Приложение МААМ

Формирование краеведческих знаний у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир»

Богданова Яна
Формирование краеведческих знаний у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир»
▼ Скачать + Заказать документы

Богданова Яна Дмитриевна группа 02021751

Статья

Формирование краеведческих знаний у

младших школьников в процессе изучения предмета "Окружающий мир"

Глобальные современные проблемы, угрожающие жизни и человеческой цивилизации, стали необходимостью экологического образования, Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей социо-природной среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.

Публикация «Формирование краеведческих знаний у младших школьников в процессе изучения предмета „Окружающий мир“» размещена в разделах

Важнейшим принципом экологического образования считается непрерывность. Под непрерывностью понимается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей жизни. Значительную роль в этом процессе занимают детские годы - дошкольный и особенно младший школьный возраст. Понимание роли и места начальной школы в системе экологического образования школьников послужит основанием для совершенствования всей методической системы образования младших школьников в области окружающей среды.

Детство- это период бурного развития ребенка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирование многогранных отношений к природе и людям.

Целью экологического образования является формирование личности с экоцентрическим типом экологического сознания. Такая личность может быть названа экологической личностью.

Экологическое образование должно решать три задачи:

1. Формирование адекватных экологических представлений, т. е. представлений о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе.

2. Формирования отношения к природе.

Само по себе наличие экологических знаний не гарантирует экологически целесообразного поведения личности, для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе.

3. Формирование системы умений и навыков (технологий) и стратегии взаимодействия с природой.

Основой изучения природы в начальных классах является краеведческий принцип, осуществление которого в преподавании предполагает систематическое изучение своего края. Для этого необходимо постоянное накопление фактов и сведений о родных местах и дальнейшая обработка этих материалов.

Учитель знакомит учащихся с простейшими методами исследования при изучении своей местности, чтобы дальше, изучая другие районы, ученики знали бы, откуда и как наука получает о них данные. Главное в школьном краеведении заключается в том, чтобы ученики, изучив свою местность, хорошо им ранее известную по обыденной жизни, почувствовали ее своеобразие по сравнению с другими изучаемыми районами. Учитель должен помочь ученикам открыть новый своеобразный чудесный мир в окружающей местности. Краеведческий принцип или краеведческий подход должен применяться повседневно, систематически на всех уроках.

С самых первых дней пребывания в школе учащиеся познают окружающий мир и его закономерности. Краеведение - одно из самых мощных средств воспитания, формирует основные природоведческие понятия на основе живого восприятия окружающей среды. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, насколько прочным окажется фундамент первоначальных знаний о ней, насколько будет воспитано чувство к окружающей природе, желание понять и глубже узнать ее. Без краеведческой работы и экскурсий нельзя по-настоящему интересно поставить преподавание предмета.

Краеведение является сильным средством повышения уровня учебно-воспитательной работы в школе. Оно расширяет кругозор учащихся, повышает интерес к изучению предмета «Ознакомление с окружающим миром». Краеведение способствует привитию практических навыков и умений. Поэтому в процессе работы над определенной темой необходимо эти знания расширять, конкретизировать, углублять. Они должны приобретать экологическую направленность, т. е. в каждом изучаемом вопросе раскрывается экологический аспект.

Развитие исследований и совершенствование практики работы в школе в области экологического образования учащихся и школьного краеведения привело к зарождению экологического краеведения. Экологическое краеведение в школе связано с организацией совокупности видов деятельности, направленных на познание учениками природы своего края в прошлом и настоящем, выявлением местных экологических проблем, поиск и практическую реализацию доступных для учащихся путей их решения. Учет этих особенностей краеведения повышает эффективность эколого-краеведческой работы с младшими школьниками.

Результатом краеведческого подхода в экологическом образовании младших школьников является осознание детьми разнообразных сведений, связей между живой неживой природой, потребность общения с родной природой, бережного отношения.

«Краеведение в школе- писал известный советский методист В. А. Кондаков, - имеет большое значение, так как оно толкает учащихся на самостоятельную, исследовательскую работу, заставляет сильнее любить свою Родину, создает разумный отдых, повышает авторитет школы». Необходимо, чтобы краеведение буквально пронизывало весь курс «Ознакомления с окружающим миром».

Публикации по теме:

Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской.

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Окружающий мир» абочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта.

Дидактическая игра «Определи форму предмета» для учащихся младших классов коррекционной школыДидактическая игра «Определи форму предмета» для учащихся младших классов коррекционной школы Здравствуйте! Не для кого уже не секрет, что дидактические игры являются очень эффективным методом в обучении детей, который активно воздействующих.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Использование метода ассоциативных символов в процессе интерактивного изучения иностранных языковИспользование метода ассоциативных символов в процессе интерактивного изучения иностранных языков В любом иностранном языке есть явления, которые отсутствуют в родном языке. Это могут быть звуки, орфографические особенности, грамматические.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Картотека стихов о Родине для младших школьников «С чего начинается Родина?» С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

Проект «Моя любимая кошка» для младших школьниковПроект «Моя любимая кошка» для младших школьников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию проект для младших школьников, который мы подготовили с дочерью Валерией. Валерия учиться.

Формирование психологического здоровья младших школьников как фактор адаптации к обучению в средней школе Статья в журнале «Известия Вгпу» №3 (272, 2016. с. 191–193 ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование краеведческих знаний у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир»
Опубликовано: 8 декабря 2021 в 09:26
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование краеведческих знаний у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир»» (включая файлы) размещена пользователем Богданова Яна (УИ 2005210) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД