Приложение МААМ

Музей природы в детском саду

Валентина Филимонова
Музей природы в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Музейная педагогика – популярное направление образовательной деятельности. На страницах журналов описан опыт создания разнообразных музеев и специальных музейно – образовательных программ для детей дошкольного возраста. Интересен опыт петербургских педагогов и сотрудников Русского музея, разработавших программу для дошкольников «Здравствуй, музей

Публикация «Музей природы в детском саду» размещена в разделах

Можем ли мы, педагоги малых городов, приблизить дошколят к музейным ценностям? В нашем городе Междуреченске есть для этого определенные условия: городской краеведческий музей, школьные музеи боевой славы, истории города, национальной культуры, выставочный зал, где экспонируются работы местных художников. Все это открыто для посещения малышами. Так же в детских садах создаются мини-музеи, фольклорные избы и уголки русского быта.

В нашем детском саду создан музей природы. Целесообразно ли создание такого музея в детском саду? Ведь детей привлекает все движущееся, цветущее, яркое, а не застывшие экспонаты природы. Пятилетний опыт работы в музее показал, что создание такого музея не только возможно, но и необходимо по ряду объективных причин:

• Использование экспонатов музея помогает выйти за круг явлений, доступных ребенку для непосредственного наблюдения, и показать то, что удалено территориально, во времени или просто невидимо ребенку. Важная особенность экспонатов – их статичность, дающая возможность подробно рассмотреть их, описать, установить между ними содержательные связи.

• Учитываются особенности детской субкультуры – стремление к коллекционированию. Ни для кого не секрет, что дети собирают и хранят как сокровища всевозможные, ненужные, по мнению взрослых, вещи: фантики, вкладыши, кэпсы, и прочие предметы. Дети с радостью откликнулись на предложение собирать коллекции для музея.

• Расширилось образовательное пространство детского сада, позволяющее разнообразить детскую деятельность, что в конечном итоге дает высокий личностный развивающий эффект.

• Экспозиции музея помогают формировать в течение всего года (т. к. у нас слишком короткое лето, благоприятное для наблюдений за живой природой) не только конкретные представления об объектах природы, но и знания о взаимосвязях живых организмов в экосистемах, обобщенные представления о явлениях природы, которые позволяют детям в дальнейшем ориентироваться в новых фактах в других условиях.

Какого же оформление и предметно – развивающая среда нашего музея?

В помещении музея расположены несколько экспозиций:

1. Экспозиция экосистем «Кто где живет? Что где растет?» расположена на стенах музея и состоит из нескольких панно:

Панно «Лес, тайга» - это природная зона нашего края. Здесь можно увидеть разные породы деревьев, кустарников, трав. Множество разных обитателей уживается на одной территории: волки, медведи, белки, разные птицы и насекомые.

Панно «Африканская саванна» привлекает внимание детей скоплением крупных животных: антилоп, полосатых зебр, жирафов, носорогов. А вот огромный баобаб с раскидистыми ветвями. В рощице пальм живут обезьяны.

Панно «Зеленый лужок». Дети узнают, что луг – это сообщество травянистых растений, которые любят свет, тепло, влагу. В это сообщество входят множество разных насекомых, мелких животных, наземных птиц. На свежую травку луга выходят пастись и домашние животные.

Панно «Пустыня». Глаза ребенка как бы скользят мимо, им не на чем остановиться: огромное желтое пространство и на нем малочисленные животные: змея, черепаха, ящерица. «Почему здесь пусто?» - это вопрос для поиска, размышления, исследований.

Панно «Море». Оно радует детей простором, чистотой, голубизной «воды». В морях живет много интересных животных: киты, дельфины, осьминоги, морские звезды, много разной рыбы. На дне и в толще воды растут водоросли, кораллы.

Все панно изготовлены из подручных материалов, ярких кусочков ткани, бросового материала, животные – из пластмассы.

2. Экспозиция «Природа нашего края» представлена различными коллекциями:

Семена дикорастущих и культурных растений

Гербарии травянистых растений и древесных пород

Спилы различных деревьев с хорошо заметными годичными кольцами

Разнообразные камни, полезные ископаемые

Насекомые

Чучела птиц

Чудеса природы (необычной формы овощи, фрукты, причудливой формы трутовики, ветки деревьев)

Коллекция засушенных букетов, злаков и тд.

Особым вниманием детей пользуется чудесный старый пень. Он вызывает много вопросов и ответов, предположений и открытий. На нем можно посидеть, потрогать гладкий спил, погладить мощные ветвистые корни.

Акватерритория – любимое место детей в пространстве музея. У стены устроена горка из камней, по которой, сбегая вниз, журчит веселый ручеек. Он впадает в небольшое озерце, на дне которого в прозрачной воде видны камешки разной формы и цвета, модели животных живущих в воде. Детей завораживает бег хрустальной воды по камням, они по долгу разглядывают озерце, воображая загадочную жизнь на его дне.

3. Экспозиция природосозидательной деятельности детей нашего детского сада. Она оформлена в фотоальбомах, видеофильмах, результатах исследовательской, проектной деятельности детей: стенгазетах (например «Как мы посадили рябинку», самоизданных книгах («Жалобная книга природы вокруг нашего города», «Сад непрерывного цветения» и др., лучших подделок из природного материала.

Как в любом музее для учета экспонатов у нас имеется инвентарная книга, в которой записываются номер экспоната, дата его появления, фамилия и имя человека принёсшего, подарившего его. Для того, чтобы экспонатами музея в качестве наглядного, обучающего средства могли пользоваться все педагоги, составлены тематические каталоги, в которых дается краткая информация о музейном предмете, его особенностях и вариантах использования в работе с детьми.

Однако, самое основное при создании подобного музея заключается не в его оснащении, а в развивающем взаимодействии педагога с детьми в музее природы. Технология нашего взаимодействия с детьми представлена в трех моделях:

• Учебная образно-игровая модель. Ее цель состоит в развитии логичности и творчества у детей через социально- ролевые отношения, позволяющие ребенку вступать во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Познавательная деятельность принимает игровую окраску за счет постановки учебной цели в художественном образе. Интеграция художественных образов сказок, мифов, стихотворений с природным окружением позволяют детям прочно усваивать знания и обеспечивает эмоциональный комфорт участникам деятельности. Основные методы этой модели: чудесное «превращение» в объект природы, общение с Принцессой музея, лесные сказочные герои в гостях у детей, создание сказочной ситуации из природных объектов и вымышленных персонажей.

• Коммуникативно-диалоговая модель. Цель данной модели познавательной деятельности заключается в развитии у детей самостоятельности и активной позиции в процессе познания природы на основе включения в разнообразные по содержанию диалоги и коммуникации.

Основные методы этой модели: решение проблемных ситуаций, вопросы-задания, вопросы, прогнозирующие путь изучения ребенком отдельных объектов, символические игры, словесные игры, игры – воображения.

• Поисково – исследовательская модель. Ее цель – актуализация субъектной позиции ребенка в познавательной деятельности, актуализация знаний, умений, навыков ребенка, их практическое применение во взаимодействии с окружающей природой. Стимулирование потребностей ребенка в самореализации, самовыражении, реализация принципа сотрудничества детей и взрослых. Основной метод этой модели - метод проектов. На базе музея прошла разработка и презентация таких проектов, как «Путешествие зернышка», «Лекарственные травы Кузбасса в аптеке Неболейки», «Мой папа – шахтер»

Логика использования данных моделей основывается на том, что ребенок познает мир посредством образов, и игровые способы облегчают ему процесс усвоения знаний, поэтому он вначале включается в учебно-игровую деятельность. Затем в коммуникативно-диалоговую деятельность, так как уже приобрел способы и опыт познания явлений природы и ее художественные образы и способен на этой основе вступать в коммуникации с педагогом и детьми. На заключительном этапе организуется поисково-исследовательская деятельность, в которой ребенок становится в позицию разрешения ситуаций, отражающих законы природы на уровне проектирования, осмысления и выражения собственных суждений.

Педагогами детского сада составлена музейно-образовательная программа «Распахни окно в мир природы» и разработан методический комплект, включающий в себя сценарии экскурсий и описание различных тематических выставок в музее природы, описание проектной деятельности детей, конспекты занятий «В гостях у принцессы Кукурузы», «Мы – морские обитатели», «Лесное чудо» и пр.

Публикации по теме:

Мини-музей музыкальных инструментов в детском садуМини-музей музыкальных инструментов в детском саду Всевозможные музеи – неотъемлемая часть развивающей предметно-пространственной среды детского сада. В музыкальном зале, например, можно.

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Фотоотчет «Красота зимней природы в нашем детском саду»Фотоотчет «Красота зимней природы в нашем детском саду» Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,- Не.

Мини-музей «Чудеса из дерева» в детском садуМини-музей «Чудеса из дерева» в детском саду «Велика наша Россия И талантлив наш народ. О Руси родной умельцах На весь мир молва идет». Цель: продолжать знакомить детей со свойствами.

Музейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группеМузейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группе Музейная педагогика в детском саду Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Творчески мыслящий педагог.

Мини-музей «Коми изба» в детском садуМини-музей «Коми изба» в детском саду Чувство патриотизма начинает формироваться с самого рождения. Любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание.

Мини — музей в детском саду (из опыта работы).Мини — музей в детском саду (из опыта работы). Здравствуйте, дорогие коллеги. Музейная педагогика и мини-музеи прочно вошли в жизнь дошкольных учреждений. Цель музейной педагогики: создание.

Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями в соответствии с ФГОС ДОМини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями в соответствии с ФГОС ДО Мини-музей - это результат общения и совместной работы детей и их родителей. Тема музейной педагогики остается актуальной, так как решается.

Мини-музей в детском саду, посвященный Победе в Великой Отечественной ВойнеМини-музей в детском саду, посвященный Победе в Великой Отечественной Войне К празднованию Дня Победы мы решили сделать в группе мини-музей. Обратились к родителям воспитанников и сотрудникам детского сада с просьбой.

Экскурсия в музей краеведения в детском садуЭкскурсия в музей краеведения в детском саду Цель экскурсии Дать детям элементарные знания о крае, в котором они живут. Познакомить детей с жизнью, бытом, обычаями и традициями казаков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музей природы в детском саду
Опубликовано: 19 июня 2020 в 17:32
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музей природы в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Филимонова (УИ 314371) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД