Лучший педагог года

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности

Анна Александровна
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности

Формирование коммуникативных умений младших школьников – очень актуальная проблема в настоящее время. Так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения учащихся, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Публикация «Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности» размещена в разделах

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие своевременное качество образования, не маловажная роль в этом отводится начальной школе.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предлагает формировать коммуникативные универсальные учебные действия для адаптации ребенка в социуме.

Коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Для реализации в начальном образовании доступны следующие виды внеурочной деятельности:

1) Игровая деятельность;

2) Познавательная деятельность;

3) Проблемно-ценностное общение;

4) Досугово-развлекательная деятельность;

5) Художественно – эстетическое творчество;

6) Социальное творчество;

7) Трудовая деятельность;

8) Спортивно-оздоровительная деятельность;

Во внеурочной деятельности возможно применение различных упражнений и игр, которые направлены на формирование коммуникативных учебных действий.

Каково же значение коммуникативной компетенции младшего школьника?

Во - первых, она влияет на учебную успешность. Например, если ученик стесняется отвечать у доски, его реальный ответ будет хуже имеющих знаний, и соответственно, оценка будет ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребенка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение неприятности.

В - третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности, но и благополучия будущей жизни.

Исходя, из выше изложенного, во внеурочное время, в своём классе я стараюсь использовать разные формы виды работ на формирование коммуникативной компетенции младших школьников.

Например,

1) мы много рассказываем с учащимися на определенные темы. (О природе, о здоровье, семье и т. д.)

2) Воспитанники готовят свои выступления на заданные темы. А также без подготовки делаем сообщения. Учащиеся высказывают свои мнения, доказывают свою точку зрения.

3) Проводим диалогическую форму общения.

Сюда входят ролевые, деловые, познавательные игры. Некоторые дети участвуют в качестве ведущих на мероприятиях. Участвуют в проектах.

Приступая к работе нужно помнить, что только хорошо продуманная система может дать положительные результаты.

Однако я думаю, что формирование базовых компетенций урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен урок, личность развивается в общении, в неформальной обстановке.

Внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы:

- формирует любознательность,

-повышает эрудицию школьников,

-создаёт ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых.

Составляющими коммуникативных умений являются:

-умение слушать;

-умение понимать и принимать мнение другого;

-умение решать конфликт;

-умение адекватно оценивать себя и других.

В классе я с детьми провожу разные мероприятия, игры, конкурсы, беседы, инсценировки сказок, ролевые игры и т. д.

Например, в 3 классе можно проводить игру «Пожелание». Цель этой игры – развитие коммуникативных навыков. Игра «Продолжи сказку», эта игра побуждает детей фантазировать, развивать речь, также способствует формированию культуры поведения. Мероприятия, которые мы проводим по формированию коммуникативных качеств, убеждают в том, что правильно подобранные средства, методы значительно влияют на развитие коммуникативных качеств у младших школьников.

Таким образом, формирование коммуникативных качеств "даёт" ребёнку некую жизненную ориентацию, представление о главных жизненных ценностях, самооценку и конкретную характеристику стиля жизни ребенка.

Есть много игр на формирование коммуникативных компетенции… Я вам подготовила картотеку игр, и Вы, уважаемые коллеги, увидите описание различных игр в этой картотеке.

Младший школьный возраст очень благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Формирование коммуникативной компетенции – это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познать мир.

Итак, внеурочная деятельность оказывает большое влияние на формирование коммуникативной компетенции младших школьников, так как личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Важно помнить, что обучение общению — не только задача педагога. Этот вопрос должен решаться совместными усилиями учителя, логопеда, психолога и конечно же семьи, ведь именно здесь закладываются его первые основы.

Литература:

1. Сергеев, И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие / И. С. Сергеев, В. И. Блинов. - М. : АРКТИ, 2007.

2. Зайцева, К. П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно- воспитательной деятельности /К. П. Зайцева // Начальная школа плюс до и после. - 2011.

Публикации по теме:

Формирование духовно-нравственных ценностей в начальной школе во внеурочной деятельности Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Сущность и задачи духовно-нравственного воспитания и развития раскрывались.

Игровая деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции старших дошкольников с нарушением слуха Доклад подготовила воспитатель структурного подразделения "Детский сад" школы - интернат №23 г. Белгород Кондрашина Маргарита Александровна.

Организация внеурочной деятельности младших школьников Доклад на методическом объединении «Организация внеурочной деятельности младших школьников» 1. Понятие «внеурочная деятельность» В целях.

Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников Цель: Поделиться своими находками, чтобы коллеги могли использовать их в своей работе. Актуальность:  На мой взгляд, позитивное содержание.

Формирование словарного запаса и запаса знаний об окружающем мире у младших школьников Словарный запас ребёнка-школьника является важнейшей характеристикой его интеллектуального развития. Ведь именно в 6 -7 летнем возрасте.

Формирование элементарных знаний о правах ребёнка в коммуникативной деятельности ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ Тема: Формирование элементарных знаний о правах ребенка в коммуникативной.

Формирование здорового образа жизни у младших школьников Младший школьный возраст – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Основными задачами этого.

Изобразительная деятельность как средство развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Коммуникативная деятельность всегда начинается.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Виды учебной деятельности по формированию мышления младших школьников на уроках математики Виды учебной деятельности по формированию мышления младших школьников на уроках математики. Развитие у детей логического мышления - это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности
Опубликовано: 5 ноября 2018 в 14:36
+139Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД