?» (старшая группа) Оксана Нагарева Конспект занятия по формированию экологических представлений «Куда бежит река Уводь?» (старшая группа) Конспект занятия.

Конспект занятия по формированию экологических представлений «Куда бежит река Уводь?» (старшая группа) Конспект занятия по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста (старшая группа) (открытое занятие для родителей).

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй группе раннего возраста Програмное содержание: дать детям представление о характерных изменениях в природе. Формировать интерес к явлениям природы. Учить передавать.

Организованная образовательная деятельность по формированию экологических представлений у детей «Прогулка в зимний лес» Содержание ООД: - Собрались все детки тут, Я твой друг и ты мой друг, Крепко за руки возьмёмся, И друг другу улыбнёмся! (дети улыбаются.

Методическое сопровождение педагогов ДОУ согласно ФГОС в дошкольном образовании Методическое сопровождение педагогов ДОУ согласно ФГОС в дошкольном образовании С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Методическое сопровождение педагогов по формированию экологических представлений у дошкольников
Опубликовано: 5 апреля 2017 в 00:55
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конкурсно-развлекательное мероприятие
Праздник 8 марта Прекрасный, светлый праздник 8 марта. В этот день всех женщин, девушек и девочек поздравляют. Наши мальчики тоже приготовили поздравления....
Фотоотчет по ручному труду «Миньоны из втулок»
Уважаемые коллеги! Еще прошлым летом, перед моим отпуском, мы с детками сделали заготовки для изготовления миньонов – желтеньких забавных человечков из...
Фотоотчет: рисование пластилином «Подснежник»
Фотоотчет: рисование пластилином «Подснежник». Подснежники вызывают у нас очень трепетные и нежные чувства. Вероятно потому, что они самые первые говорят...
Конкурс поделок «Широкая Масленица»
Масленица – древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием тепла,...
Конспект ООД в старшей группе «Пересказ сказки «Жихарка» с помощью карт Проппа
Конспект ООД в старшей группе «Пересказ сказки «Жихарка» с применением карт Проппа» Цель: учить пересказывать сказку с опорой на карты Проппа. Задачи: 1....