Любовь Черных
Диагностика целостного развития детей дошкольного возраста в рамках контекстного подхода
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема подготовки педагогических кадров выступает важным фактором развития и преобразования личности и общества. Актуальность данной проблемы обозначена в принятом федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в 2011 году.
Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. В «Философском словаре» С. Я. Пирогова слово «педагог» определяется как наставник, преподаватель, т. е. подчеркиваются две его основных функции- руководство приобретением и реализацией социального опыта ученикам и передача накопленных человечеством знаниям [5, с. 34]. Столь серьезное внимание профессии педагога вполне закономерно. Развитие общества всегда связывалось в личностью педагога, его профессионализмом. Отсюда понятен интерес исследователей проблемам подготовки будущих педагогов.
Публикация «Диагностика целостного развития детей дошкольного возраста в рамках контекстного подхода» размещена в разделах
- Диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2017
Главной целью педагогического образования является подготовка специалистов, способных обеспечить разностороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, ее умственных, физических и эстетичных способностей, высоких моральных качеств, а, следовательно, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого и культурного потенциала народа. Для реализации поставленных целей педагог должен прежде всего быть воспитан сам и владеть необходимыми качествами. К таким качествам следует отнести: высокую духовность, нравственность, культуру, интеллигентность, гуманизм, профессиональную компетентность, творческое педагогическое мышление [1, c.45].
Однако перечисленные качества - это лишь отдельные черты педагога. Понятно, что вуз должен иметь модель выпускника, который будет способен реализовывать поставленные обществом цели. В государственных стандартах перечислены компетенции, которые важно сформировать у выпускников. Опираясь на официальный документ, мы попытались представить модель педагога. Она, по нашему мнению, должна включать многообразие личностных и профессиональных качеств, в ряду которых можно обозначить главные, без сформированности, которых невозможно стать высококвалифицированным воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личность, способной наилучшим образом обучить и воспитать подрастающее поколение.
Основные требования к педагогу связаны с выполняемыми им профессиональными функциями и относятся к деятельности и общению: способности, знания, умения и навыки обучения и воспитания детей. Отсюда, он должен владеть качествами: любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Без перечисленных умений и способностей успешная педагогическая работа невозможна [ 4, с. 42 ].
Названные качества приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой над собой. Не случайно учителей и воспитателей много, а одаренных и талантливых среди них, блестяще справляющихся со своими обязанностями, единицы. Таких людей в области педагогической профессии, наверное, меньше, чем во многих других сферах человеческой деятельности.
Перечисленные качества составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность [3, с. 19].
Современные требования к уровню и качеству подготовки кадров для дошкольных образовательных учреждений в рамках формирования профессиональной компетентности предполагают поиск путей оптимизации учебного процесса, а именно – акцент на повышение роли активных, проблемно-поисковых и исследовательских методов обучения в противовес информационным и репродуктивным[1,с. 17]. Организация такого уровня образовательного процесса возможна на основе контекстного подхода, то есть учета всех компонентов образовательной среды ДОУ.
Система подготовки будущих специалистов ДОУ представляет собой целостный сложный процесс, показателями результативности которого являются способность выпускников самостоятельно решать сложные профессиональные задачи в постоянно изменяющихся условиях, стремление осваивать новые технологии, принимать нестандартные решения в целях эмоционального благополучия ребенка и педагогического коллектива [4, с. 59]. А это значит для педагога необходимо умение адаптироваться в образовательной среде дошкольного учреждения. Он должен уметь войти в образовательную среду и обогащать ее, а среда, в свою очередь, воспитывает и формирует в нем педагога. Аналогичные процессы имеют место в период подготовки будущих педагогов в стенах профессионального образовательного учреждения.
В процессе учебных занятий по специальным дисциплинам и в ходе практики студенты знакомятся со спецификой организационной работы в ДОУ. Изучив состояние образовательного процесса подготовки будущих педагогов и современные требования, которые являются содержанием процесса подготовки будущих педагогов, мы выстроили модель, которая явилась отражением и одновременно образцом современной эффективной подготовки будущих педагогов.
Данная модель вобрала в себя все те элементы, которые были созданы в процессе исторического развития процесса подготовки будущих педагогов. Естественно все эти элементы на данном этапе обогащены новыми знаниями, наполнены более серьёзными умениями, которыми должен владеть будущий педагог, и более сложным содержанием образовательной деятельности. Значительно усовершенствовались формы обучения. Сегодня, наряду с лекциями и практическими занятиями, используются: коллоквиум, круглые столы, деловые игры, кайсы и др. В значительной степени модернизировались методы обучения наряду с практическими, словесными и наглядными методами, сегодня модель подготовки включает: технические методы обучения (система интернет, компьютерные программы).
Мы можем утверждать, что современная модель подготовки будущих педагогов, основанная на реализации контекстного подхода, способствует более глубокому и основательному овладению выпускниками знаниями и умениями профессиональной деятельности. Создание такой модели - один из путей подготовки будущих педагогов к осуществлению целостного развития личности ребёнка. Сегодня данная проблема и ее решение соответствуют социальному заказу, определённому правительственными документами, законом РФ «Об образовании» и выступлениями президента В. В. Путина и премьер-министром Д. А. Медведевым.
Разрабатывая модель подготовки будущих педагогов, мы посчитали необходимым включить одним из компонентов - выработку у студентов умений осуществлять диагностику личностных качеств ребенка. Подготовка студентов к выполнению данной функции должна включать диагностику познавательного, эстетического, речевого, нравственного развития детей и методик их изучения.
Для диагностики познавательного развития предлагаем использовать методику Н. Б. Шумаковой «Вопрошай-ка». Цель данной методики: изучить уровень познавательной активности по числу задаваемых вопросов, по характеру вопросов и по охвату картинки вопросами [ 8, с. 9 ].
Для диагностики нравственного развития старших дошкольников предлагаем использовать методику «Закончи историю» (модифицированный вариант Р. М. Калининой). Её цель — изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость — жадность, трудолюбие — лень, правдивость- лживость, внимание к людям — равнодушие, определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм и давать элементарную нравственную оценку [ 7, с. 71].
Для выявления уровня речевого развития предлагаем применять методику «Кукла». Цель данной методики: проверка сформированности словаря детей [ 7, с. 23].
Для определения уровня эстетических проявлений детей в изобразительной деятельности считаем нужным применять художественно-экспрессивный тест, который позволяет продиагностировать уровень развития эмоциональных представлений с помощью произведений изобразительного искусства (Серов В. А. Девочка с персиками, Ренуар О. Читающая девочка, Серов В. А. Портрет Мики Морозова) [ 2, с. 61 ].
Нами было проведено исследование в МБДОУ «Детском саду №39 города Ельца» в старшей группе по реализации данных методик. В полной мере было доказано, что совокупность предложенных методик даёт основания говорить о развитии в ДОУ процесса целостного формирования личности ребёнка.
Данные методики доказали существование в «Детском саду №39 города Ельца» системы целостного развития. Показатели по каждому направлению развития детей высокие. Отсюда, мы предлагаем в модель подготовки будущего педагога включать отдельным разделом «Диагностику целостного развития ребёнка». В этом случае будущий педагог будет более компетентно выполнять следующие виды работ:
- оформление предметно-развивающей среды ДОУ;
- охрана жизни, укрепление психологического и физического состояния ребенка,
- воспитание уважения к правам и свободам человека,
- исследование развития детей по всем областям;
- оформление документации: табель, план воспитательно - образовательной работы и другое.
- коррекция (при необходимости) недостатков физического и психологического развития детей,
-взаимодействие с семьями с целью оказания консультативной или методической помощи родителям.
-проведение родительских собраний. Очень важно информировать об успехах и неудачах, а также об успеваемости каждого ребенка. После этого приходится иногда давать некоторые рекомендации по занятиям с малышом дома, так сказать, «домашнее задание» родителям [ 2, с. 31]. Вполне естественно, решение поставленной задачи - подготовка студентов к работе по проведению диагностики целостного развития ребенка, будет эффективной в случае реализации высшей школой контекстного подхода. А в дошкольное образовательной учреждение придут подготовленные, уверенные в успехе молодые кадры.
Добросовестное отношение к выполнению работы со стороны воспитателей в детском саду и людей, окружающих ребенка дома, позволит обеспечить малышу полноценное психологическое и физическое развитие и подготовит его к более взрослой, школьной жизни [6,с. 81].
Обобщив сказанное, констатируем, что современная подготовка педагогов ДОУ требует разнообразных путей ее осуществления. В данной работе предложен, как основной, контекстный подход при разработке отдельных компонентов модели процесса подготовки будущих педагогов. Модель подготовки педагогов на современном этапе по структуре мало чем отличается от моделей предшествующих периодов, но по содержанию компонентов современная модель более сложная.
Список используемых источников
1. Белоусова, И. В. К проблеме подготовки педагогических кадров к работе в условиях новых требований к образовательному процессу: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической Интернет-конференции «Инновационные педагогические технологии в образовательном пространстве» [Текст ] / И. В. Белоусова. – Белгород, 2016.
2. Ветлугина, Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду [Текст] / под ред. Н. А. Ветлугиной. – М. : Детство-Пресс, 2010.
3. Загвязинский, В. И., Емельянова, И. Н. Теории обучения и воспитания : учебник для студентов высших учреждений [Текст] / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. —М. :Издательский центр «Академия», 2012.
4. Корнетова, Г. Б., Салова, А. И. Подготовка педагогических кадров: история, теория, практика: сборник научных трудов и методических материалов [Текст ] / Г. Б. Корнетова, А. И. Салова. – М. : АСОУ, 2013.
5. Пирогова, С. Я. Философский словарь [ Текст ] / С. Я. Пирогова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
6. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов [Текст]/ – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
7. Стребелева, Е. А., Мишина, Г. А., Разенкова, Ю. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей ранее и дошкольного возраста : методическое пособие [Текст] / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова. -М. : Просвещение, 2004.
8. Штепина, И. С. Психолого-педагогическая сущность формирования познавательной активности у дошкольников [Текст] / И. С. Штепина // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М. : Буки Веди,2012.